Почему молчал Ганди?

В театре юного зрителя «Дилижанс» премьера – спектакль «Ганди молчал по субботам» по пьесе Анастасии Букреевой. Постановка в 2018 году стала победителем IX фестиваля «Премьера одной репетиции», который был посвящён современной драматургии для подростков. В этом году спектакль вошёл в постоянный репертуар «Дилижанса».

Почему важно считаться с мнением своего ребёнка? О чём вообще думают современные дети? Как родителям не потерять с ними связь? Эти вопросы стали ключевыми в спектакле и позволили режиссёру Екатерине Зубаревой раскрыть проблему взаимоотношения отцов и детей. Стоит отметить, что в постановке был задействован молодой актёрский состав театра.

Роль главного героя – подростка Саши (или Мота, как он сам себя называл) исполняет ведущий артист «Дилижанса» Пётр Зубарев. Стиль одежды, характер и манера поведения позволили актёру создать образ типичного подростка. Многие зрители после спектакля отметили: наблюдая за героем на сцене, они забыли, что роль играет взрослый человек. Им казалось - на сцене выступает шестнадцатилетний юноша. Именно его глазами и показаны все события спектакля.

Вначале Саша счастливый любознательный подросток. Он интересуется совершенно разными темами, например «как космонавты ходят в туалет?» или «обязательно ли убивать белочку, чтобы сделать кисточку?» Мальчику хочется узнать всё и сразу, как можно скорее открыть для себя что-то новое, поближе изучить этот мир, но он ещё не знает, какие сюрпризы может преподнести ему жизнь. Любимая семья, совместные вечера за большим столом, тёплые беседы - всё это в один миг становится прошлым после слов отца «Я ухожу». С этого момента характер Саши полностью меняется. Он перестаёт разграничивать понятия «мама» и «папа». В его лексиконе появляются новые обозначения - «Родитель один» (Ирина Храмкова) и «Родитель два» (Максим Никлус). Люди, которых он так сильно любил, всё чаще начинают выяснять отношения друг с другом и всё меньше обращают внимание на ребёнка. Каждый вечер Саша слушал ссоры и скандалы взрослых.

Для изображения семейных историй Екатерина Зубарева решила сделать режиссёрский ход, заявив спектакль как бит-драму. На протяжении всей постановки диалоги, ссоры, скандалы озвучивались актёрами при помощи бита, а о чём артисты говорят в данный момент, зрители узнавали через интерпретацию главного героя.

К подбору реквизита для спектакля режиссёр тоже подошла нестандартно, что помогло добиться оригинальной авторской трактовки сюжета. Например, обычные наушники актёры использовали не для прослушивания музыки, а для демонстрации барьера в общении. Во время беседы с сыном отец надевает наушники и не слышит всего, что говорит ему ребёнок. В итоге разговор получается пустым. Таким образом, режиссёр пытается донести до зрителей, что в жизни часто происходит так же. Многие проблемы взаимоотношений родителей и детей заключаются в том, что взрослые не слушают то, что им говорят дети.

Жизнь подростка отходит на второй план даже для мамы Мота. Героиня зацикливается на собственных проблемах и не замечает, какой удар её поведение наносит сыну.

Единственный человек, с которым может пообщаться герой – это Лиза, женщина без определённого места жительства. Её роль исполняет сама режиссёр. У Екатерины Зубаревой получилось замечательно передать характер и поведение героини, которой по воле судьбы пришлось жить в метро. Именно там и познакомился с ней Саша-Мот. Потерянное состояние и невнятная речь, «либо мычала, либо молчала», как объяснял сам подросток. Но, если даже Лиза особо не разговаривала с Сашей, то почему он так любил проводить с ней время? А всё потому, что в отличие от остальных Лиза умела слушать. Её уши были открыты, и при разговоре с Мотом она смотрела на него с большим вниманием. Единственной фразой, которую Лиза произнесла в ответ на слова подростка, была: «Ганди молчал по субботам». Именно эта реплика станет ключевой для подростка. Спустя время он поймёт, что во взрослой жизни молчать гораздо лучше, чем говорить. И герой начинает молчать. Сначала по субботам, а затем и всю неделю. Безмолвие сына провоцирует на откровение родителей. Удастся ли им исправить ситуацию? Об этом зрители узнают, только посмотрев спектакль. Каждый сам ответит на вопрос «почему Ганди молчал по субботам», так как у каждого свои ценности.

Важно среди вечной суеты и проблем не забывать о главном. Именно этому и пытались научить зрителей актёры спектакля. На мой взгляд, у них это получилось.

Просмотров: 3395
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей