«Премьера одной репетиции»: дневник фестиваля. Причудливая и пугающая «Комната Герды»

У заядлых театралов открытие занавеса наверняка вызывает бурю эмоций. Но с чего начинается спектакль? Что происходит после того, как в руки режиссёра попал текст пьесы, а актёры разбирают роли? Ежегодный фестиваль «Премьера одной репетиции» театра «Дилижанс» уже в одиннадцатый раз дал шанс зрителям не только увидеть эскизы спектаклей, но и пообщаться с создателями постановок. О том, как это происходило, читайте в дневнике фестиваля, который вёл корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Серей Сызганцев.

3 сентября

Открылся фестиваль спектаклем внеконкурсной программы «Комната Герды» театра «Особняк» из Санкт-Петербурга. Лирический хоррор по сказке Ганса Христина Андерсена и модерниста Райнера Рильке поставлен режиссёром Яной Туминой, Главные роли исполнили Алиса Олейник и Евгений Филимонов.

Спектакль «Комната Герды» – вольная интерпретация сказки Андерсена «Снежная королева», только в этот раз Герда путешествует по закоулкам своей памяти. Зрителю предстоит узнать, действительно ли героиня отправлялась искать Кая, и оценить современную «реконструкцию» событий известной сказки.

Главная героиня постарела, но в душе она не перестаёт искать своего друга детства Кая. Кто-то видел его у реки, кто-то заметил на берегу его поскрипывающие санки... Герда пытается выяснить подробности исчезновения друга – и отправляется на его поиски. Только вот действительно ли она покидала свою комнату?..

Первое, что видит зритель на сцене, – небольшая серая комната. Окна и двери в ней заменяют разнообразные отверстия и предметы – на первый взгляд, самые обыкновенные. Но чем больше зритель к ним присматривается, чем дальше его заводит повествование, тем более неоднозначное отношение они начинают вызывать. Например, из стены внезапно выдвигаются стул и стол, качается маятник, раздаётся бой невидимых часов, из рукава висящей на вешалке куртки высовывается рука, а люди на фотографиях начинают двигаться... Внимание к деталям и реквизиту – отличительная особенность спектакля.


Постановка полна метаморфоз, необычных существ и героев сказки Андерсена. Спектакль можно назвать «театром одного актёра»: саму Герду, Ворону, Принцессу, Разбойницу, Лапландку и многих других героев классической «Снежной королевы» сыграла одна актриса театра «Особняк» Алиса Олейник, а помогали ей в этом куклы. Помимо знакомых героев, в постановке был ещё один персонаж – Комната (Евгений Филимонов), в которой всё время находилась Герда. Комната причудливыми, а иногда пугающими способами общалась с девушкой, забирала и возвращала ей разные вещи, например, красные башмачки, которые «сказочная» Герда отдала реке, чтобы та сказала ей, где находится Кай.

«Комната Герды» заставляет зрителя задумываться над важными темами, порассуждать о любви, пронесённой сквозь время, самоотверженности и силе духа, внутренних противоречиях и непосильной тяжести прошлого.

– Начала по-другому смотреть на театр кукол, – призналась после просмотра спектакля член экспертного совета XI фестиваля «Премьера одной репетиции» Анна Ильдатова. Мне очень нравилось, как актёр оживляет пространство, как всё работает, словно благодаря какому-то демиургу, который запускает вот эту «музыкальную шкатулку». Мне захотелось зайти в это пространство и побыть там. Удивительно, но спектакль «попал» в своё время – время карантина. Ты постоянно сидишь в комнате – и вдруг открывается окошко, и ты слышишь какие-то странные звуки.

Просмотров: 103
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей