Профессор ТГУ Наталья Боброва: «У преподавателя триединая миссия – обучение, наука, воспитание»
23 ноября 2023

Автор – студентка Российско-Таджикского (Славянского) университета Нушин Кузиева, проходящая практику в Тольяттинском государственном университете по программе академической мобильности

Профессия преподавателя не терпит безразличия. В вузы идут работать только по призванию. О своей любви к науке, о долгом профессиональном пути, о студенческих годах рассказывает доктор юридических наук, профессор Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Наталья Боброва.

Наталья Боброва – профессор кафедры «Конституционное и административное право» института права ТГУ, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, депутат Самарской Губернской Думы VII созыва, лауреат двух губернских премий в области науки и техники.

Автор семи научных монографий, более 200 научных статей, четырёх книг.

Награждена нагрудным знаком «За труд во благо земли Самарской», почётным знаком Самарской Губернской Думы «За служение закону», почётным знаком «За заслуги в развитии парламентаризма».

13 ноября 2023 года Наталья Боброва отметила 70-летие.

«Родители посоветовали „учиться на прокурора“»

– Наталья Алексеевна, как вы выбирали профессию? Почему решили стать юристом?

– На выбор профессии повлияли мои родители. У мамы было начальное школьное образование, потому что в войну приходилось с десяти лет работать в колхозе. Отец окончил семь классов, с 14 лет работал трактористом. И они очень гордились, что их дочь – отличница в школе. Вот и посоветовали «учиться на прокурора», хотя сама я очень любила литературу. Любовь к литературе и чтению ещё никому не помешала. Это сейчас молодёжь сидит в телефонах и не очень-то любит читать, а в мои школьные годы книга действительно была лучшим подарком, а СССР – самой читающей страной в мире.

В 1976 году я закончила с отличием Куйбышевский государственный университет. Это был второй набор юристов в молодом КГУ. Конкурс для школьников составлял 20 человек на место, потому что из 50 мест на юридический факультет лишь на 10 брали школьников, а на 40 – абитуриентов со стажем работы не менее двух лет. Считалось, что хорошим юристом (прокурором, судьёй и т. д.) может быть лишь человек, познавший жизнь, поработавший на производстве.

– Поделитесь самой запоминающейся историей ваших студенческих лет.

– Было много всего интересного. Расскажу одну, имеющую отношение к юридической профессии. После каждой сессии курсом мы ходили в поход: зимой – на лыжах, летом – за Волгу, на Гаврилову поляну или в Шигоны. Благо, тогда «метеоры» (серия советских речных скоростных пассажирских теплоходов. – Прим. ред.) каждые полчаса носились по Волге. Быстро добирались на другой берег реки, а потом шли пешком с рюкзаками. Но однажды собрались куда-то на электричке. Я села в трамвай с огромным отцовским рюкзаком, в котором была еда, тёплый свитер папы, чтобы ночью в палатке не замёрзнуть, и много чего ещё. Я сидела и держала на руках чей-то бидон, а рюкзак положила под сиденье. Выходить – а рюкзака-то и нет! Украли! Расстроенная, побежала на вокзал и сообщила однокурсникам, что не смогу с ними поехать. Они убеждали, что надо идти в милицию. Из документов у меня был студенческий билет в кармане. С ним я и отправилась в транспортное отделение милиции. Дознаватель больше расспрашивал об обстоятельствах нашего похода (кто, сколько вас, куда, зачем и т. п.), а не о краже. Читаю протокол и смеюсь сквозь слёзы: «Они собрались на лону природы». Так сказать, изящно выразился. Конечно, поход в милицию был безнадёжным. Но фраза «на лону природы» того стоила!

– Хотели бы вы что-нибудь изменить, вернувшись в студенческие годы?

– Ничего. Молодость и есть счастье.

 

«Я стала завкафедрой в 28 лет»

– Почему вы выбрали работу в университете, ведь могли предпочесть только юридическую практику?

– В советские годы после окончания вуза было государственное распределение. И самые лучшие студенты распределялись в аспирантуру, причём мест было очень мало. На наш выпуск было всего одно место, оно мне и досталось – в аспирантуру Воронежского государственного университета. После аспирантуры работала на кафедре государственного права Куйбышевского госуниверситета, куда в 1979 году вернулась после окончания аспирантуры Воронежского университета. Кстати, вернулась единственная из целевиков первых трёх выпусков юрфака КГУ: многие осели в Москве и Ленинграде. За 44 года прошла путь от ассистента до профессора.

Преподавательская работа в вузе считалась тогда очень престижной и была хорошо оплачиваемой. Я стала заведующей кафедрой в 28 лет и получала 320 рублей. Для сравнения: ректор тогда получал зарплату секретаря обкома КПСС – 500 рублей. Кстати, как аспирантка, я получала стипендию 70 рублей. Чтоб вы понимали, хлеб стоил: ржаной – 14 копеек, 16 копеек – серый, 20 – белый, десяток яиц – 80 копеек, килограмм сахара – 78 копеек. Так что стипендии хватало и на еду, и на одежду, и на кино, и на билет на самолёт к родителям. Тогда прямые рейсы Воронеж – Куйбышев были три раза в неделю. Сейчас это кажется далёкой сказкой. Аспирант, да и то не каждый, а лишь целевик, получает 3 тысячи рублей. Слёзы. Остальные сами платят за обучение сотни тысяч в год. Престиж аспирантуры упал, равно как и качество аспирантов.

– Какая научная область вам ближе всего?

– Я депутат Самарской Губернской Думы. Это продолжение моей профессии конституционалиста. Конституционное право – юридическая оболочка политики. И меня интересует широкий спектр юридических нюансов современной политики. Перечислять можно до бесконечности: гарантии принципов избирательного права и процесса, гарантии принципа равенства кандидатов в депутаты, ответственность органов публичной власти, критерии оценки научных достижений и предоставления грантов, критерии государственного финансирования вузов и т. д.

– Темы кандидатской и докторской диссертаций также были связаны с конституционным правом?

– Тема кандидатской диссертации «Гарантии реализации государственно-правовых норм». Защитила я её в 1980 году. Тема докторской – «Конституционный строй и конституционализм в России: вопросы теории и практики». Её защита состоялась в 2003 году. Обе темы непосредственно связаны с практикой. А длительный разрыв между защитой кандидатской и докторской объясняется высокими требованиями к себе, а также тем, что в 1994 году я стала депутатом Самарской Губернской Думы, очень много времени и сил отдавала работе с избирателями и разработке Устава и законодательства Самарской области.

 

«Хороший студент – радость для преподавателя»

– Вы много лет работаете с молодым поколением юристов, преподаёте им. Какой видите роль и миссию преподавателя высшей школы?

– У нас триединая миссия – обучение, наука, воспитание. Без каждой из этих составляющих преподавание чахнет.

– Какие три основные качества, по вашему мнению, необходимо иметь студенту для продвижения в профессиональной сфере?

– Желание учиться. Упорство. Юмор.

– На ваш взгляд, верно ли утверждение: «Хороший студент как штучный товар»?

– Боже, даже здесь товарно-денежная терминология. Хороший студент – это радость для преподавателя. А вообще, каждый – индивидуальность.

– Что вы больше всего цените в студентах?

– Тягу к знаниям и любовь к Отечеству.

– В современном мире большинство ребят считают, что образование – пустая трата времени. Как вы думаете, в нынешнее время образование важно либо можно обойтись без него и добиться высот?

– Вы меня напугали и опечалили. Если большинство так считает, то мы, преподаватели, действительно вымирающее сословие, если победили идеи Геббельса о ненужности образования. А вообще, речь идёт о глубоком мировоззренческом и нравственном кризисе общества, если молодёжь так думает. Мы ведь понимаем, о чём речь: кто-то учится денно и нощно, а карьеру делают неучи со связями и деньгами. Это и есть кризис.

– Что вы посоветуете студентам ТГУ?

– И учись, и участвуй в делах вуза, и «танцуй, пока молодой»! И верь в удачу! И готовься к ней.

Просмотров: 1047
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей