«Распятый может простить. Распявший – никогда». Чего боятся зрители «Злого спектакля» театра «Дилижанс»?

Иуда, князь Мышкин и Ипполит... Их «место встречи» – личность главного героя спектакля театра юного зрителя «Дилижанс». Чего ждать от такого сочетания? Интриг, лжи, убийств, разоблачений? Всё это есть. И зрители не всегда готовы аплодировать актёру.

Постановка «ЗЛОЙ СПЕКТАКЛЬ... или «...лучше бы было этому человеку не рождатьсЯ» начинается неожиданно. Зрителей приглашают пройти в зал практически в полной темноте. Но как только они занимают места, пятно света выхватывает на сцене актёра, который сразу начинает говорить со зрителями на темы, которые обычно не обсуждают открыто. Например, о том, похожи ли люди и тараканы, каждый ли может предать, что означает смерть и когда она за тобой придёт. Актёр спрашивал и спрашивал, но были ли на его вопросы правильные ответы?

Имя героя моноспектакля так и останется неизвестным – образ был собран сразу из нескольких персонажей произведений Фёдора Достоевского (Ипполит, князь Мышкин из «Идиота») и из Библии (Иуда). Эти образы, перемешанные словно в шейкере профессионального бармена, читаются в жестах, репликах героя и в целом в содержании спектакля. Героя жалеешь и в то же время боишься. Соглашаешься с ним, хотя и не во всём, но сомнения всё же одолевают тебя.

– Ибо нет покоя душе моей неприкаянной, и не найдёт она никогда покоя, ибо проклята вами. И вы её никогда не простите. А знаете почему? Распятый может простить. А распявший – никогда, – говорит персонаж Петра Зубарева, и холодок пробегает по спине. Знакомые слова, знакомые смыслы... Но столько в них силы!

– Я его даже боялась. Когда он говорит – это страшно. Кажется, он сейчас подойдёт и тебя растерзает. Поэтому, думаю, многие не знали, что делать по окончании спектакля – хлопать или нет? Все сидели обвинённые, и тут вдруг – аплодисменты. Казалось бы, они неуместны. Актёр молодец, сумел создать такую атмосферу... – поделилась своими впечатлениями о моноспектакле профессор кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ Людмила Сомова.

В моноспектакле помимо Петра Зубарева есть ещё одно действующее лицо – маятник. Верный помощник героя и в то же время единственная яркая деталь на сцене. Актёр то раскачивался на нём, то что-то записывал. Маятник отсчитывал время: что отведено персонажу, что отведено людям. И в то же время он позволял повернуть время назад и увидеть прошлое. Кстати, идея с маятником у Петра Зубарева появилась благодаря произведениям автора пьесы, по которой создана постановка, – Владимира Клименко.

– В одном из текстов у Клима есть фраза «И первые станут последними». Она и навела меня на мысль про маятник, – рассказал Пётр Зубарев после спектакля. Вообще, Клим дал актёру и режиссёру много подсказок для постановки, пусть и не лично. Например, методику, позволяющую не просто читать текст, а максимально погружать в него зрителя, используя и взгляды, и жесты, и интонацию.

– Этот спектакль – прежде всего работа с текстом, – отмечает Пётр Зубарев. – Важно то, как ты воплотишь его на сцене... Он только для произнесения актёром. Игрового момента в спектакле очень мало. Зрителям легко вывести тебя на чистую воду. Поэтому необходимо соответствовать эмоционально – с самого начала и до конца. И очень важно соблюдать предписанную Климом технологию чтения. Например, выдерживать определённые паузы между словами. Этот текст – технология, при помощи которой у текста получается определённый ритм. Некоторые слова, словосочетания, если читать правильно, приобретают другие значения. Дают возможность иначе увидеть предмет.

Что самое интересное, Пётр Зубарев долгое время искал возможность поставить спектакль по произведениям Владимира Клименко. Удалось это далеко не сразу.

– Я мечтал о спектакле по этому произведению очень давно. Но не удавалось достать текст Клима, – рассказывает Пётр Зубарев. – Перед подготовкой шестого фестиваля «Премьера одной репетиции» я написал ему: «Можете ли вы дать мне свой текст? У нас тут «Премьера одной репетиции»...». А он ответил: «Волшебный мой, меня интересует сотая, двухсотая репетиция... Зачем мне ваша одна?» Но потом к нам приехали его ученики – так тексты Клима попали ко мне, и я сразу в них начал вгрызаться.

Несмотря на собирательный образ главного героя, у Петра Зубарева получилась очень личная история, рассказанная так живо и ярко, что возможно и проникнуться, и примерить её на себя, и пожалеть персонажа, стоящего перед зрителями. На этот спектакль хочется прийти ещё раз, но только перечитав книги Фёдора Достоевского и поближе познакомившись со Священным Писанием – для более глубокого понимания идеи автора.

Моноспектакль Петра Зубарева впервые был показан в рамках VI фестиваля «Премьера одной репетиции», по итогам которого Пётр был признан лучшим актёром. Спектакль поставлен по пьесе «8 из числа 7, или 7 ДНЕЙ С ИДИОТОМ» современного драматурга Владимира Клименко.

«ЗЛОЙ СПЕКТАКЛЬ... или «...лучше бы было этому человеку не рождатьсЯ...»:

– спектакль-победитель XIX международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф. М. Достоевского в номинации «Лучшая мужская роль» (Великий Новгород – Старая Русса, 2015 г.);

– лауреат II степени Первого открытого театрального фестиваля моноспектаклей и дуэтов «СВОЙ» (Екатеринбург, 2018 г.).

Просмотров: 56
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей