«Самара-Тольятти: Talk-клуб»: Древнерусская грамотность и интернет

Необычную лекцию «Древнерусская грамотность и интернет» прочитал для студентов опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) специалист по древней Руси, историк с двадцатилетним стажем Александр Фогель. Он предложил исторический взгляд на древнерусский язык, а также провёл аналогии между древнерусскими и современными языковыми явлениями.

Лекцию «Древнерусская грамотность и Интернет» 20 апреля в лектории Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» ТГУ прочитал доцент кафедры институциональной экономики и экономической истории Самарского государственного экономического университета (СГЭУ), кандидат исторических наук Александр Фогель. Несмотря на то, что СГЭУ, в основном, занимается вопросами экономики, интересы его преподавателей лежат и в сфере древнерусской истории. В рамках межвузовского проекта «Самара-Тольятти: Talk-клуб», реализуемого ТГУ совместно со СГЭУ, лектор предложил авторское видение истории становления древнерусского языка. На это обратила внимание помощник ректора СГЭУ по связям с общественностью Светлана Семенцова:

Межвузовский проект подошёл к своему экватору. Сегодняшняя тема, на первый взгляд, кажется необычной для экономистов, – «Древнерусская грамотность и интернет». Но на самом деле, она закономерна, потому что учёные СГЭУ имеют широкий круг интересов. И спикер, которого я вам сегодня привезла, – специалист, можно сказать, уникальный. Потому что специалистов по Древней Руси в России не так много – десятки, а в Самарской области – один.

Основные вопросы, на которых акцентировал внимание слушателей Александр Фогель

О влиянии этноса и территории Древней Руси на становления языка

– Древняя Русь – это конгломерат всего чего только можно. Основных составляющих этноса в Древней Руси <...> четыре. Самый активный, самый развитый, самый многочисленный этнос – это восточные славяне. Они как раз и колонизируют восточно-европейскую равнину. Их язык становится превалирующим.

Так как колонизировали они не пустую территорию, а населённую людьми, в праславянский [язык] включаются языки финнов, балтов и тюрок.

Древнерусский язык – это объединение различных говоров и диалектов, потому что почти в каждом городе, а зачастую и в каждой деревне складывался свой собственный говор, в связи с чем они жили достаточно обособлено.

О создании древнерусской азбуки

– [В середине IX века] Князь [Великой Моравии] Ростислав обращается к Византии с просьбой наставить их в христианском законе. Патриарх Фотий и тогдашний император [Михаил III] отзываются и посылают [с миссией] Кирилла и Мефодия. <...> Именно они создают азбуку, а точнее две – глаголицу и кириллицу.

Глаголица примечательна тем, что она была полностью авторская – в ней было три составляющих: треугольник, круг и крест. И причём она не копировала ни один из существующих алфавитов. В отличие от распространившейся и сейчас «живущей» кириллицы, глаголица учитывала все славянские звуки и морфологены.

О первых формах массовой коммуникации

– В XI–XII веках в городах формируется грамотная среда в городах. <...> Типичным древнерусским городом [тогда] считался город с населением от 100 человек. Существовало всего 200 городов, которые тесно общались между собой, с властью и вели торговлю. Так возникла потребность передавать друг другу сообщения.

Самый простой материал для организации коммуникации <…> это береста. Маленький клочок, на котором пишется короткое сообщение. Специальные люди – писари – писали, доставляли и зачитывали сообщения. После прочтения письма выбрасывались. Это похоже на службу смс. Писарь в этой ситуации выступал как своеобразный оператор, отлично знавший, куда доставлять информацию.

Древнерусские берестяные грамоты можно сопоставить с интернет-сообщениями по объёму. Они состояли всего из нескольких строчек. Только «слова» писались без пробелов в одно слово, без знаков препинания. Со временем слова стали сокращаться, так как общались знакомые, хорошо понимающие друг друга люди. В какой-то мере это напоминает общение в чате.

О первых «вандалах»

– Ещё одной формой письменной коммуникации была эпиграфика [надпись на стенах]. Правда, древнерусский город был преимущественно деревянный. Из камня строились храмы, очень редко – укрепления. Мы можем увидеть надписи только в храмах. Там на службе собирался весь город, и народ – временами, от скуки, – начинал писать на стенах.

Так как писали в храме, то, соответственно, появлялись надписи типа: «Помоги рабу божьему Ивану». Этикет соблюден, а значит, я не просто вандал. Таким образом я оставил памятку, чтобы за меня помолились.

 

О русском мате

– Современный интернет переполнен матом. Сейчас общаясь в чате, мы не сильно акцентируем внимание на грамотности. Нас же всё равно поймут! Если говорить про Древнюю Русь, то большинство писало правильно и без мата. Так как фиксировали сообщения писари, а они были грамотны, то ошибок было мало.

Есть классические теории про мужской и женский древнерусские языки. Мат – это классический пример мужского языка. Это не ругательства – это кодовое обозначение технического языка. Женщинам, к слову, нельзя было разговаривать на таком языке.

Также есть теория, что это магические формулы, которые использовались, чтобы оградить себя от влияния злых сил. Только в XVI-XVII веках мат становится табуированным языком. До этого он существует как тайный священный язык.

О появлении упрощённого языка

– Каждая берестяная грамота начиналась с обращения, в конце использовались стандартные элементы: поклоны и челобитие. Но потом, видимо, писари набивают руку и приходят к пониманию того, что не нужно этой письменной сложности. <…> Язык должен быть простой и демократичный. Они позволяют себе опускать «этикетные нормы». В некоторых грамотах сохранилось несколько букв от них. Но не потому, что грамота плохо сохранилась. Эти вольности позволяли себе писари, чтобы сэкономить место и время, ведь всё равно они сами читали грамоту адресату.

Тенденция что тогда, что сейчас одна. Да, есть высокий книжный язык, а есть язык чатов, и это нормально. Эти слои всегда существуют и возобновляются, на каком бы технологическом уровне мы ни существовали.

ТОЛК ТВ представляет полную запись лекции Александра Фогеля «Древнерусская грамотность и интернет».

Просмотров: 1378
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей