«Самое страшное – это Кысь». «Дилижанс» представил премьеру по роману Татьяны Толстой

Отсутствие культуры и просвещения разрушает личность человека, уничтожает прошлое, ломает настоящее и не даёт надежды на счастливое будущее. На эти экзистенциальные темы рассуждают актёры театра «Дилижанс» в премьерном спектакле «Кысь». Это совместная работа художественного руководителя театра Виктора Мартынова и сценографа, художника по костюмам Елены Золотарёвой.

От романа до постановки

Спектакль поставлен по одноимённому роману-антиутопии Татьяны Толстой. Писательница приступила к созданию произведения в 1986 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, когда многие авторы выпускали свои книги под впечатлением от этого трагического события. «Кысь» широко обсуждается в среде литераторов и литературных критиков: кто-то роман восхваляет, кто-то считает верхом абсурда и глупости.

Несмотря на неоднозначное отношение общества к произведению, худрук «Дилижанса» Виктор Мартынов не побоялся поставить его на сцене театра. Татьяна Толстая, уже не раз разочаровавшись в работах других театров, пытавшихся воспроизвести роман на сцене, долгое время не давала согласия на постановку. По признанию Виктора Мартынова, переговоры были долгие и тяжёлые. Но всё получилось, разрешение было получено. Впрочем, автор отказалась узнавать что-либо о дальнейшей судьбе постановки.

 

Болезнь – невежество людское

С первых минут спектакль погружает зрителей в мрачную атмосферу. Некогда большая и красивая Москва теперь – пустошь. Взрыв разделил жизнь на до и после. В городе больше нет обычных людей – лишь «прежние» и мутанты. «Прежние» – люди, которые знают, какой была жизнь до взрыва. Их совсем мало. Внешних мутаций у них нет, но их тело не стареет. Мутанты – существа, рождённые в новом мире. Вот Васюк Ушастый (Александр Палькин) – его голова, ноги, руки и спина усыпаны ушами. А вот Варвара Лукинишна (Екатерина Зубарева) – добрая, умная и хорошая девушка, луч света в тёмном царстве. Она – представительница «нового мира», которая стремится к развитию. Но её внутренняя красота не способна пробиться сквозь внешнее уродство: голова и тело девушки покрыты петушиной бородкой. Главного героя Бенедикта (Максим Никлус) отличает хвост, но это в новых реалиях уже не кажется странным.

В центре сюжета – события, связанные с судьбой Бенедикта. Зрители видят его преображение: путь от простого служащего до одного из руководителей города-государства. Но речь не о развитии личности. Это история о душевном распаде, о несбывшихся надеждах и несостоявшихся ожиданиях. История о том, что внутренние мутации гораздо страшнее внешних.

Красота и уродство

Каждый из 15 актёров, задействованных в постановке, принимал важное участие в раскрытии идеи спектакля. Максим Никлус, исполнивший роль Бенедикта, глубоко прочувствовал своего персонажа. В начале постановки перед зрителями предстаёт совсем робкий юноша, который боится загадочной «Кыси». В финале он жестокий тиран, вызывающий страх у жителей города. Очаровательная Яна Еприкян, сыгравшая Оленьку, показала зрителям внешне красивую представительницу нового мира, но с мутировавшими сознанием и душой. Её волнуют лишь плотские утехи и еда. Оленька становится своеобразным символом чревоугодия – одного из семи смертных грехов. Константин Федосеев – «прежний» Никита Иванович – изготавливает статую Александра Сергеевича Пушкина. Он всеми силами борется за сохранение культурного наследия человечества. В этой постановке Константин Федосеев, как и в нашумевшем «дилижансовском» спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», несёт культуру в массы.

Невозможно не отметить работу сценографа и художника по костюмам Елены Золотарёвой. Ранее художница работала в «Дилижансе». Сейчас живёт в Санкт-Петербурге, но продолжает сотрудничать с театром. Благодаря ей на сцену вышли такие яркие постановки, как «Преступление и наказание», «Чичиковlive» и другие. В «Кыси» художник смогла воспроизвести атмосферу российского постмодернизма во всём его уродстве. Отдельного внимания заслуживают костюмы. Для создания образов персонажей использовались технологии и материалы, свойственные киноиндустрии, в частности силикон и латекс. Этот материал позволил детально проработать костюмы персонажей, и многие из них выглядели действительно пугающе.

 

Слово зрителям

Зрители оживлённо обсуждали спектакль. Отзывы разные, как положительные, так и отрицательные. Вот некоторые из них.

 «Дилижанс» умеет удивлять своими премьерными постановками, и XXXI театральный сезон не стал исключением. Виктор Мартынов – художественный руководитель – очень тонко умеет чувствовать нити мира и те настроения, которые витают в обществе, – отметила Анна Головлёва, постоянная зрительница. – Это самая долгая постановка «Дилижанса», которую я когда-либо видела, – три часа сорок минут. Произведение не для каждого, но каждому советую посмотреть. Каждый вынесет что-то своё.

 Костюмы, грим, реквизит, декорации постапокалиптического мира – всё это на достойном уровне, – поделился впечатлением преподаватель Школы молодого журналиста Дворца детского и юношеского творчества Тольятти Никита Горбунов. – Однако сам спектакль скорее неудачный. Я специально не читал книгу перед просмотром и в итоге из-за этого потерял нить повествования в середине спектакля. Оммажи (работа-подражание в качестве жеста уважения другому художнику, музыканту и т. п. – Прим. ред.) и аллюзии очевидны, но они настолько в лоб и настолько излишни, что в них утопает логика поступков главного героя.

Так что же такое «Кысь»? Будущее человечества или утопия? На этот вопрос вы можете ответить сами, посмотрев постановку. Ближайший показ состоится 29 октября. 16+

Просмотров: 1859
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей