Светлана Решенина: «Писатель всегда пишет о себе. Кто-то открыто, а кто-то в замаскированных образах»

В этом году среди финалистов Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина оказалась выпускница опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Светлана Решенина. В интервью корреспонденту Сергею Сызганцеву она рассказала о премии, литературном творчестве, подростковых книгах и работе в библиотеке.

Творчество, тишина и одиночество

– Светлана, вы вошли в число финалистов Международной премии имени В.П. Крапивина. Почему решили принять участие в конкурсе?

– Я становлюсь финалистом премии имени В.П. Крапивина второй раз и в этом году участвовала не столько ради победы, сколько ради возможности ещё раз окунуться в атмосферу «Крапивинки». Это приятнейшее мероприятие с прекрасными людьми. Но в этом году я не смогла поехать в Екатеринбург. Вот это меня действительно расстроило.

– К сожалению, вы так и не стали победителем...

– Моя книга не стала лауреатом, но я отношусь к этому спокойно. У неё свои награды, достоинства и недостатки. Я не считаю спецприз Ассоциации библиотекарей Екатеринбурга неудачей или проигрышем. Напротив, этот приз мне очень дорог, потому что его сделали специально для меня люди, к которым я отношусь с теплотой и уважением. Я всем довольна.

– В одном интервью вы говорили, что берёте идеи для некоторых книг из своих личных переживаний и мыслей. Вы не боитесь делиться этими мыслями с читателями?

– Писатель всегда пишет о себе. Кто-то открыто, а кто-то в замаскированных образах. Книги сами по себе отражение личных переживаний. Иначе зачем писать, если в книге нет самого автора? Писать я вообще не боюсь, это нестрашный процесс. Если у меня есть мысли, которыми не стоит делиться, я ими просто не делюсь. Мне остро не хватает ещё пары часов в сутках. Именно в этом заключается основная сложность при работе над книгой.

– Что вам помогает погрузиться в творческий процесс?

– Тишина. И одиночество. Если я пишу фэнтези, то читаю и перечитываю любимые книги Марии Семёновой, Мэтта Хейга или Тодда Локвуда. Ещё пересматриваю мультфильм «Как приручить дракона». Если пишу про приключения в ливнёвке, беру «сталкеровскую» серию или книги Стивена Кинга. Понимаю, что все они гениальны, и радуюсь чтению. Потом грызу семечки. Потом сплю. А потом пишу.

– Есть ли у вас любимые книги или авторы?

– Мои любимые авторы меняются со временем, я читаю разное и в большом количестве. На сегодняшний день в моих безусловных лидерах книги Мэтта Хейга, Марии Семёновой, Роальда Даля. Я миллион раз перечитывала «Люди и я» и всю серию «Волкодав». Недавно перечитала «Оно» Стивена Кинга и рассказы Михаила Зощенко. Как видите, я просто люблю читать.

 

Рецепт подростковой книги

– Многие отмечают, что современные молодые люди мало читают. Как полюбить читать подростку?

– У меня нет ответа на вопрос «Как помочь полюбить книги младенцу, дошкольнику, школьнику, подростку, взрослому». Человек либо читает, либо нет. Либо ему это нравится, либо нет. Порой приходят нужные книги, и человек читает запоем, даже если не читал. А порой не приходят, и это тоже нормально. У каждого свой путь. Я читаю, сколько себя помню. Книги в нашем доме были всегда, читать было нормой. Сложно назвать любимые детские книги. Часто перечитывала «Двух капитанов» Вениамина Каверина. В начальной школе запомнилась повесть Астрид Линдгрен «Братья Львиное сердце».

– Что, по-вашему, должно быть в подростковых книгах?

– Искренняя история, близкая читателю, и хороший грамотный текст – универсальный состав, не только для подростков. Подростковую литературу отличает не сленг, а темы, близкие подросткам. Неважно, реалистичное это произведение, фэнтези или нон-фикшн. Если подросток увидит в книге себя, свои проблемы, это и будет его подростковая книга. Повторю: нет универсальных книг для всех подростков, нет уникальных рецептов таких книг. Есть то, что близко человеку, и неважно, сколько ему лет – 14 или 60.

– На ваш взгляд, есть ли примеры качественных подростковых книг?

– Книга – это не одежда, её нельзя надеть на душу и решить, качественная она или нет. Если книга находит отклик у читателя, если он задумывается или находит в ней радость, то это «качественная» книга. То, что подходит одному, не подходит другому. Для кого-то «качественен» Достоевский, для кого-то Сэлинджер, для кого-то Кинг. Качественны все, пока находятся в резонансе с душой читателя, и абсолютно неважен его возраст.

 

Интереснейший книжный мир

– Вы работаете библиотекарем в «Объединении детских библиотек» города Тольятти. Почему выбрали эту профессию?

– Потому что мне здесь нравится. Я всю жизнь работаю с книгами и детьми, а детская библиотека – идеальное место для тех, кто любит детей и книги.

– Зачем нужны библиотеки, если есть интернет и книжные магазины?

– Зачем нужны кинотеатры, если есть домашний интернет и телевизор? Зачем нужны рестораны, если есть лапша быстрого приготовления и магазин за углом? Не каждую книгу можно купить, не каждую книгу можно скачать. Электронную книгу не откроешь и не вдохнёшь острый запах страниц. Нужно брать от книжного мира всё, что есть – и бумажное, и электронное, и новое, и проверенное годами. Библиотека – это прекрасное место, где можно встретиться с воспоминаниями и найти что-то новое и совершенно бесплатно.

– Что делают библиотекари для того, чтобы библиотеки не теряли свою актуальность?

– Детские библиотеки сегодня – это не только книги, которые можно взять домой. Это целые серии встреч с интересными людьми города, мероприятия, выставки, проекты, клубы по интересам, библионочи! Всё это есть в Тольятти. Человеку нужно просто прийти, привести в библиотеку ребёнка, и он откроет и для себя, и для него много того, о чем даже не подозревал. Я рада быть частью этого интереснейшего мира детской библиотеки.

 

Материал опубликован в газете «Speechka» № 13 (121) от 28.11.2019 г.

Просмотров: 123
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей