Ты для меня важнее, чем солнце. Рецензия на фильм «Дитя погоды» Макото Синкая

В российский прокат вышел анимационный фильм «Дитя погоды» (Tenki no Ko / Weathering with You) японского режиссёра Макото Синкая. История о любви, дружбе и природных катаклизмах уже успела завоевать любовь зрителей по всему миру, а также поставить несколько рекордов. «Дитя погоды» стал первым фильмом в истории японской анимации, который вышел в прокат в кинотеатрах Индии. Япония впервые с 1998 года выдвинула аниме на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Чем же зрителей и критиков так привлекает фильм «Дитя погоды»?

 

Новая звезда японской анимации

Макото Синкай – молодой и уже довольно популярный японский режиссёр и аниматор. Он получил известность в 1998 году после выхода короткометражного фильма «Она и её кот».

Самым кассовым произведением Макото Синкая стал полнометражный фильм «Твое имя», вышедший в Японии в 2016 году. Два года он даже возглавлял список самых кассовых аниме-фильмов, обогнав аниме Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками» (2001). Однако потом пальма первенства вернулась к «Унесённым призракам».

Фильмы Макото Синкая имеют особенности, которые отличают его произведения от других авторов. Режиссёр при каждом удобном случае пытается показать, что его герои живут в реальном мире: пьют кофе из «Макдональдса», читают «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера и волнуются о тех же вещах, что и современные подростки (о проблемах в школе и о взаимоотношениях с противоположным полом). Герои Синкая – это всегда молодые люди, которые ищут своё место в мире и пытаются бороться с обстоятельствами. Также режиссёр всегда уделяет пристальное внимание пейзажам и локациям, в которых живут его герои. Например, всю информацию о городе и его жизни зрители узнают благодаря кропотливой и чётко выверенной прорисовке каждого уголка и закоулка города. Детализация пространства лучше всяких слов помогает прочувствовать жизнь героев.

 

История о подростках и непогоде

В своих фильмах Макото Синкай не пытается уйти в волшебный или вымышленный мир, он показывает, что самые искренние и трогательные истории происходят в реальном мире.

Сюжет «Дитя погоды» достаточно простой. 16-летний мальчик Ходака Морисима сбегает от скуки и обыденности своего провинциального города в шумный и высокотехнологичный Токио. Здесь мальчик сталкивается не только с бытовыми проблемами (ему негде жить, деньги стремительно заканчиваются, а на работу без документов не берут), но и с природными катаклизмами (в Токио круглосуточно идут дожди). Через некоторое время Ходаке удается устроиться на работу в журнал, который расследует сверхъестественные события. Во время редакционного задания он знакомится с девушкой Хиной Амано, которая обладает способностью управлять погодой и ненадолго возвращать солнце в дождливый Токио. Так начинается история о противодействии людей и природы.

 

Разговор о многом...

В «Дитя погоды» Макото Синкай затрагивает несколько важных тем.

Первая из них – зависимость современного общества от смартфонов, гаджетов и интернета. Главный герой постоянно «советуется» со своим телефоном по различным вопросам. «Как найти работу без документов», «что подарить девушке на день рождения» – спрашивает Ходока у невидимых интернет-пользователей. В фильме хорошо показано, что такое взаимодействие не всегда приносит герою пользу, часто он сталкивается с агрессией и не получает адекватный ответ.

– Я понимаю, что мы действительно живем в эпоху смартфонов и других технологий,говорит Макото Синкай. – У меня самого есть дочка, которая, даже когда со мной разговаривает, зачастую смотрит в телефон.

Фильм не пытается поучать зрителей, он просто показывает последствия этой зависимости, позволяя зрителю самому сформировать отношение к ситуации.

Вторая – тема семьи. В фильме главный герой покидает родной город в поисках приключений. Однако в Токио его жизнь налаживается только тогда, когда он встречается с Кейсуке Сугой, который разрешает ему пожить у себя и заменяет главному герою семью. Их вечерние разговоры за едой помогают Ходаке чувствовать себя нужным и важным. Совместные приёмы пищи у Макото Синкая имеют особое значение: чем ближе отношения героев, тем чаще они вместе готовят и едят. Приготовление еды становится символом тепла, единения и домашнего уюта.

В «Дитя погоды» каждый герой заботится о своей семье. Хина является единственной опорой для своего младшего брата. Кейсуке бросает курить для того, чтобы чаще видеться со своей дочерью, у которой астма. Семья является источником сил и побуждает героев к свершениям.

Третья тема – природные катаклизмы, которые меняют облик нашей планеты. В фильме в Токио ежедневно идут дожди, которые постепенно затапливают город, некоторые дома и здания уходят под воду.

– В Японии, в последние годы особенно, действительно много природных катаклизмов, для нас это актуальная реальная проблема,утверждает Макото Синкай. – Я бы хотел, чтобы люди обращали на это внимание и понимали, что это не фантастический сеттинг, а реальность.

«Дитя погоды» напоминает зрителям, что природа неподвластна людям, а все попытки изменить её в конечном счёте приводят к экологическим катастрофам и масштабным катаклизмам.

Четвёртая тема – противостояние личного и общественного. Фильм «Дитя погоды» задает ещё один вопрос: «Что важнее – личное счастье или общественное благополучие?». Хина Амано – заклинательница погоды – может сделать так, чтобы дожди Токио прекратились, но цена этого – её собственная жизнь. Девушка делает выбор в пользу общества, Ходака не может с этим смириться, для него она важнее, чем солнце.

– Я стал серьёзно задумываться о противостоянии личного и общественного счастья после окончания работы над «Твоим именем». Действительно, главный герой фильма «Дитя погоды» Ходака находится в этом моральном конфликте, но что касается лично меня, то я понятия не имею, как бы я выходил из подобной ситуации,делится Макото Синкай. – Пожалуй, сделать настолько сложный выбор я попросту бы не смог. Потому что как отец я ставлю во главу угла интересы своей семьи, а как японец я хотел бы, чтобы моя страна процветала, чтобы окружающие меня люди жили в правильном здоровом государстве.

Вопрос конфликта личного и общественного остаётся в фильме дискуссионным. Ходака делает выбор, который приводит к глобальной экологической катастрофе, но осудить его за это зритель вряд ли сможет.

Можно сказать, «Дитя погоды» – это многослойный пирог, состоящий из множества важных тем. Скорее всего, каждый зритель увидит в фильме что-то своё, найдёт ответ на вопрос, который волнует его в данный момент, и насладиться качественно воссозданной режиссёром и очень красивой историей.

Конечно, можно с уверенностью сказать, что «Дитя погоды» понравится не всем. В фильме довольно неоднозначная концовка: личный хеппи-энд происходит на фоне трагедии страны. Кроме того, фильмы Макото Синкая довольно спокойные, в них нет ярких сцен сражений, действие развивается постепенно. Тем, кто любит, динамичные сюжеты и эпические схватки, на этом фильме будет скучно.

«Дитя погоды» – это фильм, который идеально подходит для домашнего просмотра, когда за окном дождь, рядом любимый человек, а в руках чашка горячего чая. Он такой же – тёплый, уютный и согревающий.

Просмотров: 4696
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей