Учёба в режиме онлайн. Как социальные сети и мессенджеры влияют на образовательный процесс (бонус: подборка пабликов и каналов для самообразования)
12 июня 2020

Автор – Анна Савельева, магистрант кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета

Несмотря на то, что социальные сети уже давно укоренились практически во всех сферах жизни молодого поколения, споры вокруг того, больше пользы или вреда приносит времяпровождение в соцсетях, не прекращаются. Студенты проводят значительную часть свободного и даже учебного времени в информационной среде. Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» попробовал разобраться, всегда ли социальные сети негативно влияют на успеваемость и усвоение материала студентами.

Социальные сети – уже не просто виртуальная территория для развлечений и общения; при правильном подходе – это инструмент образовательной среды, благодаря которому можно принять участие в научных дискуссиях, проводить опросы и интервью, смотреть видеолекции, слушать аудиокниги и читать самые различные материалы. Ежедневно в соцсетях появляются новые источники знаний: сообщества, статьи, чаты, научно-популярные прямые эфиры и многое другое. Нужно лишь рационально распределять время и отфильтровывать «мусорную» информацию.

Мы подготовили для студентов различных направлений подборку ссылок на сообщества во «ВКонтакте» и каналы в YouTube, которые позволят не выпадать из образовательной среды, вспомнить забытое или получить новые знания, быстро и эффективно обмениваться информацией, участвовать в подготовке проектов, грантов, домашних заданий, проводить опросы и участвовать в них.

«Психология»

• «ВКонтакте» | Цикл видеолекций по психологии личности на факультете психологии МГУ

• YouTube | «Букич». Канал с краткими (не более 30 минут) и доступными пересказами множества книг по психологии в формате забавных рисованных видео

 

«Филология»

• «ВКонтакте» | «Русский язык и литература – всем». Сообщество с информацией о происхождении и значении слов, интересными шпаргалками и статьями

• YouTube | «Учись на отлично». Большая подборка коротких видеолекций по разным предметам школьной программы, в том числе по русскому языку. Поможет освежить знания

 

«Педагогика»

• «ВКонтакте» | «Дошкольная Педагогика». Страница со ссылками на литературу, вебинары, видеолекции, статьи по педагогике

• «ВКонтакте» | «Педагоги-психологи». Копилка практических материалов для студентов в помощь их дальнейшей работе педагогом-психологом в детском саду, школе и других учреждениях

 

«Лингвистика»

• «ВКонтакте» | «Begin English. Английский язык для всех». Паблик поможет подтянуть или изучить английский с нуля при помощи аудио- и видеоматериалов

• «ВКонтакте» | «English / Английский язык»

• YouTube | «Инглиш Шоу». Сборник подробной информации о том, с чего начать изучение английского и как его не бросить. Здесь собраны в том числе и материалы о временах глаголов и многих других непростых теоретических аспектах, которые благодаря доступному объяснению не кажутся сложными

 

IT

• YouTube | «Программист». Канал о программировании с первых шагов до разработки игр

• YouTube | «Хауди ХО – Просто о мире IT». Канал, где мир IT-технологий представлен в доступной не только профессионалам, но и обывателям форме

 

«Социология»

• «ВКонтакте» | «ВЦИОМ». Паблик Всероссийского центра изучения общественного мнения незаменимо для социологов и всех любителей статистики. Информация подаётся не только в текстовом виде, но в формате подкастов

 

Для всех направлений

• YouTube | aleksander lee. Канал содержит подборки лекций по высшей математике, инженерной и компьютерной графике, машиностроению, психологии, управлению и экономики, социологии, правоведению и многих друг научных дисциплин

Мы провели интернет-опрос, в котором приняли участие 50 студентов Тольяттинского государственного университета в возрасте от 18 до 25 лет. Из общего количества респондентов 98 % используют социальные сети и мессенджеры в образовательном процессе. Наиболее популярными оказались «ВКонтакте» (36 %), Viber (18 %), YouTube (12 %), Instagram (12 %), WhatsApp (8 %), Google+ (6 %). Меньшее количество опрошенных выбрали варианты ответов Facebook (4 %), Telegram и Twitter (по 2 %).

Студенты отметили, что в соцсетях, кроме обмена учебной информацией с однокурсниками и участия в обсуждениях с преподавателями (26 %), они также смотрят и слушают лекции, читают книги, статьи (26 %), проводят опросы и участвуют в них (18 %), подают заявки на участие в олимпиадах, грантах и конкурсах (10 %), изучают иностранные языки (10 %), создают новые проекты (6 %), а также просматривают научные видеолекции (4 %).

Наиболее востребованными возможностями социальных сетей для обучения оказались документы (24 %), сообщества (22 %), диалоги и обсуждения (17 %), а также видеолекции (12 %).

Главными достоинствами социальных сетей и мессенджеров были названы высокая оперативность обмена информацией (33 %), доступность, отсутствие необходимости проходить долгую регистрацию, так как личные профили в социальных сетях уже есть практически у всех студентов (27 %), экономия времени (24 %) и привычная среда для выстраивания диалога с преподавателями (16 %).

Наиболее полезными для образовательной среды сообществами «ВКонтакте» были названы «Инфоурок», «ПостНаука», «Все конкурсы, гранты, стипендии, вакансии», «Фонд президентских грантов», Sociological Reality, «Сообщество молодых учёных», «ВЦИОМ».

Преподаватели об эффективности соцсетей в образовательном процессе

Елена Раскатова, доцент кафедры «Журналистика» гуманитарно-педагогического института ТГУ

– Меня в социальные сети привели студенты. Даже мой аккаунт был создан студентом. С первых дней использования в учебной деятельности социальных сетей я оценила оперативность, возможность обмена файлами, доступность, высокую результативность. Первый опыт был связан с организацией работы студентов в еженедельной радиопрограмме. Благодаря социальной сети мы ни разу за шесть лет не задержали и не отменили выпуск!

Чуть позже через «ВКонтакте» мы начали вести работу над дипломами и практическими заданиями. Из всех социальных сетей при взаимодействии со студентами я использую именно «ВКонтакте». Мне кажется, для учебных задач она наиболее удобна. К тому же более популярна среди молодёжи и позволяет задействовать в работе множество площадок. Нами активно используются аудиофайлы, так как специфика обучения в радиожурналистике связана именно с ними, то есть это не аудиокниги, а именно радиопрограммы, музыка и так далее. Сообщества и беседы всегда выручают при работе с отдельными группами студентов. Пока не было своего [Молодёжного] медиахолдинга [«Есть talk!»], мы активно использовали сообщества для публикаций работ студентов. Как раз тогда все радиопрограммы, сделанные в рамках практики и выполнения заданий, выкладывались в виде подкастов. Опросы постоянно проводятся тогда, когда необходимо принять коллегиально какие-то решения или выявить мнения. В том числе голосование за лучший материал, за тематику для какого-либо проекта и так далее. Социальные сети совершенно незаменимы в передаче документов! А вот видеоконференции и прямые эфиры пока не очень освоены, но, думаю, и это войдёт в ближайшее время в постоянное использование. Своим студентам я рекомендую не просто знакомиться с образовательными сообществами и страницами СМИ «ВКонтакте», а постоянно отслеживать их публикации. Поэтому могу точно сказать, что на сегодняшний день не представляю, как можно обойтись в работе со студентами без социальных сетей.

Евгения Желнина, профессор кафедры «Социология» гуманитарно-педагогического института ТГУ

– Опыт использования социальных сетей в преподавательской деятельности действительно есть, так как социальные сети обеспечивают доступность и высокую оперативность в процессе обмена учебной информацией.

Для размещения новостей о научных мероприятиях, о внеучебной деятельности, об образовательном процессе в вузе я использую «ВКонтакте», а для оперативного взаимодействия со студентами – Viber. Помимо этого, у кафедры «Социология» ТГУ есть сообщество «ВКонтакте», в ленте которого я периодически выкладываю актуальную информацию, касающуюся образовательной и научной деятельности, проводимых и планируемых к проведению мероприятий самого различного уровня, профессиональные новости и события. Также активно используется Viber – как в части индивидуальных контактов со студентами, так и в формате групповых чатов. Это уже более оперативное взаимодействие со студентами для решения вопросов, возникающих в процессе их обучения.

В социальных сетях чаще всего использую новостную ленту и сообщества. Они позволяют не только найти значимую информацию и донести её до учеников, но и сохранить эти данные для собственного пользования. Теперь на вопрос студента: «А какие мероприятия сейчас проходят?» я могу спокойно направить его пролистать новостную ленту сообщества «Кафедра Социология». И буду уверена, что он действительно найдёт там исчерпывающую информацию. Конечно, при условии, что она точно была ему нужна. Также использую [раздел] «Документы», но нечасто. Только в случае, когда нужно переслать или получить какой-нибудь документ от студента, которому удобен именно такой способ обмена. Мне не принципиально – «ВКонтакте» или e-mail. Но если требуется мой ответ, лучше, конечно, e-mail, так как в «ВКонтакте» сообщение может затеряться, а электронное письмо так и будет «висеть» непрочитанным, пока я на него не отвечу.

Своим студентам я бы порекомендовала изучать информацию в таких сообществах «ВКонтакте», как «Кафедра Социология», «Наука и инновации в ТГУ», «ПостНаука», «Все конкурсы, гранты, стипендии, вакансии», «Агентство стратегических инициатив», «ВЦИОМ», «Сообщество молодых учёных», SociologicalReality, «Всероссийский Клуб молодых исследователей», DIY research (Исследовательская мастерская), «Российское общество социологов (РОС). Там много интересного и полезного для учебного процесса.

Исходя из ответов преподавателей и студентов, мы составили подборку полезных каналов и сообществ, которые могут пригодиться студенту.

 

• YouTube | YANA EXAMEN. Видео с лайфхаками для первокурсников о том, как влиться в новый коллектив, рационально распределить время, сэкономить, «окунаясь» в самостоятельную жизнь, и многое другое

 YouTube | diminskiy. Видеолекции по психологии, разъясняющие доступным языком сложные психологические термины, типы темперамента личности, а также затрагивающие сферу психологии денег)

• YouTube | VOCAL IMAGE. Упражнения и практические советы по управлению голосом и речью

«ВКонтакте» | «ПостНаука». Мультимедийные строго научные материалы по самым различным тематикам

«ВКонтакте» | «Все гранты, конкурсы, стипендии». Полная информация о новых конкурсах для студентов

• «ВКонтакте» | DIY research (Исследовательская мастерская). «Находка» для социологов, журналистов и маркетологов. Здесь собраны статьи, видеоуроки, документы о том, как и с помощью каких инструментов эффективно собирать информацию для исследования

• «ВКонтакте» | «Я люблю русский язык!» Поможет разобраться в написании и значении слов

• «ВКонтакте» | «Государственный Эрмитаж». Будет интересно заглянуть студентам, изучающим историю и живопись

• «ВКонтакте» | «Карта слов и выражений русского языка». Онлайн словарь-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка

• Instagram | nauka_news. Новости и факты из мира науки.

Просмотров: 820
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей