Ваш кейс, партнёр! Как студенты ТГУ решают задачи для индустриальных заказчиков
3 сентября 2021

Студенты Тольяттинского государственного университета (ТГУ) уже с 1-го курса решают реальные кейсы для компаний и организаций города. Такую возможность им даёт участие в проектной деятельности, которая с 2017 года вошла в список обязательных предметов для всех студентов вуза. Это позволяет обучающимся развивать и реализовывать долгосрочные и перспективные проекты, а также получить грант для дальнейшей коммерциализации своей идеи.

Прямой контакт

Проектная деятельность в Тольяттинском госуниверситете является обязательной дисциплиной для студентов очной формы обучения всех курсов бакалавриата и специалитета. Каждый семестр обучающиеся выбирают проект или продолжают работать над уже существующим. Инициатором проекта может выступить как преподаватель, так и студент. В конце семестра проходит презентация студенческих инициатив в рамках Expo Project TGU. Комиссия экспертов – предпринимателей и потенциальных инвесторов – выбирает наиболее интересные и актуальные проекты, команды которых получают гранты на коммерциализацию и развитие идеи.

Проектная деятельность внедрена в образовательный процесс ТГУ с 2017 года, и на данный момент в ней задействованы более 4 тысяч студентов Тольяттинского госуниверситета. Погружение первокурсников в сферу создания проектов происходит в опорном вузе в первую неделю обучения. Затем вплоть до 4-го курса студенты ТГУ учатся доводить проекты инновационного, технологического и социального предпринимательства до уровня стартапов. В ближайшем будущем участвовать в проектах смогут и студенты, обучающиеся по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Уже в 2018 году в рамках предмета «Проектная деятельность» у студентов появилась возможность участвовать в решении задач, поставленных индустриальными партнёрами университета: «Трансформатор», «Валео Сервис», «NetCracker» и других. Такие проекты позволяют студентам взаимодействовать напрямую с будущими работодателями. В этом случае готовое решение предоставляется непосредственно заказчику кейса. Кстати, заказчиком может выступать и сам университет. Сегодня есть ряд проектов, которые работают на развитие вуза и его имидж.

Работа в проектах от непосредственных работодателей и индустриальных партнёров – это прямой путь в будущую профессиональную сферу, – объясняет Юлия Карабельская, директор центра проектной деятельности ТГУ. – Благодаря таким проектам студенты начиная с первого курса могут погрузиться в свою профессиональную деятельность, а также попасть на предприятия, работу которых хотелось бы изучить. Параллельно студенты учатся контактировать с заказчиками и выстраивать работу под необходимые условия.

Стоит отметить, что работодатели и ранее ставили перед студентами ТГУ задачи, но в основном в рамках производственной практики или выпускной квалификационной работы. Сегодня же над кейсом могут работать студенты разных направлений подготовки уже с 1-го курса, а это новый подход к решению производственных задач.

Юлия Карабельская, директор центра проектной деятельности ТГУ:

– Главное для организаций и предприятий, которые отдают кейсы студентам, – это поиск новых, быстрых и уникальных решений поставленных задач. Всё потому, что студенты могут сгенерировать такое решение, которое не способна выдать ни одна из компаний-подрядчиков. Это новый взгляд другого поколения. И конечно, индустриальные партнёры таким образом ведут поиск сотрудников: работодатели и студенты в совместной деятельности знакомятся и учатся работать вместе. У компаний есть возможность воодушевить студентов работать в своей команде.

Взять аварию под контроль

Один из перспективных проектов – «Цифровая защита» – реализуется студентами опорного вуза совместно с ООО «Тольяттинский Трансформатор».

Проектная группа разрабатывает расширение для цифрового (микропроцессорного) устройства релейной защиты. Идея создания такого продукта принадлежит студенту 3-го курса института химии и энергетики ТГУ Владиславу Чиндину. Он предложил программное обеспечение, которое расширит возможности аварийных блоков для производственных предприятий. Основная задача – следить за состоянием системы и её правильным функционированием. На данный момент все программируемые блоки аварийных конденсаторов имеют возможность только фиксировать отклонения и состояние оборудования. Проектная группа пробует расширить спектр возможностей таких блоков и перейти к автоматизации, тем самым убрать из цепочки посредника – человека.

Проект реализуется всего один семестр. В команде пока работает три человека, в том числе его создатель и куратор Владислав Чиндин.

– На первом курсе я пытался понять, что такое проектная деятельность в ТГУ и что она может мне дать. Участвовал в разных проектах и пробовал себя. Но уже на втором курсе решил работать над техническими проектами, – рассказывает куратор проекта «Цифровая защита» Владислав Чиндин. – В прошлом году я предложил реализовать проект для тольяттинского завода «Трансформатор» и уже в текущем семестре мы начали его разработку. Над самой идеей я работаю уже более двух лет. В рамках проектной деятельности появилась возможность её доработать и реализовать. Конечно, всё это не так просто. Например, мне даже пришлось выучить на базовом уровне Python – язык программирования, чтобы прописать код программы и посмотреть, как функционирует наше программное обеспечение.

В данный момент команда проекта уже перешла к экономическому расчёту программного обеспечения, чтобы предоставить заказчику полное представление о продукте. По завершению проекта планируется ряд публикаций в научных журналах, и конечно, продажа или сдача программного обеспечения в аренду предприятиям.

– Я планирую поступать в магистратуру, поэтому буду продолжать работать над своим проектом. Основная задача – довести его до рабочего состояния, чтобы он правильно функционировал и помогал компаниям в обеспечении безопасности производственного процесса, – делится планами Владислав Чиндин.

 

Возвращение к истокам

Кейс от управления культуры Большеглушицкого района Самарской области – «Стратегия развития PR-деятельности» – предполагал создание концепции PR-стратегии для краеведческого музея Большеглушицкого района. Работа студентов была построена на анализе сильных и слабых сторон рекламной деятельности музея и результатах проведённого среди жителей Самарской области опроса. Это позволило предложить современные техники построения стратегии продвижения и в то же время передать исторический дух и самобытность музея.

За семестр студенты Тольяттинского университета определили общую идею стратегии продвижения. В её рамках разработали миссию, слоган, описали цель деятельности музея и предложили два направления PR-стратегии – «Сохраним историю родного края» и «Организация досуга и семейного отдыха».

– Мы детально подошли к выполнению этого кейса и проделали колоссальную работу. Ребята проанализировали информацию о том, какие подходы к продвижению используют краеведческие музеи России, разработали варианты реализации PR-стратегии, которые отражают уникальность музея Большеглушицкого района и поддерживают его имидж как центра духовно-просветительского развития, – рассказывает руководитель проекта, кандидат экономических наук, доцент департамента бакалавриата экономических и управленческих программ института финансов, экономики и управления ТГУ Елена Боргардт.

Командой проекта «Стратегия развития PR-деятельности» был составлен список инструментов, необходимых для успешного продвижения, и сгруппирован в PR-инструменты в реальной и в виртуальной среде. Студенты предложили расширить присутствие музея в интернете. Для этого создали его официальную страницу в социальной сети Instagram. Также они подготовили контент для сайта Культура.рф и текст, который рекомендовали разместить в Википедии.

Самым креативным и творческим стал процесс разработки элементов фирменного стиля музея. Студенты ТГУ проанализировали современные тенденции, которые использованы в логотипах международных музеев Америки, Европы и Азии. Так родилась идея логотипа и варианты его цветового решения, в котором нашли выражение миссия музея и основные направления деятельности. Также для краеведческого музея Большеглушицкого района были разработаны макеты буклетов, указателей и баннеров.

– Ребята, которых объединил наш проект, оказались очень талантливыми. Они умеют оригинально мыслить и предлагать нестандартные решения. Во время работы мы беседовали с людьми, которые живо интересуются историей Большеглушицкого района, общались с директором музея, собрали и проанализировали большое количество информации, нашли редкие фотографии нашего края, – рассказывает Елена Боргардт. – Из трудностей – у ребят непрофильное образование, поэтому на начальном этапе мне пришлось посвящать их в таинство разработки PRстратегии, объяснять основы рекламной деятельности, чтобы они могли осознанно подойти к реализации проекта. За несколько занятий вырастить профессионалов достаточно сложно, но с поставленной задачей мы прекрасно справились. Ребята серьёзно отнеслись к работе, потому что видели интерес к ней со стороны сотрудников музея, понимали, что их идеи и предложения востребованы и будут жить. Очень важно, когда студенты осознают значимость своего труда.

Отчёт, содержащий разработанную PR-стратегию и все материалы для музея, составил более 60 страниц. Защита проекта перед заказчиком прошла успешно: студенты получили положительный отзыв от управления культуры Большеглушицкого района.

 

С заботой о сотрудниках

Управление по работе с персоналом ТГУ предложило студентам подготовить паспорт проекта (с возможностью в дальнейшем реализовать свою задумку в опорном вузе) по одному из направлений well-being-программы.

Well-being-программа предполагает комплексный подход к заботе о ментальном и физическом здоровье персонала компании. Она направлена на поддержание вовлечённости и продуктивности сотрудников.

Студенты имели возможность сгенерировать проектную идею, направленную на физическое, финансовое, социальное, эмоциональное или профессиональное благополучие.

Разработчики сайта в рамках проекта изучили практику well-being-программ в России, познакомились с экспертными мнениями, приняли участие в вебинаре от Well-being Academy и выделили направление, в котором будут работать, – эмоциональное выгорание сотрудников.

– Студенты, погружаясь в работу, всесторонне и детально исследуют проблему мотивации сотрудников, профессорско-преподавательского состава. Они изучают, как «управлять» людьми. Поскольку ребята сами учатся в Тольяттинском госуниверситете, им это вдвойне интереснее, – отмечает наставник проекта кандидат педагогических наук, доцент департамента бакалавриата экономических и управленческих программ института финансов, экономики и управления ТГУ Людмила Кифа.

В любой компании, в том числе и в ТГУ, стремятся поддерживать сотрудников и избегать их эмоционального выгорания. Иногда профессиональное выгорание устраняется или минимизируется посредством смены видов деятельности. Разработка well-being-программ, по мнению Людмилы Кифа, для сотрудников ТГУ будет способствовать отвлечению от непосредственных профессиональных задач участием в различных мероприятиях, которые предложат студенты.

Материал впервые опубликован в газете «Тольяттинский университет» № 18 (836) от 09.06.2021 г.

Просмотров: 523
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей