Вневременное искусство. Тольяттинцам прочли лекцию о живописи Гохуа

Открытие нового лекционного сезона состоялось 22 сентября в Тольяттинском художественном музее (ТХМ). Первую лекцию – «Волшебная кисть Гохуа» – прочитала Лариса Москвитина – искусствовед, заместитель директора по научной работе ТХМ. Она рассказала о традиционной китайской живописи, в том числе об истории её развития и особенностях создания произведений.

Лекции проводятся в ТХМ с 2012 года и, как правило, связаны с выставками, которые в это время проходят в музее. Последняя лекция была приурочена к открытию выставки китайской живописи. В экспозиции представлено 50 картин, выполненных в стиле традиционной китайской живописи Гохуа современными художниками из города Лоян (КНДР). Картины подарены музею в 2005 году.

После лекции и знакомства с экспозицией посетители могли обменяться впечатлениями за чашкой китайского зелёного чая. Слушатели лекции отмечали важность бэкграунда, без которого понять и оценить живописные произведения невозможно, особенно когда речь идёт о восточной традиции.

Волшебная кисть

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (國畫), что в переводе означает «искусство нашей страны». Этот термин используется с конца XIX века для противопоставления западной живописи национальной, появившейся в III — II вв. до н. э.

Гохуа имеет несколько принципиальных отличий. Во-первых, на картинах отсутствуют светотень и перспектива, а передний и задний планы одинаковы по цвету, поэтому объём передаётся с помощью свободного пространства. Во-вторых, используется особая техника – предмет изображается с помощью линии и пятна на нейтральном фоне, что создаёт впечатление неограниченного пространства. В-третьих, в китайской живописи не важны натурализм и внешнее сходство, задача живописца – передать сущность, настроение, вникнуть в тайны природы. Рисовая бумага, используемая для картин, очень тонкая и быстро промокает, поэтому художники не делают эскизов и не пишут с натуры: они наблюдают за природой, а потом, уже дома, переносят свои впечатления на бумагу.

Нельзя не отметить и своеобразие жанров. Например, в Гохуа отсутствует жанр «натюрморт» в привычном европейском понимании – «мёртвая натура» в принципе противоречит данной традиции. Так, в жанре «Цветы и птицы» вы не увидите букетов. Только живые цветы, ведь вместе с жизнью растений художник изображает жизнь духа (Дао), которому чужда безжизненность.

На картинах всегда присутствует каллиграфическая надпись – название работы или стихотворное послание – и красная печать – подпись художника. Примечательно, что для каждой работы художник делает новую печать, как правило, из дерева, камня или слоновой кости.

В живописи Гохуа существуют два стиля: се-и (写意) – «свободное вдохновение» – и гун-би (工筆) – «прилежная кисть». Для се-и важно передать идею и настроение художника без мелких деталей, работы в этом стиле создаются, как правило, за один день. Для гун-би характерна детальная прорисовка, создание работ в этом стиле может длиться несколько месяцев.

Важная особенность китайской живописи – символичность и иносказательность. Птицы, пейзажи, цветы, камни – каждая деталь наполнена особым смыслом. Например, бамбук означает стойкость характера, силу, пион – богатство, довольство и счастье, а лотос связан с чистотой и целомудрием.

Рассматривая картины и пытаясь расшифровать послание художника, зритель погружается в особый мир восточной культуры, переживает не только эмоциональное, но и интеллектуальное событие.

Следующая лекция пройдёт в начале октября и будет посвящена эпохе Возрождения. Лариса Москвитина расскажет не только о художниках, но и о скульпторах и архитекторах и постарается дать целостное представление об эпохе.

Расписание и темы лекций можно посмотреть на сайте Тольяттинского художественного музея.


Просмотров: 1107
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей