Всё это жизнь. «Дилижанс» открыл новый сезон премьерой спектакля «Голос»

В театре юного зрителя «Дилижанс» состоялся премьерный показ спектакля «Голос» по одноимённой повести Дарьи Доцук. Режиссёр Артём Устинов представил зрителю историю шестнадцатилетней Саши, для которой один день разделил жизнь на «до» и «после». Рядовая поездка в метро прервалась терактом, после чего Саша начала страдать от панических атак.

Фото: Дмитрий Осинов

«Есть истории, которые невозможно оставить на страницах»

Когда погас дежурный свет, на авансцену упал тусклый луч. Он осветил пустое пространство. Спектакль начался не на сцене. Главная героиня, сломав четвёртую стену, заговорила из зрительного зала. Девушка медленно подходила к сцене, рассказывая о своём прошлом. Она представилась Сашей (Илиана Хитяева) и поделилась своей историей: девушка пережила теракт и теперь столкнулась с паническими атаками. Скупые декорации будто отражали состояние героини: пять конструкций из полупрозрачного пластика позади Саши образовывали вагон метро, фасады зданий Калининграда и даже стены обычной московской квартиры. Однако с точки зрения сценографии они разделяли площадку на два плана, отчерчивая границу между прошлым и настоящим, грёзами и действительностью.

В «Голосе» сценическое пространство играет особую роль. Режиссёр использовал в постановке элементы моноспектакля, во время которых актриса обращается к зрителю. Диалог происходит на авансцене. Саша рассказывает о пережитом, после чего вновь включается в действие, уходя вглубь сцены. Так – через пространство – режиссёр раскрывает внутренний мир героини, показывая, что люди не всегда такие, какими кажутся на первый взгляд.

– Мы сделали так, потому что изначально это повесть, почти моноспектакль. Она играет в двух «режимах», рассказывает эту историю, прожив её. И прыгает внутрь, пытаясь прожить ещё раз, – описывает свою задумку режиссёр.

Спектакль синтезирует в себе ряд сценических жанров. Артёму Устинову удалось совместить пластические этюды с монологами и элементами театра теней, где каждая визуальная деталь дополняет другую. Зритель, к примеру, мог это наблюдать в моменты, когда у Саши начиналась паническая атака. Героиня сидит в тени, в потоке мыслей – и вдруг, потеряв равновесие, пытается балансировать в луче мигающего прожектора. Кажется, будто Саша в состоянии панической атаки проваливается в пропасть.

Фото: Дмитрий Осинов

«Но что, если в следующий раз я не услышу частичку себя, которая так не хочет умирать?»

Спектр тем, которые обсуждают герои, охватывает вечные социальные проблемы. Насколько сложно быть подростком? Как соответствовать ожиданиям, которые на тебя возлагает общество и нужно ли им соответствовать вообще? Каково это – жить в постоянной борьбе с недугом? Можно ли отпустить печальное прошлое и вновь стать счастливым? Площадкой для дискуссий на эти темы становится книжный клуб, в который попадает Саша, приехав в Калининград.

– Все темы, которые обсуждают ребята, максимально острые: эвтаназия, манипуляция людьми... Я думаю, что открыться очень сложно. Но снять у человека ощущение, что «со мной этого никогда не случится», важно. Мы привыкаем к псевдокомфорту, но никогда не знаем, когда окажемся по другую сторону и на нас все начнут показывать пальцем. Хотелось бы, чтобы люди научились эмпатии, – говорит Артём Устинов.

Тема эмпатии – лейтмотив постановки. В Калининграде Саша находит поддержку и понимание у бабушки Нади (Ирина Храмкова). (Здесь, кстати, вновь подчёркивается внимание режиссёра к работе с освещением: Надежда появляется на сцене с лампой, излучающей тёплый свет.) А книжный клуб дарит девушке новых друзей. Благодаря им Саша осознаёт, что болезнь – это не то, чего следует стыдиться. Всегда есть люди, которые не просто понимают, а разделяют твою проблему.

В финале актёры под скандинавские мотивы исполняют стихотворение Юнны Мориц «Ласточка, ласточка, дай молока». Оно становится символом перерождения и начала новой жизни главной героини.

– Я не так часто хожу в театр, но, прочитав синопсис спектакля «Голос», заинтересовалась постановкой. И не пожалела! Сходить стоит не только ради сюжета (он не нов), а ради того, чтобы увидеть, как режиссёр через свет, музыку и декорации передаёт переживания главной героини. Кульминацией спектакля стала победа жизни над смертью, история завершается на оптимистичной нотке. Понравилась сюжетная линия родителей Саши, которые в конце концов пришли к пониманию своей дочери. Хочу отметить актрису Ирину Храмкову, которая сыграла бабушку Саши. Посмеялась с героиней от души, – поделилась впечатлениями зрительница Александра Вселевская.

Просмотров: 742
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей