32-й квартал – территория, открытая для предложений. Тольяттинцы помогают создавать общественное пространство

Специалисты опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) подвели итоги социологического опроса, который определил будущее 32-го квартала Автозаводского района Тольятти. В течение двух месяцев, с 15 апреля по 15 июня, у горожан спрашивали, что они хотят видеть около триптиха «История транспорта». Свои пожелания обнародовали 1 975 человек. Часто звучали предложения о создании скейт-парка, скалодрома, детской площадки, ландшафтных композиций, об организации пространства для работы музыкантов и художников...

По результатам соцопроса 4 июля в сквере 32-го квартала состоится воркшоп, во время которого жителям Тольятти предложат провести первое функциональное зонирование территории сквера. Участники встречи расскажут и покажут, что и почему они хотят разместить в зоне досуга. И с учётом этого диалога к осени Центр урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ разработает эскизный проект. Об этом директор Центра Мария Степанова рассказала в интервью корреспонденту молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Елизавете Понякшовой.

«Если мы не спрашиваем жителей, мы вычёркиваем их из процесса принятия решений»

Весной этого года глава Тольятти Сергей Анташев и ректор ТГУ Михаил Криштал подписали соглашение. Оно подразумевает совместную работу городской администрации и вуза по оживлению сквера в 32-м квартале – территории, которая ограничена улицами Революционная и Юбилейная, а также прилегает к Ленинскому проспекту, около Спасо-Преображенского собора. Одним из результатов кооперации исполнительной власти и опорного вуза стал фестиваль, который состоялся здесь в День города, 1 июня. Фестиваль собрал более шести тысяч человек и получил хорошие отзывы в соцсетях. Мария Александровна, теперь по поводу социологического опроса. Кто инициировал его проведение?

– Социологический опрос изначально значился у нас в планах работы, когда мы заключали договор с администрацией. Дело в том, что без социологического опроса невозможно узнать общественное мнение, следовательно, невозможно говорить о проектировании. Таким образом, если мы не спрашиваем жителей, мы как бы вычёркиваем их из процесса принятия решений. Поэтому социологический опрос – это изначально такой метод работы для того, чтобы узнать реально, чего хотят люди.

Кто был организатором соцопроса?

– Социологический опрос мы проводили от Центра урбанистики [и стратегического развития территорий ТГУ] с привлечением кафедры «Социологии» [ТГУ] – преподавательский состав, заведующая кафедрой, студенты активно участвовали в этом процессе.

– Получается, сами студенты проводили соцопрос?

– По-разному. У нас был опрос в соцсетях, в интернете – на сайте проекта «32-й квартал». Студенты проводили и личный опрос прямо во время мероприятия 1 июня. Поэтому это совместная работа, участвовали как студенты, так и мы: участники проекта делали рассылки, наш пиар-менеджер отправлял это в СМИ. В конечном итоге студенты кафедры «Социология» подводили итоги.

– Сколько человек приняло участие в соцопросе?

– 1 975 человек.

– Каким образом были сформулированы вопросы?

– У нас была стандартная «паспортичка» – это когда мы узнаём о респонденте данные: возраст, пол, его социальный статус, есть ли дети. Потому что наличие или отсутствие детей существенно влияет на выбор активностей на территории. Остальные вопросы касались современного состояния территории 32-го квартала, то есть того, как сейчас респонденты оценивают эту территорию: знают ли о ней, посещают ли и когда, как оценивают качество и количество озеленения, состояние дорожно-тропиночной сети, освещение, безопасность и так далее. Остальные вопросы касались будущего территории, того, что люди хотели бы видеть. Характер обобщённый, потому что когда мы спрашиваем, хотели бы вы видеть детскую площадку на этой территории или что конкретно вы хотели бы видеть, мы просто понимаем предпочтения относительно вида досуга. То есть выбор детской площадки не означает, что все хотят видеть детскую площадку. Более того, мы понимаем, что все хотят видеть разные детские площадки. Поэтому социологический опрос – это лишь первый этап определения общественного мнения.

– Был какой-то упор на конкретную аудиторию?

– Нет, такого не было, возрастные категории были абсолютно разные: совсем молодые люди, студенты, от 25 и до 65 лет. То есть всех было поровну.

«Люди помнят эту территорию как знаковую, фестивальную»

– Так что же горожане хотят видеть в сквере 32-го квартала Автозаводского района?

– Вопросов было много, и если сказать обобщённо, больше всего жители, как и предполагалось, жители хотят видеть эту территорию досуговой. Они очень отрицательно относятся к застройке территории. На территории есть выкупленный участок, мы спрашивали, что они хотели бы видеть на этом участке. Все против застройки, но если она на выкупленном участке неизбежна, все хотели бы видеть центры семейного досуга либо точки продажи чего-то. Например, семейное кафе, скалодром. Говорили и о скейт-парке. При этом скейт-парк предлагали как для этой территории, так и для всех остальных участков.

Было много предложений по поводу спортивных активностей, все хотят велодорожки. Многие говорят, что используют эту территорию для прогулок с детьми – запрос на детскую площадку велик. Очень много было пожеланий о развитии озеленения на этой территории – притом, что существующее озеленение было оценено как качественное, к нему было меньше всего претензий у респондентов. Хотели развития озеленения в плане цветников, ландшафтных композиций. Людям не хватает ландшафтных деталей. Как я уже сказала, много запросов по спорту и по детскому досугу.

Интересны также воспоминания, истории горожан о 32-м квартале. У многих людей эта территория связана с детскими воспоминаниями, с ощущением величия города. Люди вспоминают эту территорию как важную фестивальную, общественную, праздничную зону. Вспоминают о днях города, проходивших на этом месте. Некоторые вспоминают фестиваль «Играй, гармонь!», который проходил в 90-е годы. То есть люди помнят эту территорию как знаковую и фестивальную. Активность, которая была в советское время, – её хотели вернуть, чтобы эта территория стала знаковым местом, визитной карточкой города. Территория очень просторная, в ней уже сейчас есть разные морфологии. Есть зазеленённые участки, есть протяжённая зона с кустарниками, памятниками. Мы можем разместить всё, что хотят люди, потому что территория большая. Важный момент: очень просили такую стандартную тему, как общественный туалет. Но это логично: как территория может считаться общественной, если на ней нельзя выполнить такую простую функцию? Это был чуть ли не главный запрос.

Как специалист, скажите, пожалуйста, что целесообразно в дальнейшем создавать и проводить в сквере 32-го квартала?

– Целесообразно действительно ответить на запросы жителей. Сейчас пока не решён вопрос ни дизайна, ни концепции, никакой эстетической фишки, никакого семантического образа пока не заложено. Этот вопрос как раз лежит на нас сейчас, потому что мы будем делать проектные предложения для этой территории. И первый шаг, который мы сделаем для поиска образов, проведём 4 июля воркшоп прямо на территории 32-го квартала, если нам позволят погодные условия. Воркшоп предполагает обнародование результатов социологического опроса. Мы хотим рассказать жителям города, какие мы делаем выводы, и предложим поучаствовать в обсуждении. Люди поделятся на команды, предложат варианты размещения объектов на территории и объяснят, почему они так думают. Собственно, это и будет результатом воркшопа – первое функциональное зонирование для 32-го квартала. Вот и посмотрим, что выйдет.

«Мы опробуем формат, которого в Тольятти ещё не было»

Какие идеи тольяттинцев действительно будут воплощены в жизнь в 32-м квартале?

Это будет зависеть от того, как мы сделаем проект, как совместными усилиями все найдут на это деньги. Мы понимаем, что проект не может быть реализован в один день – территория начнёт облагораживаться постепенно. Я специально не забегаю вперёд, потому что хотелось бы всё делать планомерно, услышать мнения бизнеса, услышать горожан. На самом деле, вместо поиска негатива, в том, что территория выкуплена, можно увидеть позитив. Наличие бизнеса на территории может территорию оживить. Поэтому этот бизнес должен быть в общей концепции 32-го квартала.

– Когда жители смогут увидеть первые результаты?

Для того чтобы состоялось благоустройство, нужно сделать сначала эскизный проект, потом рабочий проект. Эскизный проект должен быть сделан к осени. Дальнейшие этапы будем сообщать дополнительно, потому что проект находится на стадии развития.

А удалось ли вам в ходе соцопроса услышать о готовности тольяттинцев лично принять участие в благоустройстве?

– Да, сейчас мы занимаемся составлением календаря. Различные молодёжные организации хотели бы принять участие в благоустройстве, создать свою площадку или поучаствовать событийно, создать событие на территории, таким образом привлекая к ней население. Сейчас такой список составляется на июль, регулярно будут проходить мероприятия. Мы опробуем такой формат, которого в Тольятти ещё не было. Это действительно инициатива снизу, когда жители города в лице различных организаций хотят что-то провести.

Ваши ожидания, связанные с результатами соцопроса, оправдались? Или вы рассчитывали на что-то другое?

– Наверное, ничего другого я не ожидала. Ответы на некоторые вопросы я предполагала, ведь я не в чужом городе. Я нахожусь в своём городе, который знаю с детства, соответственно, я могу предположить варианты ответов. Но в то же время мне было интересно верифицировать своё мнение. Но, например, я совершенно не знала, как люди отреагируют на вопрос о событийности этой площадки. Тут мнения разделились, и это тоже ожидаемо, потому что жители прилежащих территорий больше хотят тишины, а горожане в целом хотят ещё одну событийную площадку, интересное место. Градация приоритетов жителей города относительно досуга тоже интересна. Это всё будет опубликовано у нас на сайте 32-го квартала, в социальных сетях, на сайте администрации, поэтому легко можно будет ознакомиться [с результатами] подробно.

32-й квартал – территория, открытая для предложений. Тольяттинцы помогают создавать общественное пространство
Просмотров: 208
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей