«Это будет стопроцентное попадание» В Тольятти состоится концерт Российского национального молодёжного симфонического оркестра

Драйвовый, виртуозный, уникальный музыкальный коллектив – такими эпитетами в интернете регулярно награждают Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (РНМСО). 28 апреля он впервые сыграет для тольяттинских меломанов. В программе вечера – произведения Петра Ильича Чайковского. В чём уникальность гастролирующего коллектива и почему его выступление нельзя пропустить, рассказывают директор Тольяттинской филармонии Лидия Семёнова и заместитель директора Тольяттинской филармонии по маркетингу и общим вопросам Владислав Радьков.

– С начала нынешнего сезона Российский национальный молодёжный симфонический оркестр уже побывал в Омске, Оренбурге и Екатеринбурге. С 20 по 28 апреля проходят гастроли оркестра в Воронеже, Оренбурге и Самаре, а завершится тур выступлением в Тольятти. В нашем городе коллектив сыграет впервые. Почему концерт 28 апреля – это значимое для Тольятти событие?

– Российский национальный молодёжный симфонический оркестр – один из лучших профессиональных коллективов России. Он создан всего четыре года назад. Эти гастроли не планировались заранее. Просто в гастрольном графике оркестра появились свободные дни в связи с отменой концертов в дальнем зарубежье, и нам предложили взять этот концерт – к нашей большой радости, потому что мы и сами подбирались к теме, как бы нам этот коллектив пригласить. Понятно, что своими силами мы не смогли бы это сделать. Поэтому предложение Московской филармонии оказалось как нельзя кстати. Мы вошли в этот тур: Воронеж–Оренбург–Самара и Тольятти.

Мне посчастливилось поработать в проекте «Молодёжный симфонический оркестр стран СНГ» в 2008 году. К тому времени у нас уже был кое-какой опыт в создании молодёжных оркестров, и тогда у меня впервые возник вопрос именно к Московской филармонии: а когда же у нас в России появится свой национальный молодёжный симфонический оркестр. Этот разговор был в 2008 году. И вот, наконец, в 2018 году (это год создания Российского национального молодёжного симфонического оркестра) вдруг я читаю объявление, что получен большой грант от Фонда президентских грантов на создание этого оркестра.

Все эти годы я внимательно наблюдаю за коллективом. Там играют и наши знакомые молодые музыканты. В составе оркестра есть один тольяттинец – Владислав Харач. Он выпускник Тольяттинского музыкального училища имени Щедрина, играет на контрабасе. Знаю, что он будет в этом составе [28 апреля], [наши] ребята – соратники-контрабасисты – уже готовятся к встрече с ним. В составе РНМСО есть и ребята из Самары, которые принимали участие в сессиях Молодёжного симфонического оркестра Поволжья.

Вообще, наблюдая за игрой молодёжных коллективов, могу отметить одну особенность. Вот вы в самом начале назвали эпитет – «драйвовый». Наверное, это слово (хотя и сленговое) в полной мере отражает то качество игры, которое присуще молодёжным оркестрам, – это удовольствие от игры, которое они получают сами и, естественно, передают зрителям. Здорово, когда молодёжь играет для молодёжи.

Когда мы впервые собрали Молодёжный симфонический оркестр Поволжья, мы сами удивились, насколько от музыкантов стали исходить флюиды удовольствия от играемой музыки. Молодость, красота, талант – это незаменимые вещи, именно этим отличается игра [молодёжных оркестров] от профессиональных, взрослых коллективов. Потому что зачастую молодёжь играет эти сочинения впервые, у них нет ещё такой зашоренности, как когда в сто первый раз играешь Пятую симфонию Чайковского или в двухсотый раз – концерт для фортепиано с оркестром. Это, наверное, самое ценное, что может быть в игре молодых музыкантов.

Если кто-то из слушателей впервые задумается о том, чтобы прийти в концертный зал и послушать симфоническую музыку, я советую именно этот коллектив. Потому что они будут заряжены этой энергией, страстью, желанием поделиться своим исполнением со слушателями. Это будет стопроцентное попадание, на мой взгляд.

– То есть это идеальный вариант начать знакомство с академической музыкой для тех, кто ещё этого не сделал?..

– Да, тем более, будет звучать музыка Чайковского. Вы знаете, почему можно без страха ходить в концертный зал, особенно на музыку русских композиторов? Во-первых, в основе всей русской музыки – песенность. Очень хорошо ложащиеся на душу мелодии. Потому что в основе [академической] русской музыки – народная музыка. Музыка – это универсальный международный язык. Можно не знать английского, французского, немецкого, испанского, но понимать язык музыки. Потому что он не нуждается в переводах. Музыка несёт в себе эмоциональность, заряд духовности, передаваемый звуками. А звуки может слышать носитель любого языка. Это действительно беспроигрышный вариант.

– Как вы уже сказали, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр создан в 2018 году. В составе коллектива 117 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объём учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины. Лидия Валентиновна, в чём уникальность этого коллектива, помимо высоких критериев отбора и требований к участникам, ну и молодецкого задора, о котором вы уже сказали?

– В этот оркестр проходят только по конкурсу, проводится всероссийский конкурс среди молодых музыкантов. В этом году он будет проходить уже в пятый раз. Когда музыканты попадают в этот коллектив, он действует не просто как оркестр, который только исполняет музыку, – он работает как академия молодых музыкантов. К ним приходят и проводят мастер-классы лучшие российские музыканты из оркестров.

Игра в оркестре – это особые правила, особая подготовка. Есть даже такой сборник «Оркестровые трудности». В нём собраны оркестровые трудности для тех, кто готовит себя к работе в оркестре. Потому что, к сожалению, наши [музыкальные] учебные заведения заточены на подготовку музыкантов-исполнителей, сольных исполнителей. В лучшем случае – ансамблевых. А работа в оркестре – это немного другое. Зачастую музыкант, который окончил консерваторию, не выдерживает конкурс в хороший профессиональный оркестр, потому что там другие критерии отбора: умение слышать друг друга, играть вместе... Ну и безусловно, владение своим инструментом, когда ты завязан на целый коллектив и не можешь подвести. Оркестр должен играть как один инструмент. Оркестр – это и есть инструмент для дирижёра. Поэтому те ребята, которые с молодости задумываются об оркестровой практике, ищут такие проекты, как наш Молодёжный оркестр и Российский национальный молодёжный симфонический оркестр. Это прямой путь в хороший профессиональный коллектив, оркестровая практика.

– Вы упомянули «наш» музыкальный коллектив. Поговорим про него. Юные таланты могут проявить себя не только в составе Российского национального молодёжного симфонического оркестра, но и в рядах Молодёжного симфонического оркестра Поволжья. В августе этого года исполнится 20 лет с его создания в Тольятти по вашей, Лидия Валентиновна, инициативе. С тех пор бывшие участники музыкального коллектива трудятся по всему миру – от Испании до Японии. Можно сказать, в качестве подарка к юбилею Молодёжный симфонический оркестр Поволжья недавно получил почти пять миллионов рублей от Президентского фонда культурных инициатив. Лидия Валентиновна, на что будут потрачены эти деньги?

– Прежде всего на то, чтобы собрать оркестр. Основные затраты в этом проекте: оплатить проезд, проживание в гостинице и питание. Потому что, когда собирается около сотни молодых людей и они с утра до вечера заняты оркестровыми репетициями, понятно, что у них не должно быть никаких проблем, где жить и что покушать.

– Большая часть денег останется в Тольятти.

– Да, именно так. На самом деле, это уже пятый грант, который получает ассоциация Молодёжного симфонического оркестра Поволжья. Безусловно, грант этого года для нас вдвойне ценен, потому что мы ждём, что приедут участники и прошлых сессий, которые уже выражают желание собраться и вместе помузицировать. То есть, кроме нашего обычного состава Молодёжного оркестра, соберётся такой фестивальный состав. Я думаю, что это будут очень интересные концерты.

Как вы уже сказали, Молодёжный симфонический оркестр Поволжья проводит свои сессии с 2002 года. Наверное, это был первый в России сессионный оркестр. Без ложной скромности могу сказать, что мы были в авангарде этого движения. Вообще движение молодёжных симфонических оркестров в мире известно очень давно. В Европе, в Америке молодёжные оркестры (особенно летом) как грибы «вырастают» в разных регионах.

В России всё попозже началось. Именно 2018 год стал ключевым, поворотным – с момента создания Российского национального молодёжного симфонического оркестра, который был вписан в даже в национальный проект «Культура».

Сейчас в каждом регионе задумались о создании своего молодёжного оркестра. Наш был в 2002 году, следом был создан молодёжный симфонический оркестр в Воронеже, появился оркестр в Екатеринбурге – тоже как академия оркестровая, в рамках одного города. Но Екатеринбург – город консерваторский, там это оказалось возможным. А у нас оркестр сессионный, то есть мы приглашаем на сессии ребят из разных регионов, и, конечно, главная наша задача – чтобы тольяттинские молодые музыканты, которые уезжали учиться в другие города, хотя бы во время летних каникул возвращались в город, могли в таком проекте продолжать совершенствовать своё мастерство, показывать нам, чему научились. Наверное, наши сессии можно назвать (как выразился наш художественный руководитель и главный дирижер Молодёжного оркестра Анатолий Абрамович Левин) «музыкальным помешательством». Потому что музыка звучит с утра до ночи, а иногда и ночью ребята продолжают заниматься.

Для нас, организаторов, до сих пор загадка, что заставляет молодёжь в летние каникулы вместо отдыха приезжать сюда и вкалывать по восемь-девять часов в день. У меня до сих пор нет однозначного ответа.

– Это тоже, наверное, отдых своего рода, отдых душой. Лучший отдых – это смена вида деятельности.

– У меня есть, конечно, свои ответы. Думаю, главное, что их привлекает, – это общение с равными по таланту, по энергии, по желанию играть музыку. И, конечно, те профессора, педагоги, которые приезжают к нам на сессии. Одно имя я уже назвала – Анатолий Левин. Многие годы к нам приезжал Владимир Борисович Немер – уникальный педагог из Ташкента, который, к сожалению, умер в декабре прошлого года. Именно к нему приезжали заниматься дирижёры-стажёры, потому что Молодёжный симфонический оркестр Поволжья одним из первых ввёл практику для молодых дирижёров.

Если посмотреть, каких результатов сейчас добились не только оркестранты, у нас есть ещё гордость – молодые дирижёры. Азиз Шохакимов, который был одним из первых, сейчас руководит филармоническим оркестром в Страсбурге. Максим Емельянычев – главный режиссёр Шотландского камерного оркестра. Максим живёт в России и выступает в России тоже. Валентин Урюпин сейчас музыкальный руководитель московского тетра «Новая опера». Тимур Зангиев – несколько лет был главным приглашённым дирижёром Симфонического оркестра Тольяттинской филармонии. Эта работа – селекционная, как я её называю, – по выращиванию оркестровых музыкантов и молодых дирижёров даёт для нас бонусы.

Я неоднократно на съездах Союза концертных организация России получала вопросы от директоров: «Мы видели, у вас играет Зангиев. Скажите, а как его пригласить? Как нам его получить в качестве дирижёра на концерты?» А мы с ними знакомы фактически с юности, с их детства. Тимуру было 12 лет, когда он впервые приехал в Тольятти и встал за дирижёрский пульт Молодёжного симфонического оркестра Поволжья – это о многом говорит.

– Познакомиться с потенциальными будущими звёздами в рамках Молодёжного симфонического оркестра Поволжья тольяттинцы смогут летом на фестивале «Классика Open fest», и там будут сессии молодёжного оркестра.

– Да, будут сессии, и я думаю, что там тоже будет звучать музыка Чайковского. Я бы хотела сказать несколько слов об этом композиторе и о том, когда я впервые услышала симфонический оркестр. По странному стечению обстоятельств это был именно Чайковский.

Я училась в седьмом классе. Инициатором моего приезда в Самару в оперный театр на спектакль «Евгений Онегин» (это опера Чайковского) был мой двоюродный брат. Он в то время работал в Самаре в институте культуры, а я жила в районном городке Похвистнево на границе с Оренбургской областью. Там очень хорошая музыкальная школа, я уже готовилась выпускаться и из общеобразовательной школы, и из музыкальной. Вставал вопрос, где учиться дальше. И вот брат настоял на том, чтобы я приехала [в Самару] и сходила в оперный театр на «Евгения Онегина». Сказать, что я был впечатлена, – ничего не сказать. Эта музыка у меня долго звучала в голове.

В концерте, который будет у нас 28 апреля, в исполнении Российского национального молодёжного симфонического оркестра прозвучат несколько произведений Чайковского.

[Во-первых, это] симфоническая увертюра «Ромео и Джульетта», написанная под впечатлением от одноименной драмы-пьесы Уильяма Шекспира. Кстати, Чайковскому посоветовал написать увертюру на эту тему другой русский композитор – Милий Алексеевич Балакирев. Это ещё одно имя, значимое для нашего города, у нас есть школа искусств, названная его именем.

Будет звучать «Вариации на тему рококо» в исполнении замечательного виолончелиста Бориса Андрианова. Там совершенно виртуозный финал! Там такая скорость исполнения у виолончели, что можно, закрыв глаза, слушать эту музыку – и вихрь этих звуков будет тебя уносить.

Ну и одно из шедевральных произведений Петра Ильича – это Пятая симфония, которая была написана в очень короткие сроки. Вообще симфония – это звучание примерно сорока минут музыки. Чайковский её написал в 1888 году: начал в мае, закончил в августе, а пятого ноября уже была премьера в Санкт-Петербурге, на которой дирижировал сам Чайковский.

В этой симфонии у Чайковского звучит так называемая тема рока. Это уже не первая симфония, в которой он обратился к этой теме. Четвёртая симфония – тоже борьба добра и зла, тема рока, который побеждает. А вот в пятой всё кардинально меняется, получается более оптимистичный финал. Кстати, вторую часть Пятой симфонии Чайковского в нашем городе Молодёжный оркестр [Поволжья] исполнял в прошлом году летом. А 28 апреля Российский национальный молодёжный симфонический оркестр представит свою версию этой симфонии.

Мне ещё очень нравится лирическая тема из симфонической увертюры «Ромео и Джульетта». Она звучит всего минутку, но это настолько популярная музыка, настолько она песенная, душевная, что, я думаю, даже не зная, что это Чайковский, многие слушатели убедятся, что эта музыка очень часто звучит, используется в кинофильмах...

Чайковский до последнего времени был одним из самых исполняемых русский композиторов в мире. Только в последние годы он сдал свои позиции Рахманинову. И то только потому, что закончился срок действия авторских прав на исполнение музыки Рахманинова в связи с 70-летием после его смерти. Сейчас можно свободно исполнять сочинения Рахманинова, без оплаты авторских прав. Это стало уже общенациональным достоянием.

– Про Молодёжный симфонический оркестр Поволжья ещё два слова буквально. Мы можем проанонсировать, что концерты «Классика Open fest» и сессии Молодёжного симфонического оркестра Поволжья состоятся в Тольятти уже в августе. Это бесплатно?

– В этом году у нас ещё один президентский грант предназначен для проведения сессий ещё двух молодёжных оркестров: это Молодёжный джазовый оркестр Поволжья и Молодёжный русский оркестр Поволжья. Впервые в Тольятти [они] соберутся в этом году. Так что где-то с конца июля нас ждёт большой праздник музыки. В августе состоится сессия Молодёжного симфонического оркестра Поволжья.

Концертов будет много разных: и оркестровые, и камерные концерты. Камерные концерты будут бесплатными. На гала-концерты мы вынуждены продавать билеты, потому что если мы объявим бесплатный вход, все желающие в зале не уместятся. У нас были такие случаи, был год (2005-й, по-моему), когда мы играли концерты в Самаре. Мы минут пятнадцать не могли начать концерт, потому что публика шла и шла, люди уже стояли в проходах. Мы ждали, пока они рассядутся, и после этого устроители [концерта] нам сказали: «Хватит, давайте регулировать наполнение зала». Пришлось начать продавать билеты. Как правило, билеты – что в филармонию, что на эти проекты – у нас вполне доступны. Тем более, у молодёжи есть возможность купить билеты с помощью Пушкинской карты.

– В общем, нынешнее лето – просто праздник меломана.

– Можно и так сказать.

– Вернёмся к концерту 28 апреля. Предположу, что среди наших слушателей есть люди, которые бывали на концертах тольяттинского симфонического оркестра и считают, что ничего принципиально нового в знакомом Чайковском (пусть и в молодёжном исполнении) не услышат. Владислав Викторович, справедливо ли такое рассуждение?

– Мы перечитываем любимые книжки, хотя бумага та же, ничего нового там не произойдёт. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, так же нельзя прийти даже на концерт одного оркестра с одной программой и услышать то же самое. Разница и в слушателях, и в исполнителях. Думаю, тем, кто бывал на концертах Симфонического оркестра в Тольятти, стоит прийти на концерт Российского национального молодёжного симфонического оркестра, чтобы сравнить, услышать, может быть, новые нюансы исполнения. К тому же именно в такой компоновке у нас не было программ.

– Концерт Российского национального молодёжного симфонического оркестра пройдёт не в Тольяттинской филармонии, а во дворце культуры «Тольятти». Привычная для тольяттинских меломанов локация изменилась, потому что в Доме музыки прямо сейчас идёт ремонт: обновляют покрытие сцены, дооснащают её световыми приборами. Владислав Викторович, с технической точки зрения – повлияет ли смена привычной концертной площадки на восприятие программы зрителями?

– Думаю, в данном конкретном случае нет. К нам едет очень большой оркестр – 117 человек. Это тот оркестр, который вполне может «озвучить» даже такое большое пространство (в ДК «Тольятти» более тысячи мест). У РНМСО есть все необходимые укомплектованные оркестровые группы. Они везут с собой прекрасные инструменты, мы практически ничего не предоставляем нашего. Там будут литавры, серьёзные контрабасы и все необходимые частоты и оттенки звука. Я полагаю, будут замечательно прослушиваться даже в большом зале.

– Акустика не пострадает.

– Я думаю, она только выиграет. Иногда само количество людей в зале влияет на восприятие музыки. Особенно когда симфоническая музыка звучит: чем больше людей её слышит, тем глобальнее оказывается результат для каждого слушателя. Такой вот эффект стадиона, если хотите.

– Концерт Российского национального молодёжного симфонического оркестра 28 апреля начнётся в 19 часов и будет состоять из двух отделений. Лидия Валентиновна, какова общая продолжительность мероприятия?

– Классический концерт из двух отделений – примерно два часа. Одно отделение – 45 минут, перерыв – минут 15–20 и ещё 45 минут. А дальше зависит от аплодисментов. Если они будут, оркестр может сыграть на бис, тогда концерт может затянуться.

– Если на концерт захотят прийти семьёй, дети какого возраста точно досидят до конца и не заскучают?

ЛС: Это зависит от подготовленности детей. Мы ставим [ограничение] 6+, учитывая, что есть «музыкальные» дети, которые в шесть лет уже приходят в музыкальную школу.

Я была однажды на концерте Российского национального оркестра под управлением [Михаила] Плетнёва (у нас в Тольятти это было, в конце 1990-х годов). Сидела [рядом] маленькая девочка на руках у мамы. Звучал Чайковский. В какой-то момент вижу – девочка начала дирижировать. Дети по-разному реагируют, и она совершенно спокойно отсидела весь концерт на руках у мамы. Так что если есть серьёзное желание приобщить ребёнка – можно попробовать. Не «пойдёт» – всегда можно выйти из зала и вернуться через какое-то время. Но в целом, думаю, с младшего школьного возраста можно спокойно идти и слушать Чайковского.

ВР: Чтобы не было неправильной «прививки» даже хорошей музыкой, важно с ребёнком перед походом на концерт поговорить. Потому что если мы просто ведём ребёнка в непонятное, он может не ожидать, что на сцене будет много инструментов, и у него будет рассеиваться внимание.

Если поговорить с ним о том, как звучат разные оркестровые группы, чтобы он, например, в какой-то момент, если вдруг отвлёкся от музыки, мог рассматривать оркестр и думать: «Ага, вот эти вот замечательные дяди играют на контрабасах и звучат низко. А вдали что-то звучит ударное, на литаврах», – это сделает опыт ребёнка полнее, ему будет интересно и волнительно уже самому находить внутри музыки свои тропинки.

– Актуальный вопрос ещё для одной возрастной категории. Правильно ли я понимаю, что людям от 14 до 22 лет, которые оформили себе Пушкинскую карту, платить за билет из собственного кармана не придётся?

– Совершенно верно. По Пушкинской карте можно приходить совершенно бесплатно как на этот, так и на другие концерты филармонии. Кстати, в профкоме Тольяттинского государственного университета прямо сейчас появились мегафлаеры, которые дают держателям 15 % скидки. Даже если вы по Пушкинской карте приобретаете билет бесплатно, у вас останется ещё больше средств, если вы возьмёте флаер.

– Насколько мне известно, посетить концерт, не оплачивая билет, смогут не только держатели Пушкинской карты и студенты Тольяттинского госуниверситета. Такая возможность есть у всех слушателей «Толк радио». Лидия Валентиновна, Владислав Викторович, что нужно сделать всем, кто нас сейчас слышит, чтобы побороться за бесплатный билет?

– Когда выйдет публикация с нашим интервью, в группе Тольяттинской филармонии во «ВКонтакте» будут размещены три вопроса. Те, кто наиболее быстро и точно ответят на вопросы под публикацией, смогут получить пригласительный на два лица.

1. Кому Чайковский посвятил увертюру «Ромео и Джульетта»?

2. Сколько лет было Чайковскому на момент завершения Пятой симфонии?

3. Сколько «Вариаций на тему рококо» изначально написал Чайковский (здесь важен точный ответ).

Концерт Российского национального молодёжного симфонического оркестра состоится 28 апреля во дворце культуры «Тольятти» имени Н. В. Абрамова по адресу: бульвар Ленина, 1. Начало в 19:00. 6+

Фотографии предоставлены Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром

«Это будет стопроцентное попадание» В Тольятти состоится концерт Российского национального молодёжного симфонического оркестра
Просмотров: 769
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей