«Мы позиционируем себя как наиболее инновационные инженеры». «Солнечная» лодка студентов ТГУ – лучшая в России

Студенты опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) создали лодку на солнечных батареях, которая 29 июня на соревнованиях «Солнечная регата – 2019» в Казани заняла первое место. Спринт, слалом и гонка на выносливость – лидерами всех этих этапов стало судно, построенное в ТГУ. О том, как команда Togliatti Solar Team готовилась к соревнованиям и что стоит за этой победой, корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Елизавете Понякшовой рассказали куратор команды Togliatti Solar Team Павел Крюков, капитан гоночного судна Иван Митюхин, а также заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского госуниверситета Александр Бобровский.

Ниже представлена сокращённая версия радиоинтервью. Полную версию можно послушать тут.

«Наша лодка для России уникальна»

– В соревновании, проходившем в конце июня в столице Татарстана, принимали участие команды из 26 регионов России. Александр Викторович, правильно ли я понимаю, что все они приехали на казанское озеро с лодками, которые изготовили самостоятельно, и у каждого судна были солнечные панели?

Александр Бобровский: Да, это так. Уточнить стоит, что в эти 26 регионов, в эти 50 команд входят два основных направления – студенческое и школьное. Надо сказать, что в последнее время «Солнечная регата» всё более расширяет круг школьников, там было наибольшее количество команд. У студенческих команд гоночные лодки были более серьёзные.

Павел Крюков: Мы соревнуемся со студенческими командами, и традиционно сильная команда, наши соперники и уже товарищи – это Московский политех. Все прошлые года мы за ними гнались, и на этот год у нас основная задача была превзойти их результат. Это был основной лидер соревнований, они выигрывали каждый год. Наша лодка необычна тем, что она полностью композитная и сделана для этих соревнований с нуля. Как правило, команды берут и переделывают существующие корпуса или делают корпуса из фанеры. Поэтому наша лодка пока для России уникальна и дотягивает до уровня европейских чемпионатов, на кого мы и ориентировались.

Александр Бобровский: В первую очередь мы смотрели не на российских наших «заклятых друзей» – соперников и товарищей, а ориентировались больше на европейский уровень. И это ещё одна причина, по которой внезапно мы опередили по времени российские команды, заняв первое место.

– Иван, на соревнованиях в Казани вы сидели за штурвалом новой лодки. Какие задачи ставятся перед судоводителем, помимо всем понятной – крутить рулевое колесо?

Иван: Ну, рулевым колесом тоже управлять непросто. Потому что всё-таки это движение по воде, учитывая ещё тот фактор, что ты на воде не один, а с порядка 50 человек и большинство из них – это школьники, которые немножко не такие дисциплинированные. И лодка сама по себе имеет инерционный ход, то есть быстро остановиться или сманеврировать не получится. В связи с этим невольно ощущаешь страх не только за соревнования, но и за целостность всего, что находится на воде, потому что опыта у них не так много. А мы уже не первый год участвуем в соревнованиях и можем предусмотреть некоторые факторы опасности. И приходится проходить чуть дальше от каких-то лодок, дистанцироваться на большее расстояние, так как есть неожиданные манёвры от школьников.

Александр Бобровский: Они очень часто теряли управление. Лодки начинали на месте крутиться, и это было опасно для других. И, конечно, Иван правильно делал, он с большим запасом отошёл, хотя это и удлиняло наш ход и траекторию. Тем не менее, мы должны были думать о стратегической цели и финише. Поэтому нам приходилось проходить эти буи с большим запасом. Иван – молодец.

Иван: Мы думали, что, если мы будем проходить на большой дистанции от буя, но зато будем в безопасности от других лодок, то мы потеряем время. Но, как оказалось, по расчётам Павла у нас хватило хода обойти всех.

Александр Бобровский: Ещё очень важный момент – вся диагностическая аппаратура находилась у него на борту. Тем не менее, планирование гонки осуществлялось на берегу, поэтому Ивану постоянно приходилось мониторить с индикаторов информацию о состоянии системы и аккумулятора, и нам каждый круг об этом говорить. Мы ему давали указания о том, какой держать режим и на каком мощностном балансе держать лодку во время хода. Это работа на внимательность, чувствовать нужно было судно. В этом Иван справился на отлично.

Иван: К вопросу о том, что приходилось делать помимо того, что нужно было крутить рулевое колесо. Приходилось ежеминутно докладывать, какие показатели происходят на мониторе, докладывать расчёты, смотреть за ситуацией вокруг, слушать, что происходит сзади с мотором, и держать лидирующую дистанцию. Была ситуация, что у меня появился попутчик, это было под конец гонки. Необходимо было общаться по рации, рулить колесом... И ещё нужно было подружиться с осой, которая залетела мне прямо в штаны. Тем не менее, мы добрались до финиша, я был не один.

Павел Крюков: Но мы на самом деле очень перепугались, когда Иван стал что-то бессвязное сообщать по рации (смеются).

«Мы помогаем другим командам становиться лучше»

– Во время тест-драйва команда Togliatti Solar Team отметила, что новая лодка почти не оставляет волн, что положительно характеризует тех, кто лодку конструировал – это означает, что в ТГУ создали судно, которое эффективно расходует энергию. Затем, в Казани, вы наверняка общались с членами судейской коллегии, возможно, с представителями других команд, которые принимали участие в соревновании. Что они отмечали в проекте студентов-инженеров?

Павел Крюков: Мы делали передовое судно, поэтому во многом все просто удивлялись. Мы смогли, имея ограниченные возможности и бюджет, замахнуться и прыгнуть выше своей головы. Все пытались разузнать наши секреты, фотографировали, спрашивали.

Иван: Была такая ситуация в Германии в прошлом году, когда после окончания всех гонок лидирующей командой была голландская, которая сделала небольшую презентацию: подняли заднюю часть кормы, чтобы показать, как все устроено внутри. В этом году мы также закончили гонку, выставили лодку на сушу и подняли задний корпус. И люди сбежались и спрашивали, были удивлены.

Павел Крюков: У голландцев такая философия, что они хотят повышать уровень соревнований, чтобы им было с кем соперничать. Они отвечают на вопросы, передают информацию. Так же и нам следует помогать другим командам становиться лучше.

Александр Бобровский: И ментально мы ориентировались на европейцев, позиционируя себя в классе «Экспериментальный». Этот класс, в котором у лодки максимальное количество солнечных элементов и минимальный объём аккумулятора. Для нас это немногочисленный класс, редкий для России. Мы же проектировали лодку под европейские требования к прототипам, которые в основном используют энергию солнца. И в этом ещё одна уникальность проектирования судна. Мы стремимся максимально использовать энергию солнца, а не розетки.

– Почему победа именно в этом классе становится особо значимой? 

Александр Бобровский: В этом классе сосредоточено максимальное количество уникальных технологий. Мы позиционируем себя как наиболее инновационные инженеры. В России, насколько я знаю, в этом классе два киловатт-часа – предельный объём ёмкости аккумулятора и 1000 ватт – это солнечные элементы. Но у нас было полтора киловатт-часа – ёмкость аккумулятора и 1200 ватт солнечных элементов. И даже с минимальным аккумулятором, отключив пару панелей, мы всё равно имели на соревновании подавляющее преимущество – в скорости, эффективности и маневренности. Очень престижно быть лидерами в этом классе, потому что это самый наукоёмкий и инновационный класс. Думать о том, что мы будем бесконечно использовать аккумуляторы, – это неправильно, нужно заглядывать в будущее. А в будущем ископаемые источники энергии будут иссякать. Солнце же относительно бесконечный источник энергии. Одна из главных миссий этой регаты – это популяризация альтернативной энергетики, относительно экологически чистой.

«У пилота такая судьба – быть пилотом везде»

– На любом соревновании можно не только себя показать, но и на других посмотреть, чтобы чему-то научиться. На что вы обратили внимание, наблюдая за соперниками в Казани? Что хорошо бы взять на заметку?

Павел Крюков: У нас было не так много времени, чтобы рассматривать другие команды.

Александр Бобровский: Но я обсуждал с Павлом какие-то элементы конструкций наших соперников, рассуждали, насколько они эффективны. Нельзя сказать, что мы задрали нос и вообще ни на кого не смотрели. Мы анализировали конструкции и обязательно думали об их эффективности, можно ли их применить. В нашей конструкции у нас на днище – чуть ли не по центру – расположен винт. Это необычно для всех остальных.

Павел Крюков: И многие к нам подходили и спрашивали: «А где же винт?»

Александр Бобровский: У большинства мотор свисает сзади, но это не самое эффективное размещение винта с точки зрения сопротивления движению и развесовки. Поэтому у нас сама по себе двигательная установка находится на метр впереди относительно задней части лодки. Мы хотели посмотреть конструкцию у команды Московского политеха. Они уже начали работать с подводным крылом, и мы тоже об этом думаем. Нам было интересно, каким образом они его крепят, как они регулируют угол атаки. У нас уже есть места крепления, и в перспективе нам подводное крыло тоже понадобится для европейских соревнований.

– Правильно ли я понимаю, что Togliatti Solar Team – это те же самые студенты, которые занимаются проектом «Формула студент» и создают для инженерно-спортивных соревнований гоночные болиды?

Александр Бобровский: Во многом это те же самые ребята, просто у нас между этими проектами существует трансфер технологий. И есть ребята, которые занимаются композитными материалами и на «Формуле» и на Solar Team. Но да, процентов на 80 это одни и те же ребята. А у Ивана опыт пилотирования что на «Формуле», что на мотоцикле, мы скоро поедем на этап в Испанию «Smart Moto Challenge». У пилота такая судьба – быть пилотом везде. Хорошо, что мы пока ещё не проектируем самолёты или ракеты.

Иван: Но если такая задача будет поставлена, то мы её выполним (смеются).

– Назовёте имена всех студентов, которые принимали участие в создании лодки, ставшей победителем «Солнечной регаты»?

Павел Крюков: Очень много ребят, это практически вся команда «Формулы студент». Это Иван Митюхин, Алексей Яндин, Владимир Хабибулин, Максим Валеев, Леонид Харин, Данила Гагаринов, Олеся Шерстобитова, Анна Крылова, Виктор Сметанин, Владимир Власов. Ребята с проектной деятельности – это Екатерина Чеснокова, Илья Лазарев. И наши старшие руководители: Александр Викторович, который занимался всеми вопросами прочностного анализа, Евгений Александрович Горбачёв – заведующий лабораторией проектирования автомобилей, который занимался механикой для систем лодки, Дарья Горохова – пиар-менеджер команды, ну и я – Павел Крюков, конструктор и энергетик.

Александр Бобровский: У нас уже есть план работы над ошибками, мы не планируем почивать на лаврах. Есть план, что нужно сделать лучше и довести до ума. Было замечания по технической части и по электрике, поэтому у нас еще будет напряженная работа для подготовки к этапу в Германии в сентябре. В любом случае мы рассчитываем, что вы будете за нас болеть и что наша победа нужно нашему университету. Мы надеемся, что наша победа будет развивать альтернативную энергетику в регионе, и мы внесём хотя бы маленькую лепту в развитие современных энергетических подходов в нашей жизни.

«Мы позиционируем себя как наиболее инновационные инженеры». «Солнечная» лодка студентов ТГУ – лучшая в России
Просмотров: 1240
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей