В Тольятти больше пятидесяти музеев, которые предоставляют посетителям море возможностей. Например, в научно-интерактивном пространстве «Эйнштейн» дети могут поднять легковой автомобиль весом 350 кг. Гости паркового комплекса истории техники имени К. Г. Сахарова спускаются в подводную лодку высотой с пятиэтажный дом. В городском музейном комплексе «Наследие» любители истории слушают, как поёт двухсотлетний сундук. А литературный музей имеет смысл посетить, чтобы узнать, какие известные писатели и поэты побывали в здешних краях. Но сначала его нужно создать.
Семён Краснов и Татьяна Андреюшкина. Фото: Артём Чернявский
Литературный музей в Тольятти необходим. В этом уверена профессор кафедры «Теория и практика перевода» Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Татьяна Андреюшкина:
– Я считаю, что каждый нормальный человек, живущий в России в маленьком городе, обязательно должен знать, кто писал об этом городе, в каких произведениях, кто здесь побывал. Это абсолютно нормально и, я считаю, очень полезно знать всем.
Татьяна Андреюшкина – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и практика перевода» Тольяттинского государственного университета. Преподаёт дисциплины «Древние языки и культуры», «Зарубежная литература», «Иностранный язык», «Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка», «Практический курс второго иностранного языка», «История литературы первого иностранного языка».
Автор научных статей «Поэзия Средневолжья: тенденции развития от начала XIX до начала XXI века», «Метафорические ходы в книге „Поэты в Ставрополе-на-Волге“ Семёна Краснова», «„Крещёный великой рекой“: Ставрополь-на-Волге в местной поэзии», «„Город недосказанной души“: образ Тольятти в современной городской поэзии».
Автор предисловия в книге поэта Семёна Краснова «Писатели и Ставрополь-на-Волге» (Тольятти, 2021).
Идею создания музея поддерживает поэт, член Союза писателей России, руководитель литературной молодёжной студии «Новая глава» модельной библиотеки «Фолиант» Семён Краснов. Он является автором книги «Писатели и Ставрополь-на-Волге». В ней перечислены известные творческие люди, которые побывали в Тольятти до его переименования, то есть до 1964 года. Некоторые из них создали свои произведения по результатам поездки на левый берег Волги:
– Начну я с Гавриила Державина, который в детстве жил в Ставрополе, потому что его отец служил в ставропольском гарнизоне. Ещё раз он приезжал сюда в составе комиссии, которая расследовала итоги Пугачёвского бунта. Хочу отметить и известного собирателя фольклора Дмитрия Садовникова. Все знают песню: «Из-за острова на стрежень, / На простор речной волны, / Выплывают расписные / Острогрудые челны». Все думают, что это народные слова. На самом деле они принадлежат Дмитрию Садовникову. У известного историка Николая Карамзина и писателей Сергея Аксакова и Алексея Толстого в Ставропольском уезде были имения, где они проводили свои детские годы. И, к примеру, в рассказе Алексея Толстого «Мишука Налымов» есть такие строки: «По низовому берегу Заволжья, – в тени сырых садов, с прудами, купальнями и широкими дворами, заросшими травой, с крытыми соломой службами – издавна стояли помещичьи усадьбы дворян Ставропольского уезда».
Семён Краснов на презентации своей книги «Поэты в Ставрополе-на-Волге». Фото из личного архива
Максим Горький лечился от туберкулёза в кумысолечебнице «Лесное». Иван Бунин вместе с братом летом 1914 года проплывал на пароходе от Саратова до Москвы, как раз мимо Ставрополя. И именно Ставрополь явился прообразом того уездного города, в котором проводят ночь герои его рассказа «Солнечный удар». Самый известный наш земляк-поэт – это, наверное, Александр Ширяевец, который родился в селе Ширяево, и много его строк посвящено родным местам, например: «В междугорье залегло / В Жигулях моё село. / Рядом Волга... плещет, льнёт, / Про бывалое поёт... / Супротив Царёв курган – / Память сделал царь Иван... / А кругом простор такой, / Глянешь – станешь сам не свой. / Всё б на тот простор глядел, / Вместе с Волгой песни пел!»
Классик советской фантастики Аркадий Стругацкий вместе с братом Борисом в годы Великой Отечественной войны был в санатории «Лесное» на курсах военных переводчиков, которые были эвакуированы из Москвы. В более позднее время, в советское время на строительство ГЭС и на саму ГЭС приезжали практически все известные советские писатели. Была здесь Вероника Тушнова. Андрей Вознесенский, один из столпов поэзии шестидесятых годов, даже написал стихотворение «На открытие Куйбышевской ГЭС»: «Мы – противники тусклого. / Мы приучены к шири – / самовара ли тульского / или „ТУ-104“. / Разудало, по-русски, / Быстриною блестят / Широченные русла / В миллион киловатт. / В этом блещущем крае, / Отрицатели мглы, / Мы не ГЭС открываем – / Открываем миры!»
Ну и самый известный писатель, который бывал в наших краях, – это Александр Сергеевич Пушкин, который как раз ровно сто девяносто лет назад проезжал через Ставропольский уезд по дороге в Оренбург, куда он ехал собирать материалы для своих трудов «История Пугачёвского бунта» и «Капитанская дочка». Десятого июня мы с соратниками вернулись с автопробега, который посвятили этому событию. Мы проехали от Ульяновска до Оренбурга сёлами Самарской области: Мусорка, Новое Ерёмкино, Старая Бинарадка, Красный Яр, а также ещё дорогами Ульяновской и Оренбургской областей.
Семён Краснов. Фото: Артём Чернявский
Впрочем, не только авторами из прошлого может жить современный литературный музей. По мнению профессора ТГУ Татьяны Андреюшкиной, новое культурно-просветительское пространство должно быть живым. Помимо традиционных портретов, книг, личных вещей поэтов и писателей, которые, несомненно, войдут в экспозицию музея, его имеет смысл обогатить мероприятиями с участием ныне действующих авторов. Опыт имеющихся иногородних литературных музеев поможет разнообразить афишу тольяттинского.
– Самый первый литературный музей я посетила, когда училась в Самаре. Это прекрасный музей Алексея Толстого. Я думаю, что этот музей на всех производит очень сильное впечатление. Ещё мне очень нравится посещать музеи-квартиры, где можно увидеть, потрогать (если разрешат), посмотреть. Я была в очень многих литературных музеях. Когда училась в аспирантуре в Москве, всё Подмосковье облазила. А там и историко-литературный музей-заповедник Пушкина, и литературно-мемориальный музей-заповедник Чехова, и музей-заповедник Блока. Множество разных музеев!
Конечно, за границей посещала очень много литературных музеев, особенно в Германии. Больше всего мне запомнился музей Гёте. Гёте – это для немцев наше всё, как в России Пушкин. Поэтому там есть два замечательных музея. Во-первых, во Франкфурте-на-Майне есть музей родителей Гёте, и меня как женщину больше всего там впечатлила кухня. Вся кухонная стена была увешана формочками для пирогов, такими чудесными рыбками и ягодками. Меня поразили маленькая спаленка и крошечная кроватка (Гёте был маленького роста). Я была также в его музее-квартире в Веймаре. Это тоже прекрасный дом, он его строил по образцу родительского дома. И он очень представительный, шикарный, с красивыми лестницами, в ренессансном стиле, с итальянскими античными статуями. А вот кухонька опять масенькая. И такое маленькое окошечко, маленький садик, где Гёте прогуливался, мог посидеть.
Ещё на меня большое впечатление произвёл музей, опять же, Алексея Толстого, но уже в Москве. Изначально я хотела попасть в знаменитый музей Горького, построенный в стиле модерн. Он, конечно, был закрыт. Там вечно то свадьбы проходят, то какие-то мероприятия. А рядом оказался музей Алексея Толстого – чудесный. Он меня поразил тем, что наш писатель-граф скупил буквально всё, что он мог купить в антикварных музеях. И это было очень интересно. На верхнем этаже там есть замечательный маленький театр, где проходят вечера поэзии. Даже пьесы там ставят. Это чудесно, когда могут быть разные виды деятельности в музее.
Действовать литературный музей Тольятти должен в центре города, считает Татьяна Андреюшкина. Мекку для поэтов и писателей можно создать как в новом, специально построенном для музея здании, так и в уже имеющемся помещении:
– Серьёзно говоря, это может быть любое здание. Оно, конечно, должно вписываться в архитектуру города. Я не дизайнер, не архитектор, но мне кажется, внутри можно было бы завесить всё фотообоями, чтобы были наши Жигули, наши сосны, наша Волга, что-то интересное из наших городских достопримечательностей. Чтобы была поэтическая атмосфера. Волжский пейзаж – самый лучший пейзаж. Когда я ездила по Кавказу, за границей, я удивлялась там красивым местам. А потом думаю: «Боже мой! Ведь у нас всё это есть: и горы, и солнце, и вода, и песок, и вот эти сосны чудесные. Это и Прибалтика, и Кавказ вместе взятые. Всё в нашем краю есть!
По мнению Семёна Краснова, литературный музей мог бы стать совместным проектом муниципального учреждения культуры и Тольяттинского государственного университета.
В свою очередь ректор ТГУ Михаил Криштал согласен с тем, что на первых порах логично было бы организовать такое пространство в крупной городской библиотеке при научно-методической поддержке профильной кафедры университета. Точку зрения муниципалитета по вопросу создания литературного музея озвучила руководитель департамента культуры администрации Тольятти Марина Козлова. По её словам, ей очень импонирует идея инициаторов проекта. Марина Александровна предложила встретиться с администрацией Библиотеки Тольятти и обсудить шаги для реализации задуманного.