Как не попасться на удочку мошенникам – узнаете из новостей «Толк радио».
Харитон Никишкин. Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ
Что делать, чтобы защитить свои сбережения на банковских счетах и не отдать посторонним персональные данные? Ответам на эти вопросы была посвящена серия практических семинаров по информационной безопасности. Её для студентов и сотрудников Тольяттинского государственного университета (ТГУ) провёл генеральный директор компании Secure-T Харитон Никишкин. За два дня он рассказал о видах цифрового обмана, привёл реальные кейсы мошеннических действий и дал практические советы по защите от киберугроз.
Главный тезис выступления – неважно, идёт ли речь о взломе огромной компании или обмане отдельного человека, главной киберугрозой, несмотря на уровень технологического развития, по словам спикера, остаётся сам человек.
– Мошенники постоянно придумывают новые схемы, используют новые технологии: активно применяют дипфейки, подделывают голос, подменяют номера. Почта всё ещё остаётся самым крупным каналом. Начинают писать в мессенджеры – это что-то новое. Люди просто к этому не готовы. Если вам звонят мошенники и кем-то представляются, запомните первое, самое простое правило, которое позволяет решить 90 % проблемных ситуаций: перезвонить на официальный номер, перезвонить своему другу и спросить напрямую, действительно ли это они звонили, действительно ли друг попал в беду. Второе правило – проверять ссылки из писем, [прежде чем по ним перейти]. Третье – настроить двухфакторную аутентификацию. Это решит 90 % проблем человеческого фактора.
Ещё несколько советов от Харитона Никишкина
Харитон Никишкин также призывает знать свои права и защищать их, в частности – беречь персональные данные и делиться ими дозированно. В этом поможет 152-й Федеральный закон и ваша внимательность.
– Когда вы соглашаетесь на сайтах с политикой обработки персональных данных, вы галочку ставите и быстро идёте дальше. Если вы нажмёте на «Политику в отношении обработки персональных данных», вы можете найти там очень много всего интересного. Если речь об официальной организации, это ещё ладно, потому что они строго следят. Но есть не очень хорошие организации, [у которых в политике] будет сказано: «в том числе я разрешаю передачу всех своих персональных данных для 83 рекламных агентств». И, как правило, можно по этому пункту кликнуть и убрать – с этим вы не соглашаетесь.
Есть и более радикальный способ самозащиты от онлайн-произвола – «право на забвение». Это право человека потребовать, чтобы его личные данные убрали из интернета. Норма касается старой, ненужной или неправильной информации.
В России такое право у каждого пользователя появилось в 2016 году. Тогда удалять данные должны были только российские поисковики. С 2024 года правило действует и для зарубежных поисковиков, которые работают в России.
Чтобы воспользоваться правом на забвение, обратитесь в службу поддержки поисковой системы. Перед обращением подготовьте список ссылок, документы, удостоверяющие личность, а также аргументированное объяснение, почему данные следует удалить.