Каким должен быть туристический центр города? Ответ на этот вопрос искали участники общественного обсуждения в Тольяттинском государственном университете (ТГУ). Представители городской и областной власти, бизнеса, туристической индустрии, а также жители города решали, каким может стать обновлённый туристический центр Автозаводского района Тольятти.
Мария Степанова, директор центра урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ. Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!»
Речь идёт о местности, ограниченной улицами Революционной, Дзержинского, Юбилейной и Спортивной, с дополнительными включениями прилегающего пространства. Общая площадь – 240 гектаров.
Сотрудники центра урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ отлично знают это пространство, потому что ещё в прошлом году разработали дизайн-код туристического центра Автозаводского района Тольятти. Работа велась совместно с агентством стратегического брендинга «Б5» по заказу администрации города. Дизайн-код включал в себя перечень правил по созданию стилистически единой городской среды. Этот проект также проходил общественные обсуждения в ТГУ. Нынешняя же встреча стала следующим логичным этапом развития туристского центра города. Сейчас городские власти планируют подать заявку на участие во Всероссийском конкурсе на лучший проект туристского центра города в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Если Тольятти одержит победу, то получит финансовую поддержку. Об этом в интервью «Толк радио» рассказала руководитель управления туризма администрации Тольятти Екатерина Ярославцева:
– На федеральном уровне есть задача формировать туристические центры в городах. Это одна из возможностей получить федеральные деньги, благоустроить территорию и комплексно её развивать. Туристический центр – это не центр города. Туристический центр – это та территория, где сосредоточены основные культурные объекты, коллективные средства размещения, точки питания. То есть это то место, где туристы больше всего проводят время. И для того, чтобы понять, какая территория имеет такой потенциал, нам нужно было провести анализ. Мы начали с Автозаводского района, потому что он изначально так сконструирован, что там есть линейный центр, который, в принципе, задумывался как место, где размещены основные культурные центры, и люди могли прогуливаться от «Сатурна» до набережной пешком. Есть возможность получить федеральные средства. Для этого нужно подать заявку на конкурс. В конкурсную заявку должны входить такие документы, как градостроительный план, дизайн-код или мастер-планирование. Для того чтобы техническое задание было продуманным, нужно спрашивать мнение жителей, мнение бизнеса, то есть мнение стейкхолдеров, кто пользуется этой территорией. Поэтому мы подготовили аналитику. Да, центр урбанистики ТГУ проработал этот вопрос, но нам важно понимать как бы промежуточный результат: на правильном пути мы или нет.
Чтобы ответить на этот вопрос, в рамках общественного обсуждения директор центра урбанистики ТГУ Мария Степанова предлагала концептуальные варианты развития территории и подробно рассказывала, какой функционал может появиться у важной для туристов локации. Спектр предложений широк: создать музей, посвящённый советскому модернизму, использовать туристическую территорию для популяризации истории и продукции АВТОВАЗа, открыть спортивный парк, организовать смотровые площадки на кровлях общественных зданий туристского центра, создать отдельные дорожки для экологичных видов транспорта.
Озвученные идеи слушали не только эксперты, но и простые горожане, которые могли согласиться с предложениями или рассказать о своём видении развития территории. Например, тольяттинцы предлагали построить в туристическом центре детские рестораны и кафе, создать скейт-парки или повысить уровень освещения.
По мнению и Екатерины Ярославцевой, и Марии Степановой, общественные обсуждения исполнили свою роль агрегатора предложений и подтвердили, что развитие территории туристического центра Автозаводского района идёт в правильном направлении:
– Наша предварительная работа состояла в том, что мы выложили наши предложения [в открытый доступ]. На круглом столе мы их более подробно объяснили. Эксперты тоже выразили своё мнение, и люди могли это услышать. Свою роль [общественные обсуждения] исполнили. Это не круглый стол, чтобы к чему-то прийти. Это именно формат обсуждения для того, чтобы выслушать, зафиксировать, затем ещё раз зафиксировать уже через онлайн-форму. И только потом, опять же, опубликовав все эти результаты, прийти к тому, чтобы учесть все эти пожелания. В общем, всё, что говорили жители, согласуется с тем, что мы не успели проговорить [в рамках обсуждения] или с тем, что как-то фигурировало в наших разработках.
Внести свои предложения о том, каким должен быть туристический центр Автозаводского района, может каждый желающий. Для этого до 2 октября включительно нужно заполнить специальную форму. Ознакомиться с концептуальными предложениями по развитию территории от специалистов Тольяттинского госуниверситета можно здесь. Добавим, что после закрытия формы и обобщения результатов вся информация будет обнародована. Тольяттинская заявка на Всероссийский конкурс на лучший проект туристского центра города будет сформирована в следующем году.