Всем, кто увлекается КВНом, известны как минимум два выпускника ТГУ, которые через Клуб весёлых и находчивых пришли служить в театр. Их обоих зовут Андреями. Только один учился в Тольяттинском государственном университете (ТГУ), а второй – в Томском.
И в тот год, когда выпускник Тольяттинского госуниверситета Андрей Федосеев получил диплом инженера, выпускник Томского госуниверситета Андрей Бурковский стал чемпионом высшей лиги КВН. Сибиряк ещё до окончания обучения в театральном вузе в 2014 году был принят в труппу Московского Художественного театра имени Чехова, а волжанин Федосеев в 2023 году зачислен в театр «Колесо».
Мне кажется, обе эти истории о том, что, во-первых, учиться никогда не поздно, а во-вторых, не надо ждать, что кто-то сделает тебя счастливым. Нужно брать управление своей судьбой в собственные руки. Андрей Федосеев стал актёром драмтеатра в 38 лет. И если моему сегодняшнему собеседнику когда-нибудь предстоит сыграть специалиста по обработке металлов давлением, уверена, он не подведёт своих педагогов из Тольяттинского госуниверситета.
Андрей Федосеев в студии «Толк радио». Фото: Артём Чернявский
– Андрей, добрый день.
– Привет, Настя. Как круто ты связала! Я обожаю Бурковского! Я имею в виду именно КВНовские годы. И потом, когда он пошёл во МХАТ (школа-студия при Московском Художественном театре. – Прим. ред.), я думал: «Человек сделал это!», то есть для меня он был маяком. Поэтому очень здорово, что ты нашла его историю и сопоставила с моей! Я рад приглашению и очень рад пообщаться с тобой, потому что уверен, разговор будет интересным.
– Спасибо большое. В продолжение темы о том, что вы с Андреем Бурковским оба из ТГУ. 15 июня у ректора Тольяттинского госуниверситета Михаила Криштала был день рождения. И, конечно же, коллеги Михаила Михайловича из разных регионов поздравляли его с личным праздником. Среди писем с тёплыми словами было и письмо со следующей фразой: «Благодаря вашему профессионализму, жизненной энергии и неравнодушию к проблемам науки и высшего образования, Томский государственный университет сегодня является...» И далее по тексту. И это, кстати, ответ на вопрос, почему на геометке в сквере тольяттинского вуза написано ТЛТТГУ, а не просто ТГУ.
– Верно, да.
– Андрей, ваш тёзка по фамилии Бурковский рассказывал в интервью, что не пошёл учиться в театральный вуз сразу после школы, потому что родители сказали ему: «Получи нормальную профессию, а потом живи как хочешь». У вас была похожая ситуация?
– Сейчас расскажу. 2002 год, я оканчиваю 11-й класс и уже решил, что буду поступать на актёрский факультет. А родители говорят: «Актёрство? Ни в коем случае! Ты сопьёшься!» Я люблю своих родителей, но в мою творческую составляющую они почему-то не верили. Хотя объяснение этому, наверное, есть. Папа приехал в Тольятти из Владимирской области, а мама – с Урала. Они приехали работать на Волжском автомобильном заводе и посвятили ему всю жизнь. Они работали в отделе контроля сборочно-кузовного производства, проверяли качество сварных швов. Они считали, что завод дал им и работу, и жильё, и вообще всё, что можно было получить от предприятия в те годы. И родители рассчитывали на то, что я пойду по их стопам, но только стану ещё круче – инженером. Поэтому они и сказали мне «нет». Я слышал это и ранее. Помню, в классе пятом или шестом я сказал: «Хочу играть на скрипке». Родители говорят: «Нет, ты будешь всех будить по утрам своей скрипкой. Если хочешь, отец отведёт тебя на баян. И когда мы с друзьями вечером будем собираться за столом, ты будешь нам играть „Вот кто-то с горочки спустился“». Я: «Не, баян я не хочу». А впоследствии с баяном были написаны смешные миниатюры: лето, мальчик сидит за баяном. Словом, провели эту историю из детства через юмор. Но суть в том, что на скрипке заниматься нельзя, в театральный тоже нельзя. Я послушался. Думаю: «Ладно, пойду на учителя истории. История мне нравится».
И я выбираю для сдачи ЕГЭ по истории. А в то время шёл, по-моему, чемпионат Европы по футболу, и в день сдачи экзамена проходил матч Россия – Бельгия. Я к ЕГЭ не готовился. По-быстрому заполнил бланки и поехал домой смотреть игру. Конечно, нужного количества баллов я не набрал. И пошёл учиться в Тольяттинский технический колледж ВАЗа (ныне Тольяттинский машиностроительный колледж. – Прим. ред.). А почему не пошёл сразу в ТГУ на инженера? Я посмотрел, что мои одноклассники не поступили. Как раз один из них потом пришёл в колледж, и мы вместе учились. Я просто побоялся поступать в университет, думал: «Да я ничего не знаю». В общем, получилось так, что меня тоже (как и Андрея Бурковского. – Прим. ред.) не пустили учиться в театральное училище. И сейчас я понимаю, что к своим детям (у Андрея Федосеева трое детей: два сына и дочь. – Прим. ред.) надо прислушиваться внимательнее.
– Люди, которые хотят поступать в театральный вуз после школы, как правило, принимают такое решение не с бухты-барахты, потому что перед зачислением абитуриенты проходят творческий конкурс, а он включает в себя и прочтение стихотворения...
– Басни, прозы.
– И к этому нужно готовиться заранее.
– Очень заранее.
– Иногда, даже целый год занимает подготовка. Андрей, что можно назвать предпосылками в вашем случае? Я сейчас говорю о том периоде, когда вы впервые хотели пойти учиться на актёра.
– На самом деле, когда я хотел поступать на актёра, я не знал, насколько сильный там конкурс: пять туров, тысячи людей, которые приходят и уходят после первого, второго, третьего туров. Ты можешь дойти до четвёртого тура и, казалось бы, уже финал, но тебя могут отчислить.
Это я уже потом понял, насколько всё серьёзно. А раньше думал, что это как в кино: ты приезжаешь из провинции, заходишь в стены, например, МХАТа: «Я сейчас вам спою „Вдоль по Питерской“» – и тебя берут. Такое, может, и случается, но очень редко. Я не знал этого. А предпосылки были. Я с детства любил КВН, постоянно его смотрел, очень много смотрел фильмов, такого классного советского кино, потому что родители очень сильно его любили. Они очень любили советских актёров, у них было очень много книг про них, папа их читал и родители знали биографии актёров. Когда у нас появился видик (видеомагнитофон. – Прим. ред.), родители выбрали кассеты не с «Терминатор 2», а «Любовь и голуби», «Иван Бровкин на целине», «Калина красная». Я смотрел эти фильмы с упоением по многу раз. Перечитываю их сейчас, цитирую. Смотрю и вспоминаю.
К предпосылкам, наверное, можно отнести и моё участие в школьной самодеятельности. Всегда что-то вёл, сценки показывал – мне это интересно было. Я с лёгкостью учил стихотворения. В первом классе я и ещё несколько моих одноклассников выучили «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» Александра Пушкина. – Прим. ред.) – это достаточно большой стих. Я помню, что учитель дала нам за него открытки.
В общем, предпосылки у меня всегда были к тому, чтобы выступать, декламировать. Но откуда? Я специально узнавал, есть ли у нас кто-то творческий в роду – деды, прадеды. Нет, у них была тяжёлая военная жизнь. Не знаю, благодаря чему всё это у меня.
– Пожалуй, начинать актёрскую карьеру в 38 лет – не так уж и плохо хотя бы потому, что у вас уже есть определённый жизненный опыт и он может помочь вам в работе над той или иной ролью. Андрей, вы сталкивались с такими ситуациями дежавю?
– Да. Ты права, я взрослый, у меня есть опыт, на который можно опереться и перенести его на сцену, он мне очень сильно помогает. Если мне нужно заплакать во время учебных занятий, я использую триггерные точки и вызываю нужную для исполнения роли эмоцию.
Фото: Артём Чернявский
– У вас нет проблем при взаимодействии со студентами, которые младше вас на двадцать лет?
– Вначале, когда я приходил на занятия, ребята смотрели на меня так: «Что за старый дед пришёл? Какой-то взрослый мужик». А потом в процессе обучения я познакомился с ребятами, и теперь я с ними на одной волне. Да и вообще я всегда находился в потоке молодёжи. В КВН я играл в команде, где были ребята на десять лет младше меня.
Сейчас редактирую сценарии команд Юниор-Лиги. В ней дети, поэтому всегда надо быть в теме того, что у них происходит, что актуально. КВН студенческий – мы тоже всегда находимся на молодёжной волне. И когда я пришёл в вуз на курс Натальи Степановны (Дроздовой – народной артистки России, художественного руководителя драматического театра «Колесо». – Прим. ред.), у меня было совсем немного времени на адаптацию, чтобы я не считал себя белой вороной, что я не так что-то выполняю. Я и стараюсь всё делать так, чтобы ни в коем случае ни в чём не уступить однокурсникам. Понятно, что в сценическом бою я уже не согнусь так, как это могло быть ранее, у хореографического станка я не так гибок, как некоторые, и да, приходится где-то больше потрудиться. Но с ребятами, которые младше меня, я на одной волне.
– Время от времени для работы в театре «Колесо» в Тольятти приезжает Игорь Касилов, который тоже учился в нашем вузе. Правда, тогда он ещё назывался политехническим институтом. Поясню читателям: Игорь Касилов и ещё один выпускник Тольяттинского политеха Сергей Чванов (они, кстати, оба инженеры-механики) создали комический дуэт «Новые русские бабки» и стали известны в России благодаря выступлениям по телевидению. Сейчас в театре «Колесо» Игорь Касилов работает режиссёром. Андрей, обсуждали ли вы с Игорем Владимировичем студенческую внеучебку?
– У меня по этому поводу есть история. Я думал, что два выпускника ТГУ потянутся друг к другу, скажут: «Брат! Земляк! Ты из ТГУ, из политеха!» И я с таким настроем пошёл к Игорю Владимировичу.
А теперь чуть отмотаю назад.
Когда я поступил в университет на специальность «Машины и технология обработки металлов давлением», мне сказали: «У нас Касилов учился, тот самый из „Новых русских бабок“. Знаешь об этом? Ты у нас второй творческий человек. Мы это уже проходили, мы знаем, что тебя не будет на предметах, может быть, на что-то закроем глаза». И я был уверен, что учусь на той же кафедре, что и Касилов Игорь Владимирович.
И вот девятнадцать лет спустя я нахожусь в театре «Колесо». Игорь Касилов приехал ставить бенефис Натальи Степановны [Дроздовой], и я рассказываю своему коллеге Ярославу Дроздову: «Представляешь, мы учились в одном вузе на одной кафедре!» И во время диалога проходим мимо Игоря Владимировича, и Ярослав ему говорит: «Андрей с вами учился в ТГУ», а Касилов отвечает: «Я в ТГУ не учился, я в политехе учился».
Я начал нервничать, заикаться. Ярослав продолжает рассказывать, на кого я учился. Касилов: «Я на этой обработке металлов давлением не учился, я на другой специальности учился» – второй промах. И у свидетелей нашего диалога могло возникнуть ощущение, что я решил подмазаться и вкидываю. Ярослав говорит: «Андрей – наш молодой артист». Касилов: «Дикцией надо заниматься этому Андрею. Я не знаю, как он сейчас будет со мной вторым составом готовиться к спектаклю, предстоящему бенефису Натальи Степановны» (премьера спектакля «Салон красоты, или О чём говорят женщины», посвящённого 70-летию Натальи Дроздовой, состоится осенью 2024 года. – Прим. ред.). И я хотел сквозь землю провалиться, перемотать всё и начать заново. Такая история нашей встречи.
– А в каких проектах студенческой внеучебки ТГУ вы себя задействовали?
– Как только я попал в университет, мы сразу выступали с презентацией внеучебной деятельности. Сначала КВН. Позже я начал вести тут мероприятия. И потом в какой-то момент понял, что юмор и вся эта сценическая история – это классно, интересно, но как бы попробовать что-то более серьёзное, драматическое? И тогда я от факультета стал заявляться в студвёсны в номинацию «Художественное слово». И начал более серьёзные вещи декламировать.
Команда КВН «Приора», 2007 год. Андрей Федосеев в центре в верхнем ряду. Фото из личного архива
– А награды у вас были?
– С КВН мы ездили на всероссийскую Студвесну в Нальчик и стали там лауреатами. Там было невероятно классно. А с художественным словом я прошёл на всероссийскую Студвесну, которая в тот год проходила в Волгограде, но поехать туда не смог из-за КВНовского выезда. Вместо меня поехал Костя Переладов (выпускник ТГУ, КВНщик ведущий праздников. – Прим. ред.). В этом году я, кстати, вернулся к Студенческой весне: мы писали региональную программу Самарской области, которая была представлена в Саратове.
– А до этого вы принимали участие в написании сценария для студвёсен?
– Да, несколько лет мы писали для университетской, ТГУшной Студвесны. У нас было классное творческое комьюнити: Николай Ентураев (КВНщик, ведущий мероприятий), Андрей Захаров (КВНщик, ведущий мероприятий) и Сергей Тараканов – выпускник «строяка» (архитектурно-строительного института ТГУ. – Прим. ред.) – автор и актёр команды КВН «Уникум» – это чемпионы Тольятти, самая крутая команда, которой все хотели подражать.
Сергей Тараканов сейчас в Москве, он заместитель директора по маркетингу / креативный директор маркетинга телеканала ТНТ – очень крутой чувак. У него более ста международных наград в области телевизионного маркетинга, это невероятно талантливый человек.
– Редко кому удаётся одинаково успешно учиться и заниматься внеучебкой. Как правило, происходит перевес в сторону самодеятельности. Какой была ваша пропорция?
– Очень стыдно это признавать, но, конечно, у меня был перевес в творческую составляющую – выступления, подготовка к ним. При этом если у меня не было выездов, если я находился в Тольятти, я всегда был на парах, пытался всё сдавать.
– Вы были студентом ТГУ с 2005 по 2008 год. Как тогда преподаватели относились к вашей самодеятельности?
– Каждый преподаватель относился по-разному. Самое главное, мне кажется, меня Александр Викторович Скрипачёв сразу понял. Он тогда был директором автомеханического института и заведующим нашей кафедрой. Он видел, что я могу учиться, но при этом я ещё занимаюсь творческой деятельностью. Он мне помогал. Если у меня возникали проблемы, мы решали их совместно. Кто-то из преподавателей относился более серьёзно. Но я понимал, что, если преподаватели относятся более серьёзно, значит, я тоже должен относиться более серьёзно, творческая история здесь не прокатит. Я вспоминаю своего преподавателя по диплому. Татьяна Сергеевна Фетисова мне помогала. Она, конечно, тысячу раз пожалела, что взяла меня на диплом, но в итоге у нас с ней всё получилось.
– Андрей, я слышала, что с КВНом вас познакомила старшая сестра.
– Да, Оля. Она всегда очень хорошо училась, очень классно рисовала, у неё очень классный почерк, она очень красиво оформляла стенгазеты, плакаты «С Днём рождения» и так далее. В ней есть творчество, но оно не актёрское. После учёбы она пошла работать в школу, сейчас она уже завуч в 76-м лицее в восьмом квартале Автозаводского района [Тольятти]. Мои родители очень взрослые – 1939 и 1941 года рождения, с сестрой у нас разница двенадцать лет. Родители были постоянно заняты работой. Они хотели зарабатывать для нас, поэтому я всегда был с Олей. Она хотела гулять, а родители говорили: «Возьми Андрюшу с собой». А потом школа и Оля – мой классный руководитель. Опять мы все вместе, вместе идём в школу... Оля была моей второй мамой, и куда бы она ни ходила, туда ходил и я. Она всегда ходила на КВН, и я с ней. Оля привила мне любовь к этой игре. И я открыл для себя не только телевизионный КВН, но и увидел, что ещё играют у нас. Мы как на праздник ходили во Дворец культуры и техники ВАЗа (ныне – культурный центр «Автоград»).
– Сколько лет прошло от ваших первых шуток в КВН до участия аж в Высшей лиге Клуба весёлых и находчивых?
– Мой путь в Высшую лигу был очень долгим. В 2004 году мы попали в сборную команду, поехали в Сочи, и там по результатам отбора попали сразу в Первую лигу КВН. Затем мы в один год становились чемпионами центральных лиг на Кубке чемпионов с такими командами, как «Парапапарам», «Сердце Сибири», «Дежа Вю», и они уже сыграли в Высшей лиге, а я ещё нет. И когда мне уже казалось, что КВН для меня закончился, позвонили ребята из «Волжан». «Волжане» были собраны из двух команд: волгоградской и самарской. Первый год они отыграли очень сильно, а потом большое количество людей ушло. Из Волгограда осталось только двое, остальные – самарские и тольяттинские. Тогда мы с Колей Ентураевым и присоединились. «Волжане» говорят: «Пошли играть», они в тот момент были в «премьерке». Я думаю: «В Премьер-лиге я ещё не играл» – и мы там задержались. Мы ещё два года не могли пробить стену Высшей лиги, а потом это всё-таки свершилось. Из-за этой длительности перехода из лиги в лигу мы вошли в историю: три года ещё никто не играл в Премьер-лиге, люди либо раньше уходили в Высшую лигу, либо вообще заканчивали играть. «Волжане» – успешная команда, но не чемпионы Высшей лиги. Мы первая команда, которую добирали и добирали в полуфинал. Много драматических классных историй, связанных с этой командой.
Команда КВН «Волжане». Источник: группа команды во «ВКонтакте»
– Правильно ли я понимаю, что для победы или хотя бы для участия в КВН нужны не только талантливые авторы и прекрасные актёры, но ещё и надёжные спонсоры?
– Да, конечно, спонсоры нужны. Сейчас поясню, за счёт чего они очень сильно облегчают жизнь командам. Ты можешь ехать долго на поезде или быстро лететь на самолёте. Ты можешь жить в хороших условиях в гостинице с завтраками, включёнными в стоимость номера, или снимать «двушку» на десять человек. Ты можешь репетировать в холле гостиницы и даже снимать определённые залы – либо репетируешь в зале квартиры. Ты можешь жить в двух шагах от Дома КВН – либо «пиликаешь» до просмотров тридцать минут. Реквизит ищешь сам – либо у тебя хороший реквизитор, который находит костюмы, людей. И в итоге ты занимаешься только творчеством или решаешь ещё кучу бытовых вопросов. Мы побывали на обеих сторонах.
– А вы когда-нибудь рассуждали о том, почему ваша команда «Волжане» не стала чемпионом «Вышки» (Высшей лиги КВН. – Прим. ред.)?
– Не знаю, может быть, надо было бы ещё один сезон поиграть. Но в последний сезон мы вылетели сразу в одной восьмой финала и были этим расстроены. Уже слишком долго все играли, были морально и физически истощены, нам нужен был перерыв. И если бы мы собрались после перерыва, то следующий виток, наверное, получился бы.
Я очень хорошо общаюсь с Сергеем Гореликовым из томской команды «Максимум», в которой как раз играли Андрей Бурковский и Дмитрий Вьюшкин, которых я обожаю. Мы были в полуфинале «Вышки», когда у нас с Сергеем состоялся этот диалог. Он тогда сказал: «Вы выбираете хороших авторов, но есть авторы, которые просто попадут в вас и сделают так, что вы станете невероятными чемпионами. Вы сами уже не можете это сгенерировать, потому что вы уже состоявшиеся, а человек со стороны может что-то сделать. Мы тоже долгие годы работали с одной авторской группой, но чемпионом стали совершенно с другой авторской группой». Может быть, да, не смогли мы найти того человека или ту авторскую группу, которые посмотрели бы на нас с другой стороны, смогли бы нас повернуть и сделать чемпионом...
– Андрей, сейчас принято каждому жизненному этапу говорить спасибо, потому что в каждом событии можно найти плюсы. За что вы поблагодарили бы КВН? Я сейчас имею в виду не Александра Маслякова-старшего, а именно само движение Клуба весёлых и находчивых. Что вы от него получили?
– Я всё получил благодаря КВН. Он подарил мне много друзей, открыл мне много городов, делал меня каждый день счастливым. Я занимался своим любимым делом. Я каждый день ездил на репетицию, я обожал выезды, я любил в КВН всё: от написания шуток до реализации их на сцене – это невероятная жизнь. Люди – в первую очередь, и это огромнейшее движение, которым ты просто заражён, ты подвержен невероятному вирусу. КВН дал мне как минимум род деятельности на всю жизнь: я редактор уже многие годы, я автор, много пишу командам, ставлю номера. КВН сильно помогает в жизни, это невероятный трамплин и реализация всех возможностей, которые есть. Я благодарен КВН за всё. Даже за бессонные ночи и желудки, которые посажены «роллтонами». Я нисколько не жалею, что попал в это всё.
– Вы сейчас сказали, что являетесь редактором, редактором тольяттинских лиг КВН. Правильно ли я понимаю, что вы должны помогать командам дорабатывать их материал до тех пор, пока он не станет смешным?
– Да, всё верно. Каким образом всё это проходит? Например, назначается игра – полуфинал пятого сентября. За две-три недели до него мы начинаем редакторские просмотры. Мы выстраиваем график, команды приезжают к нам, мы смотрим, что они подготовили. Показали первый конкурс, второй – мы садимся, разговариваем. Говорим, на что обратить внимание, на что сделать акцент, что нужно сделать, чтобы усмешнить, в какую сторону нужно пописать шутки. Ежегодно мы проводим школу КВН. Мы рассказываем и показываем, как это делается, даём много ключей, кейсов, которые помогают написать сценарий. И спокойненько готовим игру. Команды готовятся две недели. После этого мы собираемся уже в день игры, редактируем, режиссируем и полностью собираем игру.
Команда КВН «Волжане». Источник: группа команды во «ВКонтакте»
– А есть ли в Тольяттинском КВН табуированные темы?
– Есть темы, которые не стоит затрагивать: религия, СВО. Мы стараемся не пошлить, обходиться без шуток ниже пояса. А стоп-листа именно тольяттинских тем нет. Наоборот: чем больше команда найдёт актуальных вещей именно о городе, в котором проходит выступление (особенно если это приезжие команды делают), тем лучше эти шутки работают. Например, показывают автомобиль «Мерседес Ренц» (использована фамилия главы Тольятти Николая Ренца. – Прим. ред.). И город очень легко и хорошо реагирует, понимая, что это всё шутка.
– А если КВНщики засветились на Первом канале, то затем их можно встретить на СТС, и на ТНТ. Вы же побывали на всех трёх каналах. Напомните, пожалуйста, в каких развлекательных шоу вы участвовали и какую цель вы преследовали при участии в этих телешоу?
– Помимо участия в КВН мы с Колей Ентураевым начали пытаться ещё и зарабатывать деньги. Мы стали приходить во все бары, клубы Тольятти и говорить: «Хотите мы у вас будем выступать дуэтом?» Мы увидели дуэты в шоу «Смех без правил», «Убойная ночь», «Убойная лига» на ТНТ и подумали: «А если мы будем писать шутки для ночных клубов, для людей в питейных заведениях?» И мы приступили. Бармены выступают, стриптиз, а тут ещё и юмор появился. Мы начали немного зарабатывать. У нас образовался дуэт «Икра».
Потом мы узнаём, что Comedy Club начал заходить в регионы, чтобы набирать юнитов, юмористов для передач. И мы загораемся мечтой попасть в Comedy Club Samara Style, но не знаем, как это сделать. К нам приходит парень и говорит: «Ребят, я могу выйти на Comedy Самара Style и помочь вам туда попасть, потому что у меня есть связи, но вы должны меня взять, мы должны быть трио». А парень этот очень крутой видеооператор, но вот как юморист... Ильдар Махъянов, привет тебе. И мы с Колей говорим: «Ладно, хорошо». Номер, который был написан на двоих, мы расписали на троих. В день, когда мы ехали в Самару, Ильдар себе красивую дизайнерскую рубашку сделал, а мы с Колей в обычных футболках поехали на просмотр. Показались там ребятам, они говорят: «Дуэт этот оставим, а ты можешь быть звукарём». Ильдар отказался, мы остались дуэтом и начинаем каждое воскресенье ездить в Samara Style. Мы были там резидентами, делали короткие весёлые миниатюры. А в Тольятти мы стали выступать в двух крутых заведениях: по вторникам в пабе Book House на Ленинградской, а по четвергам делали трёхчасовое шоу в пабе 5 KVARTA на Свердлова. И у нас набралось столько материала, что в Samara Style говорят: «Ребята, езжайте вы на отборочный тур в „Смех без правил“». Мы едем, выигрываем отбор и сто тысяч рублей. А потом в общий сезон зашли – и там проиграли. Нам не хватило для того, чтобы дальше пробиться, и мы вернулись в КВН.
Затем нас приглашают в шоу «Не спать!» на ТНТ. Там тоже было очень круто: выступали, писали. У нас повысился авторский скилл, прокачался навык телевизионных выступлений, мы стали зарабатывать деньги. После этого была Высшая лига КВН на Первом канале, а потом я пошёл в «Суперлигу» на СТС – это невероятно крутая история. С ребятами из разных городов у нас в «Суперлиге» была команда «Волга». Командам давали «звезду» (известного человека), и эта звезда принимала участие в выступлении. Так мы познакомились с Розой Сябитовой, с Сергеем Селиным, с Юлькой Шпулькой (Гаврилиной). Они нам дали такой опыт! И мы много работали, писали – это был интересный проект.
Вот так мы попали на все каналы. Мы не испытывали сложностей, хотя, когда попадаешь на Первый канал, тебе дают договор, в котором говорится, что ты не можешь где-то выступать. Но нас это всё миновало.
Раунды с участием команды «Волга», в составе которой выступал Андрей Федосеев, можно увидеть во фрагментах 12:12 – 21:33 и 40:27 – 51:30
– Как вы познакомились с Колей Ентураевым?
– Да, Николай Валерьевич – мой друг. Он был моим кумиром в Тольятти. Очень смешной парень, его все любили в городе, он играл за ТГУ в команде «Свободный полёт» – это моя любимая команда, я мечтал в неё попасть. И получилось так, что я работал в лагере, и в какую-то смену приезжает целый десант КВНщиков, а среди них как раз Колян. Я познакомился с ним, мы стали дружить, общаться, и он меня пригласил, в КВН. И до сих пор наша жизнь тесно связана друг с другом, и в творчестве в том числе. Вчера вот только работали вместе. Коля для меня – всё, мы вместе прошли с ним огромнейший путь.
– А над чем вы вчера вместе работали? Ведущими?
– Да, мы вчера вели выпускной в школе Коноплёва (Академия футбола имени Юрия Коноплёва. – Прим. ред.). Мы до сих пор продолжаем веселиться, раскалывать друг друга, создавать что-то прикольное.
– А в какой момент в вашей жизни случился театр? При каких обстоятельствах вы решили, что пойдёте учиться к народной артистке России Наталье Дроздовой, а затем будете работать с ней вместе в «Колесе»?
– Я работал на мероприятии от культурно-досугового центра «Буревестник» вместе с Еленой Никитиной-Тукшумской. И она рассказала, что совсем недавно окончила курс Натальи Степановны, будучи уже взрослой. Елена – актриса Молодёжного драматического театра. И в вузах как раз начиналась приёмная кампания. Я быстренько выучил басню, стихотворение, прозу и пришёл на прослушивание – меня сразу взяли. А в театр я попал, когда уже какое-то время поучился. Зимой меня пригласила Наталья Степановна и дала возможность сыграть в «Мёртвых душах». У меня в этом спектакле была одна фраза. А мне до этого не хватало выступлений, мне нужно было на сцену – это уже хроническое, я уже просто не мог не выступать, на стены лез. Я вышел, зачитал свою программу – и так кайфанул от того, что вновь выступил и всё это заварилось!
– Вы уже слышали фразу: «Забудьте всё, что вы умели ранее, здесь всё будет по-другому»?
– Да. Меня, конечно, не упрекают, что я КВНщик, я стараюсь не выпячивать это. В театре совсем по-другому, но ничего страшного. Я готов работать и жить по этим правилам. Я не буду возмущаться, а буду стараться переделывать себя.
– Андрей, а что конкретно из КВНовского опыта и опыта участия в комедийных шоу вам мешало или мешает до сих пор во время учёбы и в театре «Колесо»? А что, наоборот, очень помогает?
– Мешает, наверное, то, что я могу расколоться, засмеяться, что-то делать резко, быстро, неглубоко. А в театре этого не нужно. Нужно говорить спокойно. Раньше я не обращал внимания на свою дикцию. Она достаточно плохая, мне все делают замечания. А в театре всё должно быть согласно предлагаемым обстоятельствам, нужно всё правильно сказать, делать акценты. А помогает мне то, что я ничего не боюсь. И опыт нахождения на сцене.
– Да, актёру для работы нужна хорошая дикция. Правильно произносить слова помогают именно скороговорки. А есть ли у вас любимая?
– Есть ряд скороговорок, которые мы на тренинге проговариваем, в том числе через движение. Например, когда прыгаем через скакалку. И в какой-то момент были сложные скороговорки, а одна лёгкая проскочила и я её сразу забронировал: «Пришёл Прокоп – кипит укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп». А другим людям достались сложные. Например: «Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим пневмомешковыколачиватель». И мне было не то чтобы стыдно, но я всё время говорю: «Ребят, я первый курс» – мой железный аргумент.
А прям любимых скороговорок... Не знаю. У нас была одна скороговорка, которую я до сих пор не выучил и мне стыдно: «Эники-бэники ели вареники, драники, финики, кексы и пряники, пышки и плюшки и всякие пончики, клёцки, торты, пастилу и батончики...» – и так далее.
Когда мы сдавали этот предмет, я был в третьем ряду. И я просто стоял рядом с девчонками и вовремя открывал рот. Преподаватель: «Так, девочки, молодцы. Андрея я тоже отчётливо слышала. Ребят, вы, наверное, не выучили». Так я проскочил – и все на меня смотрят. Надо хороших больших скороговорок надыбать...
– Мы сейчас проверим вашу дикцию. Самой длинной скороговоркой в мире считается русская «Лигурия». Она состоит из 45 скороговорок, объединённых в единый текст, и содержит более 400 слов. Я предлагаю вам сейчас прочесть «Лигурию», я подготовила текст. Попробуйте?
– Давайте, но я сразу скажу, что у меня самая ужасная дикция на курсе. Это даже Игорь Владимирович Касилов заметил. Когда мы играем «На дне», в антракте подходит ко мне Наталья Степановна [Дроздова] и просит чётко проговорить слова, которые мне надо во втором акте сказать. Так, ну хорошо.
– Можно возьму её себе?
– Да, пожалуйста.
– Я её выучу.
– Интернет утверждает, что рекорд по самому быстрому произношению этой скороговорки установила жительница Новосибирска. Светлана Петраковская чётко выговаривает все слова, причём за две минуты и семь секунд. Я уверена, что есть люди, которые хотят побить этот рекорд. Андрей, а каких результатов в учёбе на курсе Натальи Степановны Дроздовой и при работе в театре хотите добиться вы?
– Во-первых, я хочу, чтобы у меня была очень крутая дипломная работа в вузе. Нужна какая-то пьеса, в которой я себя раскрою во всех отношениях. А в театре я, конечно, хочу играть хорошие роли, сделать так, чтобы люди приходили в театр и смотрели, наслаждались моей игрой, игрой всей труппы. Сейчас у меня немного ролей, они совсем небольшие. Я хочу, чтобы мне доверяли большие формы, я буду стараться. В общем, хочу много играть.
Фрагмент спектакля «Пиковая дама» (режиссёр Вадим Данцигер). Андрей Федосеев второй слева. Фото предоставлено драматическим театром «Колесо»
– А правильно ли я посчитала, что зрители уже могли видеть вас на сцене «Колеса» в трёх спектаклях по произведениям русских классиков Максима Горького, Александра Пушкина, а также сказочника Вильгельма Гауфа?
– Плюс «Мёртвые души» Гоголя.
– Это был ваш первый театральный сезон.
– Даже половина сезона, я в декабре пришёл в театр «Колесо».
– Вы уже слышали в свой адрес от коллег, от театральных критиков, от зрителей обратную связь?
– В театре меня все очень сильно поддерживают. Мне кажется, нет ещё такой роли, за которую могут что-то сказать зрители или критики.
– А какие-то собственные выводы о прошедшем сезоне вы сделали?
– Надо много работать. Помимо того, что тебе дают во время репетиций, ты должен ещё выполнять очень много домашней работы. И сейчас расскажу ещё об одном отличии театра от КВН. Меня вводят в «Мёртвые души». Все остальные актёры, которые задействованы в этом спектакле, знают свои слова. Но нужно ввести в спектакль одного или двух человек. И все приходят на репетицию, заново прогоняют спектакль. Репетируем несколько дней – я всё запомнил, показываем спектакль. И затем спектакль показывают, например, через две недели. А как в КВН? Ты отрепетировал. Потом перед выступлением ты опять собираешься, всё прогоняешь. В театре такого нет. Ты сразу должен был всё запомнить. Никто не собирается через две недели или через месяц. Ты должен прийти и сделать – и в этом как раз тоже заключается большой профессионализм.
– Неоднократно приходилось слышать, что рассмешить людей гораздо сложнее, чем заставить плакать. Так ли это?
– Не знаю, пока ещё никого не довёл до слёз своими ролями. Смешить людей много приходилось. А чтобы довести монологом или стихотворением до слёз... Дома я люблю рассказывать стихи, кто-то из близких может заплакать. Я бы, конечно, очень хотел драматическую роль сыграть, чтобы произвести на людей впечатление. Сам я плакал от игры артистов в театре «Колесо». Я вообще сентиментальный.
– В учреждениях культуры пытаются справиться с проблемой, которая называется «Включённые мобильные телефоны у зрителей». Звонок иногда раздаётся в самый неподходящий момент. Например, на сцене отыгрывают XIX век, а в зале мобильник разрывается. Иногда режиссёры пытаются превратить проблему в часть постановки, но сделать это так со всеми спектаклями не получится. В театре «Колесо» перед началом спектакля к зрителям всегда обращается народная артистка России и художественный руководитель театра Наталья Дроздова. Но люди продолжают светить смартфонами, читая сообщения и переписываясь в мессенджерах. Не возникало ли у вас или вообще в театре «Колесо» мысли показать зрителям их поведение через комедийный спектакль, может быть, даже с участием КВНщиков? Если нынешние способы донести информацию неэффективны, возможно, другой метод поможет?
– Может быть, что-то уже и было, высмеивалось. Но мне кажется, сколько лет мобильнику – столько люди ведут себя в зале так, как ты сказала. Когда мы играли в КВН, это было не так заметно, потому что там много музыки, много перемещений и так далее. И если во время выступления в КВН я увижу, что мне звонят, я выйду из этой ситуации с помощью шутки. В театре это невозможно. Если ты играешь, например, Луку в пьесе «На дне» и произносишь серьёзные вещи, ты не можешь выйти из образа и обратиться к человеку, у которого зазвонил телефон. Один раз был прикол. Мы пришли на постановку к Верочке Зиновьевой – это актриса театра «Колесо» плюс она ещё режиссёр. Она поставила «Три истории о любви» по Маркесу, очень советую сходить на этот спектакль. Он идёт в камерном зале, мы сидим и слышим не просто звонок, а «Вы сошли с маршрута». Люди с навигатором пришли – такого ещё не было. Мы угорали. А так люди просто забывают. Они думают, что выключили телефон, а на самом деле не выключили. Может быть, просто рассеянные зрители. Если у тебя важный звонок, нужно аккуратненько выйти. Была такая ситуация. Идут «Мёртвые души», актёр Андрей Бубнов, который играет Чичикова, выходит через «карманы», а в «карман» зашла какая-то женщина с телефоном. Она пошла разговаривать туда, где работает артист. Андрей выбежал в темноте, наткнулся на неё. Конечно, был взволнован и расстроен, рассержен. Такого нельзя допускать.
Фото: Артём Чернявский
– К счастью, не все зрители во время спектакля сидят в смартфонах. Некоторые переживают вместе с героем, полностью погружаясь в происходящее. Девяносто два года назад в Москве прозвучало словосочетание, которое стало очень известным, – «инженеры человеческих душ». Адресовано оно было писателям. Андрей, а актёров можно назвать инженерами человеческих душ?
– Театр, актёр и вообще творчество могут излечить человека, заставить его отвлечься, забыть что-то, вылечить душу на три часа, на полтора. Но инженер – это всё-таки что-то техническое, а что касается души, тут сложно дать точную формулу. Здесь нужен не инженерный подход.
– Не инженер, а доктор.
– Доктор человеческих душ. Да, мне так больше нравится.
– Андрей, нельзя сказать, что тольяттинцы избаловали актёров театра «Колесо» цветами. На спектакли их приносят единицы зрителей. Цветы – это, наверное, всегда приятный подарок: зритель благодарит актёра за его хорошую работу. А если вы уходите со сцены без букета, вы из-за этого переживаете?
– Это тоже прикольная история с цветами. Спасибо огромное зрителям, что они приходят с цветами. И на всех спектаклях, особенно на премьерах, есть люди, которые всегда дарят цветы – это очень классно. Особенно, мне кажется, нашим девушкам (актрисам) это всегда очень приятно. А у меня такая история. Я дебютировал. Получается, у меня была премьера. Как раз с этим вот: «Наааа» (частица из спектакля «Мёртвые души»). Одна реплика. А в зал пришла вся моя семья, мои друзья и все с цветами. Причём они не на один спектакль приходили, а на несколько, и зрители не понимали, почему мне дарят цветы. Выходит Наталья Степановна и ей не дарят цветы, а мне несут. И когда должен был состояться мой следующий спектакль «На дне», я попросил тёщу ни в коем случае не приносить цветы. Я говорю: «На премьеру ещё можно, а сейчас мне стыдно, потому что никому не дарят, а вы мне несёте». А мне жена фотку скидывает, что они уже сидят с цветами. Это приятно, и ты уже почувствовал, каково это, когда тебе дарят цветы, и когда тебе не выносят цветы, думаешь: «Конечно, хотелось бы, ну ладно. Значит, надо играть, чтобы всё было классно». А на детский спектакль носят не цветы, а шоколадные конфеты. Дети же.
В спектакле «Волшебные приключения маленького Мука» у меня две роли: хлебопёка и Ахмеда, начальника рабов, страшного, бородатого, в огромной чалме, с посохом, хитрого и злого. И все дети вручают подарки маленькому Муку или Духу огня – доброму позитивному персонажу. Но тут я вижу, что идёт мужчину, а его дочь рыдает. Но он даёт мне шоколад, и я узнаю в нём своего друга, товарища по КВН, и говорю: «Ты зачем мне даришь? Я же злого страшного дядьку играл. Вы могли маленькому Муку подарить или Духу огня». Он отвечает: «Мы никаких маленьких Муков не знаем, огней мы тоже не знаем. Мы знаем Ахмеда, тебя, поэтому мы принесли тебе». Мне кажется, для его дочери это была психологическая травма.
– Андрей, во время спектакля актёр очень много отдаёт, но, чтобы не произошло эмоционального выгорания, нужно ещё уметь заряжаться. Правильно ли я понимаю, что для вас такой зарядной станцией являются пробежки летом и лыжи зимой?
– Да, верно. На самом деле, я много трачу эмоций в спектаклях и во время учёбы, а восполнение идёт либо через семью, когда нахожусь с ними вместе, либо, да, очень много времени я посвящаю тренировкам. Не просто утренним или вечерним пробежкам – у меня идёт полноценная подготовка. Зимой – лыжи, летом – бег. Сейчас я с вами пообщаюсь, поеду на встречу в [санаторий] «Русский бор», а после этого мне надо пробежать двадцать километров. Я полтора часа буду оставаться наедине с собой.
Фото: Екатерина Сайсанова / группа Клуба лесного спорта «Контур» во «ВКонтакте»
– Здорово. Вернёмся к работе в театре. Нередко в интервью на вопрос «Кого вы мечтаете сыграть?» мужчины-артисты отвечают: «Гамлета». Андрей, почему часто говорят именно про принца Датского и какая у вас роль мечты?
– Потому что, во-первых, это огромнейшее фундаментальное произведение и роль совершенно непростая. И ещё Гамлета очень много везде. Есть много трактовок, много хороших достойных актёров его играли, и с каждым разом играть всё тяжелее. Я очень много смотрю советских киножурналов и недавно видел творческий вечер Андрея Миронова, встречу со зрителями. По-моему он там играл отрывок из «Короля Лира» – эта роль мне очень сильно понравилась. Хочу вынести на экзамен его большой монолог. И из-за того, что мир театра ещё недостаточно открыт для меня, я только недавно оказался в нём, я не могу сказать, что бы я хотел сыграть.
– А какие постановки вы будете репетировать в конце лета? И в каких спектаклях мы сможем увидеть вас осенью?
– У меня большой вызов. У меня появилась невероятно крутая роль, которую я очень хотел. И когда я первый раз смотрел этот спектакль, я видел себя в этой роли, и она мне досталась – Арлекин в «Венецианских близнецах». Актёр, который играл эту роль до меня (Егор Дроздов), в этом году стал лауреатом конкурса «Самарская театральная муза – 2023» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана в драматическом театре». Невероятная работа мне предстоит, я уже начал ею заниматься, уже были репетиции – тяжело. Я по два раза менял одежду полностью, от пота, от напряжения в этой работе. Что ещё будет? Я во втором составе буду в дубле у Андрея Амшинского в бенефисе Натальи Степановны Дроздовой в честь её дня рождения. Игорь Владимирович Касилов ставит «Салон красоты, или О чём говорят женщины». Естественно, на премьере на сцену выйдет Андрей, а если возникнет необходимость, я всегда смогу ему помочь. И ещё один бенефис нас ожидает – в честь 70-летия Александра Викторовича Двинского. Будет ставиться «Село Степанчиково и его обитатели», где у меня тоже будет роль.
– Но я хочу услышать актёра Андрея Федосеева здесь и сейчас, не дожидаясь осени. Выпускная квалификационная работа, которую вы защищали в 2008 году в Тольяттинском государственном университете, называлась «Разработка технологического процесса и литьевой формы для изготовления детали „Разъединитель замка люка крыши левый“ автомобиля ВАЗ-2110». Предположу, что для людей, у которых в дипломе в графе специальность нет записи «Машины и технология обработки металлов давлением», название вашей ВКР прозвучало почти как набор букв. Андрей, я вам предлагаю пересказать вашу работу, наполненную научными терминами, в самом понятном всем с детства формате – в виде сказки. Попробуете?
– Давайте попробую.
– В целом понятно, о чём была ваша ВКР.
– Когда я уже потом работал инженером на АВТОВАЗе, я разработал резиновый грибок. Он выставлялся на петли багажника, и когда багажник открывался, петли не ударялись о стенки. У меня дома даже где-то есть такой. По-моему, на «Гранте» этот грибочек существует. Я сам его сделал.
– Здорово! Андрей, я желаю вам крутых ролей и новых замечательных впечатлений от работы!
– Спасибо большое вам. Вы просто супер! Невероятно крутой материал! Когда всё началось с Бурковского, я просто офигел.
– В зданиях для зрелищных видов искусств на сцене обычно есть поворотный круг. Он может выполнять несколько функций, в том числе помогает быстро менять декорации. Мой сегодняшний собеседник повернул свой круг в 38 лет. Андрей Федосеев пошёл учиться актёрскому мастерству на курс народной артистки России Натальи Дроздовой и стал работать в драматическом театре «Колесо». А будет ли ваш круг двигаться и какие декорации на нём окажутся, зависит только от вас. Не бойтесь быть счастливыми!
– Ура! Спасибо большое, Настя.