Хип-хоп как наука
18 Апреля 2017

В рамках международного проекта «Хип-хоп-лекторий» Тольятти посетила делегация из Америки. Инициаторами состоявшегося в минувшем феврале мероприятия стали представители хип-хоп-фестиваля «Тринити» (Trinity International Hip-Hop Festival), который уже на протяжении двенадцати лет проходит в американском городе Хартфорд, штат Коннектикут, при поддержке Тринити-колледжа. Заокеанскую делегацию возглавлял профессор истории и международных отношений Тринити-колледжа Сет Маркл (Seth Markle). Корреспондент «Есть talk!» поговорил с учёным о мотивах и миссии его движения, а также о силе феномена хип-хопа как культуры.

Сет входит в тройку американских профессоров, занимающихся феноменом хип-хопа на профессиональном уровне. С 2003 года он написал множество статей о хип-хоп-культуре и защитил докторскую диссертацию. Наиболее известной является его работа «Адский мотоциклетный пробег: Танзания, Чёрная власть и неясное будущее панафриканизма (1964-1974)». Несмотря на высокий профессиональный статус, в общении Сет оказался прост и улыбчив.

– Признаюсь, для меня немного дико звучит, что в высшем учебном заведении преподают хип-хоп. Наверняка, не я один так думаю. Существует ли, на ваш взгляд, проблема признания хип-хоп-культуры в обществе?

– Безусловно, это так. Большинство людей думает, что хип-хоп – это ерунда, танцульки и коммерция. Многие не понимают, какой силой может обладать наша культура, но постепенно до них доходит, что хип-хоп можно изучать, как, например, джаз или рок-н-ролл. Сегодня за этим движением начинают видеть философию и обучаться ей. Изучение хип-хопа как науки началось в ранние 90-е годы, и хочу сказать, что это было непросто: нам потребовалось около 20 лет, чтобы дойти до уровня преподавания хип-хопа как отдельной дисциплины.

 

– Вы являетесь куратором хип-хоп-фестиваля «Тринити» и советником одной из самых авторитетных хип-хоп-организаций The Temple Of Hip Hop. Какие цели преследуют фестиваль и ваш международный проект «Хип-хоп-лекторий»?

– Мы хотим популяризировать чувство единства, объединить людей по всему миру посредством хип-хопа. Именно поэтому наша делегация сейчас находится в России. Земля – наш общим домом, и наш мир – это основа прогрессивного общества. На прошедших фестивалях мы собрали художников и артистов из Европы, Африки и Азии, из Канады, Южной Америки и даже с Карибских островов. Уже в этом году планируется участие делегации из России, чему мы, несомненно, рады. Но всё же наиболее значимой целью является популяризация хип-хопа в образовании, попытка определить, чем он может быть полезен в этой сфере. Очень важно, чтобы иностранные участники фестиваля в своих выступлениях смогли донести до детей новые знания и опыт. Пионеры движения, приезжающие на наше мероприятие, ценят любовь и уважение, проявляемые нами к их творчеству, и делают для нас большую скидку на свои выступления. Они не преследуют цели наживы, собственно, как и все мы. При небольшом бюджете фестиваль старается платить всем артистам, участвующим в выступлениях.

 

– К вопросу о мире и единении: у России с Америкой сейчас довольно напряжённые отношения, как вы считаете?

– Я бы сказал, что конфликт интересов присущ всё же больше политикам. К сожалению, напряжение и непонимание между разными группами людей, будь то нации, страны, культуры, всё же имеют место быть, но мы должны подавлять эти трения, идти на контакт, находить общий язык. И для нас хип-хоп является одним из ключей к пониманию друг друга. Благодаря приобщению к нашей уличной культуре, люди объединяются. А это главное, чего не способны отнять никакие политические конфликты.

– То есть хип-хоп способен решать глобальные социальные проблемы?

Да-да, именно так. Хип-хоп обладает огромней и недооценённой силой. Он создаёт независимых личностей, формирует более свободные и интересные подходы к делу. Например, я стал профессором благодаря этой культуре, и теперь с её помощью пробуждаю интерес к образованию у молодого поколения. Хип-хоп способен создавать и новые рабочие места, и новый бизнес. В Тринити-колледже я читаю студентам лекцию о детях в Африке. Несмотря на свой юный возраст, эти дети уже воюют с оружием в руках, убивают наравне со взрослыми. Для них хип-хоп – своего рода терапия для восстановления психологического состояния, он способствует очеловечиванию. Есть ещё один очень яркий пример воздействия хип-хопа на социальные проблемы. В Сенегале именно хип-хоп-сообщество повлияло на выборы нового президента, предоставило людям альтернативу старому строю, дало надежду на новую жизнь.

– Звучит невероятно! Но вернёмся к вопросу образования. Какова, на ваш взгляд, главная проблема в американском и, быть может, мировом образовании?

– Мне сложно говорить за всё население Земли. Могу сказать о США. Как бы банально это ни звучало, мы живём в такое время, когда нас окружает невероятное количество информации, смартфоны, интернет, всевозможные гаджеты и приложения. Нам всем очень сложно сосредоточиться, а молодёжи и подавно. Понимаете, моё поколение росло в другое время, а ваши сверстники с детства впитывали всё это. Поэтому вам очень сложно сосредоточиться на каких-либо задачах, особенно если речь идёт об учёбе. Это беда образования двадцать первого века – рассеянные студенты.

– Полностью согласен с вами, но как с этим бороться? Можете предложить какие-нибудь методы?

– У каждого свой метод, свой путь. Для меня это хип-хоп.

 

– И как хип-хоп может быть полезен образованию?

– С помощью его силы можно завладеть вниманием студента, дать мотивацию заняться учёбой с удовольствием. Нам в Тринити-колледже это удаётся, и кафедра этим гордится. Среди студентов наш курс популярен, но многие признают, что он очень сложный: учащиеся должны писать работы, проводить исследования. Студенты сами выбирают для себя интересные им темы, будь то «Женский хип-хоп» или, например, «Насилие в хип-хопе». Главное, чтобы им нравилось. В этом и заключается решение проблемы. Мы всегда стараемся привлечь людей, которые не занимаются преподаванием, но у которых есть, что рассказать и чему научить, – танцоров, художников-граффитистов, музыкантов и других. Эта практика даёт нашим студентам психологическую разрядку, расширяет кругозор и помогает получить не только теоретические, но и практические навыки.

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей