Аплодисменты за название. Как благодаря концерту Би-2 медиахолдинг ТГУ стал «Есть talkОМ»
24 февраля 2021

Выпускница кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета 2010 года Татьяна Сапкина (Макитрина) сейчас живёт в Москве, работает журналистом, редактором и UX-писателем. Будучи студенткой, она участвовала в создании самых первых университетских медиапродуктов, а после защиты диплома подарила имя будущему медиахолдингу вуза. Об учёбе в ТГУ, о первом профессиональном опыте и об истории с названием «Есть talk» Татьяна рассказала в интервью корреспонденту «Молодёжного медиахолдинга „Есть talk!“» Юлии Михалёвой.

«Журналистам лучше держать язык за зубами»

– Правда ли, что название медиахолдинга ТГУ «Есть talk» появилось из вашего диплома? Как это получилось?

– У меня был творческий телевизионный диплом. Я хотела запустить на тольяттинском ТВ ток-шоу о проблемах города. Идея состояла в том, чтобы брать две точки зрения на одну проблему, снимать два сюжета под разными углами, а затем в студии со зрителями обсуждать их и искать решения.

Проект был придуман, прописан, диплом почти готов, а название всё не приходило. И тогда я пошла на концерт Би-2. Отличный способ придумать название, не правда ли? Полночи мы с друзьями прыгали и танцевали, распевая любимые песни, а часа в три утра я вернулась домой, и мне пришла мысль использовать звучание слова «talk» в двух значениях: как перевод с английского и как русское «толк». Так и появилась конструкция «Есть talk» – «есть разговор, в котором должен быть толк». На защите диплома Луиза Григорьевна Свитич (профессор журфака МГУ. – Прим. авт.) сказала, что за название нам можно только поаплодировать. Кто бы знал тогда, что от всей дипломной работы спустя десять лет останется только два слова. Но хорошо, что так, хоть какая-то польза!

– Сейчас в «Есть talk» входят редакции газет, сайтов, радио и телевидения и это делает его универсальной платформой для практики студентов-журналистов, а в ваше время даже YouTube не было как такового. Расскажите, как вы проходили практику?

– Работали в газете. Помню, на первом курсе мы с подругой поехали устраиваться на летнюю практику в газету «Городские ведомости» и уже в маршрутке начали бурно обсуждать, к кому подойти, что спросить, и «о чём там вообще пишут в этой газете». И только перед входом в редакцию поняли, что всё это время напротив нас сидела, а потом шла по пятам ответственный секретарь газеты Ирина Ульянчук. Она открыла нам дверь со словами «Вам сюда», а мы как-то сразу поняли, почему журналистам лучше держать язык за зубами. По крайней мере, в общественном транспорте.

Для тех, кому больше нравилось телевидение, в городе было несколько телекомпаний – ЛИК, ИКС, ЛАДА ТВ и, конечно, ВАЗ ТВ. В принципе, журналистов на практику брали везде, нужно было только доказать свою профпригодность.

– Каким образом студенты доказывали профпригодность? Как это удалось вам?

– Мне в этом смысле повезло, потому что ещё до университета я училась в Школе молодого журналиста в ДДЮТ (Дворец детского и юношеского творчества Тольятти. – Прим. ред.), и на одном из конкурсов главный редактор телекомпании ЛИК Светлана Ярцева пригласила меня на работу. Поэтому в ТГУ я поступала уже трудоустроенной. Хоть и не официально, конечно, да и первые полгода бесплатно. Сначала я вела программу «Праздничек», иногда делала сюжеты для новостей, потом стала ведущей программы «Полезные новости», брала интервью у заводчан, вела какие-то награждения. Всё параллельно с учёбой. Сначала сидишь на парах, потом едешь в редакцию, ночью читаешь книги по программе и готовишь домашнее задание, утром снова на пары, потом опять в редакцию. Все, кто так работал, увы, отсыпались только на парах.

«Всё будет по-взрослому»

– Какая-нибудь практическая работа в университете у вас была?

– Помню, с телестудией мы выпускали учебную программу «Вестник ТГУ». Все, кто участвовал в создании выпуска, придумывали себе рубрики, потом сами всё организовывали, записывали интервью и стендапы в кадре и обязательно участвовали в монтаже. У нас с моей одногруппницей Леной Будаквой был цикл сюжетов про творческих студентов под заголовком Alter Ego. Очень хорошо помню, как мы чуть ли не дрались с нашим редактором Любовью Константиновной Гапеевой за каждые десять секунд сюжета. Она каждый раз предлагала что-нибудь сократить, а нам хотелось всё оставить ровно так, как мы себе придумали. Теперь-то как редактор я её очень хорошо понимаю.

Ещё помню, как мне поручили вести самый первый выпуск «Вестника». Сначала я очень легкомысленно отнеслась к съёмкам в телестудии. Мне нужно было придумать первую подводку, я решила, что в этом нет ничего сложного, так как у меня уже был опыт ведения программ на ТВ. Но в итоге от волнения не смогла ничего сформулировать, а Ирина Николаевна Евдокимова, режиссёр программы, строго на меня посмотрела и сказала: «Произнеси текст, который ты написала». А потом добавила через паузу: «Садись и пиши». Тогда я поняла, что будет всё по-взрослому.

– Практика есть практика. А что насчёт самой учёбы? Кого из преподавателей кафедры часто вспоминаете и почему?

– Главные воспоминания о преподавателях с кафедры касаются, конечно, не лекций и семинаров, а того, что происходило между парами. Я часто приходила к Галине Ивановне Щербаковой за советом, она была тогда заведующей кафедрой журналистики. Очень важно было для молодой студентки знать, что тебя всегда с интересом выслушают и поддержат. После одного из моих эмоциональных рассказов про очередную невероятную встречу, она посоветовала мне вести дневник. Я до сих пор иногда что-то пишу и сохраняю воспоминания. Наталья Степановна Ярыгина всегда очень хвалила меня, хотя обычно была строга ко всем, оттого и каждая её фраза ценилась вдвойне. А ещё она несколько раз меня сильно выручила.

Людмила Викторовна Иванова всегда давала больше, чем должна была. Меня это каждый раз удивляло. Можно было бы просто послушать ответ или принять зачёт – и всё. Но даже в какие-то короткие моменты или разговоры она старалась что-то дополнительно объяснить, подсказать, улучшить. Кажется, что запоминаются какие-то глобальные философские вещи, но нет, часто помнишь как раз такие маленькие точные подсказки. Галина Владимировна Чевозёрова, напротив, учила нас серьёзным нравственным категориям: как оставаться честным, работая журналистом, как не терять смелости и где искать ориентиры. Впрочем, одним из таких ориентиров всегда была она сама.

Сказать по правде, я могу ещё долго рассказывать про каждого из преподавателей, потому что многое хорошее, что они нам дали, начинаешь ценить лишь тогда, когда сам встаёшь на их место. Я сейчас иногда читаю лекции школьникам о редактуре и почти на каждой паре вспоминаю кого-нибудь из своих учителей университетских времен.

«Мы, конечно, улыбчивые, но по меркам топ-моделей полурослики»

– Однажды вам самой пришлось стать героиней одного из информационных сюжетов. Я имею в виду участие в конкурсе «Мисс ТГУ». Расскажите об этом подробнее.

– О, это приятные воспоминания! Впервые на кастинг я пришла на первом курсе. Но меня не взяли, и я разозлилась. Поэтому вернулась на пятом. На этот раз пройти первый отбор мне удалось. Нас было около тридцати, и впереди месяц подготовки, а потом определение финалистов. Мой рост 164 сантиметра, и я понимала, что у меня нет ни малейшего шанса попасть в финал. Поэтому я расслабилась и просто получала удовольствие от репетиций. Было очень приятно оказаться в новом мире и попробовать себя в новой роли. Яс таким удовольствием дефилировала по подиуму, хохотала с девчонками, училась модельным движениям.

Не знаю, может быть, как раз эта лёгкость и кураж помогли мне попасть в десятку финалисток. Правда, было очень грустно смотреть на тех, кто не прошёл, поскольку мы тренировались вместе. Тогда я написала для газеты Speechka колонку «Чувство стыда вместо похмелья», в которой описала свои мысли на этот счёт. Вместо того чтобы радоваться победе, я раз за разом задавалась вопросами о критериях, по которым выбирают первых красавиц вуза, и не пора ли что-то менять. Хотя и моё участие было всё-таки небольшим отступлением от правил. Обычно в таких конкурсах выбирают высоких девушек. Может быть, сейчас что-нибудь изменилось, но тогда было именно так. Поэтому в какой-то степени режиссёр конкурса Женя Иванов и жюри сломали систему, оставив в конкурсе нашу пару с Мариной Гавриловой. Мы, конечно, улыбчивые, но по меркам топ-моделей полурослики. Оттого и значительнее был триумф: мы в итоге получили 2-е и 3-е место. Марина стала вице-мисс, а мне подарили ленту с надписью «Мисс зрительских симпатий». Я даже спустя десять лет считаю это одним из важнейших достижений в своей жизни.

– Какое самое яркое ваше воспоминание из студенческой жизни?

– Их довольно много, и очень сложно выделить что-то одно. Например, невозможно забыть поездку в 2009 году в Москву на прямой диалог с Владимиром Путиным (тогда премьер-министром РФ. – Прим. ред.). Больше всего мне запомнились вопросы студентов из других городов. Все приглашённые жили в одной гостинице в пригороде и могли общаться. Радиостудия ТГУ снарядила меня диктофоном и предложила подготовить репортаж по итогам поездки. Я не могла придумать ничего лучше, чем подходить к студентам и спрашивать, какой вопрос они хотели бы задать. Они отвечали. А потом я спрашивала, какой вопрос они в итоге задали. И это почти всегда были разные вопросы. Например, человек говорил, что хотел бы спросить, когда же Россия слезет с нефтяной иглы и начнёт зарабатывать деньги «мозгами», а в эфире спрашивал, пойдёт ли Владимир Путин на следующий президентский срок. Всё это создавало ощущение какого-то двоемирия. Это и было самым сильным впечатлением от поездки.

«Скучаю по бессонным ночам...»

– Вы, наверное, первой из студентов-журналистов начали работать в университете, ещё не окончив обучение. На пятом курсе вы стали пресс-секретарём ТГУ. Как это произошло?

– Наталья Степановна Ярыгина создавала в ТГУ новое управление по работе со СМИ, и мой научный руководитель Ирина Николаевна Евдокимова порекомендовала меня. Было очень любопытно и полезно узнать, как всё выглядит с другой стороны баррикад. Потому что пресс-секретари или пиарщики хоть и работают обычно рука об руку с журналистами, но относятся всё-таки к разным лагерям. Но меня так затянуло, что я ещё долго не возвращалась в журналистику. После окончания университета уже в Москве работала пресс-секретарём Международного авиатранспортного форума «МАТФ2012», затем пресс-секретарём председателя комиссии по здравоохранению Мосгордумы. Однако в итоге журналист во мне победил, и я ушла делать репортажи с культурных мероприятий для радио «Благо». Проработала там больше трёх лет, участвовала в подготовке более ста программ. Реально многому научилась, до сих пор скучаю по бессонным ночам, гламурным закрытым показам и по-эльфийски добрым художникам.

– Получается, вы несколько раз меняли профессию и сейчас успешно работаете со свободными авторами в Москве. Какой совет могли бы дать нынешним студентам ТГУ, особенно журналистам, с высоты своего профессионального опыта?

– Не нужно бояться. Первый урок, который преподнесла мне Москва, звучал у меня в голове примерно так: «Везде люди». Если ты умеешь работать с людьми в Тольятти, то сможешь и в Москве. Не сразу, не везде, не всегда, но рано или поздно получится.

И ещё: не стоит думать, что знаешь всё наперёд. Мой самый первый в жизни телевизионный сюжет был про выставку авангардистов в Тольятти. Я до сих пор помню комментарий, который дала мне одна художница: «Представьте, вы берёте яблоко, протыкаете его иголкой, и весь цвет из него вытекает, остаётся только форма, такая тонкая ниточка. Вы берёте её и сгибаете по-своему – получается абстракция, но это по-прежнему яблоко». Я была под впечатлением! Сказать по правде, я и сейчас в восторге от этой мысли и образа. Могла ли я тогда, в 18 лет, подумать, что добрую часть своей профессиональной жизни буду слушать и записывать комментарии художников? Нет, тогда мне казалось, что это просто задание редакции, которое нужно поскорее выполнить.

– Часто бываете в ТГУ? Многое изменилось здесь со времён вашего студенчества?

– Когда приезжаю в гости в ТГУ и прихожу в тот же медиахолдинг, я не верю своим глазам. Потому что всё, что я вижу, когда-то было только мечтами и планами. И вот теперь это всё воплотилось в жизнь. Это просто фантастика! То, что есть сейчас у студентов, иначе как космическим кораблём и назвать нельзя. Хочется добавить старческое «Надеюсь, вы это цените», но думаю, этого не требуется. Главное, не теряйте время, друзья! Его не так уж и много.

Просмотров: 343
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей