Иван Лебедев: «Первая встреча с Jaguar меня шокировала»
1 Декабря 2018

В успешном карьерном росте молодому специалисту помогают смелость в принятии вызовов и желание постоянно учиться - уверен Иван Лебедев, выпускник института энергетики и электротехники Тольяттинского государственного университета 2012 года. В этом он убедился на собственном опыте. В его резюме с момента окончания вуза - участие в запуске производства моделей Nissan, Renault, XRAY на АВТОВАЗе, а также работа над проектами в автомобильной компании Jaguar Land Rover в Великобритании и Словакии. О том, что помогает в достижении цели, важно ли высшее образование при трудоустройстве и есть ли отличия в работе иностранных автопроизводителей от отечественных, Иван Лебедев рассказал в интервью медиахолдингу «Есть talk!».

«Рискнул и не жалею…»

- Работать в зарубежной компании мечтают многие выпускники вузов. Поделитесь опытом, какие шаги предпринять, чтобы реализовать мечту?

- Честно говоря, я не представлял, что буду работать за границей. К тому же начинал я в Тольятти на АВТОВАЗе. Участвовал в запуске нескольких новых моделей. С самого начала был включён в проект XRAY, ездил на приёмку оборудования в Румынию. В какой-то момент понял, что нужно двигаться дальше, искать что-то новое. Разместил резюме в интернете, в том числе на английском языке. Позвонили из московского кадрового агентства, предложили вакансию инженера по геометрии кузова на заводе Renault в Москве, где работали над запуском внедорожника Kaptur. Дважды я был на собеседовании, и меня готовы были взять. Но пока на Renault утверждали бюджет, мне предложили другую вакансию - в Великобритании на заводе Jaguar Land Rover. Подумал, почему бы нет? Английский язык я знаю, необходимые технические знания есть, уехать могу свободно, так как пока нет своей семьи. Рискнул и не жалею.

- Каким было первое впечатление от Великобритании, от завода?

- Я приехал на сборочное производство Jaguar в Бирмингеме в 2016 году. Первая встреча с брендом меня шокировала. В хорошем смысле. Я попал в цех производства спортивных автомобилей, где как раз шла последняя проверка работы моторов, когда акселератор выжимают до упора. Мурашки по коже от этого звука!

В Англии, конечно, было непросто. За границей до этого я был только раз, и не знал, чего ожидать. Чужая страна, люди с другим менталитетом, другие традиции, правила. Но освоился достаточно быстро, включился в работу. Было интересно работать над проектом: мы переносили производство с одного завода на другой. За полгода в Бирмингеме я получил новые знания, компетенции.

«Собеседование проводил Мирзоев»

- Иван, почему вы выбрали именно институт энергетики и электротехники Тольяттинского госуниверситета (ТГУ)?

- Я поступал в вуз сразу после окончания школы. Мне понравилась специальность «Электрооборудование автомобилей и тракторов». К тому же при ТГУ и тогда, и сейчас действует учебный военный центр (УВЦ). Студенты-электротехники проходили военную подготовку в течение всего периода обучения и в дополнение к гражданской специальности получали ещё и военную. Это тоже был весомый плюс. И, конечно, при хорошей успеваемости в ТГУ платили стипендию. Условия мне понравились, поэтому не было стремления уехать учиться в другой город.

- Какие яркие моменты студенческой жизни вспоминаются?

- Было интересно совмещать обучение по военной и по гражданской специальностям. Запомнилось участие в военных парадах в честь Дня Победы. Я пять раз маршировал в колонне курсантов УВЦ ТГУ: четыре раза на площади перед главным корпусом университета и один раз был участником военного парада у Вечного огня на площади Свободы в Тольятти. На городском параде мы, студенты ТГУ, стояли в парадном расчёте рядом с солдатами воинских частей, которые базируются в нашем военном округе. Очень сильные эмоции, огромная энергетика, которой пропитываешься в момент троекратного «ура» и исполнения гимна Российской Федерации - всё это давало огромный заряд энергии.

- Как быстро после окончания ТГУ удалось устроиться на работу?

- Как выпускник учебного военного центра я должен был служить по контракту три года в армии. Из-за происходивших реформ в вооруженных силах нам дали право выбора - служить или идти сразу на гражданку. Выбрал второе, так как была перспектива трудоустройства. Преддипломную практику я проходил на станции техобслуживания, занимался диагностикой автомобилей. И в принципе мог остаться. Но друг, работавший в НТЦ АВТОВАЗа на проекте по созданию электромобиля - EL Lada, предложил попробовать свои силы в этом направлении.

Одно из собеседований со мной проводил Георгий Константинович Мирзоев (главный конструктор АВТОВАЗа с 1976 по 1998 годы. - Прим.Ред.). Я впервые разговаривал тет-а-тет с человеком такого масштаба - высочайшего профессионала в автомобилестроении. Общаться с ним было легко, он знал современные тенденции, детально расспрашивал про мой дипломный проект, задавал вопросы. Я чувствовал, что меня буквально разложили по полочкам, но собеседование прошёл. К сожалению, из-за болезни не смог вовремя отдать документы в отдел кадров завода, и вакансия была закрыта. В итоге меня пригласили контроллёром мониторинга качества в цехе сборки LADA Largus. Зесь я столкнулся с большим количеством оборудования, которое нужно было изучить за короткий срок. Вызовы был принят! Примерно через месяц я уже работал на одном уровне со специалистами, которые проходили специальное обучение.

Затем мне предложили заняться геометрией кузова - выявлять дефекты, принимать контрмероприятия по их устранению. Работал в том числе с российскими и зарубежными поставщиками. За три года на АВТОВАЗе я получил огромный объём информации, и её хотелось черпать и черпать ещё. Я видел, как работают японские специалисты на запуске Nissan, французы - на Renault Logan. Хорошей школой для меня стал проект XRAY, который я прошёл от начала до конца.

«Европейцы не держатся за работу»

- Иван, сейчас вы работаете на заводе Land Rover в Словакии. Почему не остались в Великобритании?

- Чтобы оформить рабочую визу в Англии на длительный срок, необходимо сдать специальный экзамен по английскому языку. Тест был успешно пройден, но английская бюрократическая машина сработала не в мою пользу, и в визе мне отказали.

- Но вы продолжили работать на одном из заводов английского автопроизводителя…

- При завершении проекта на заводе в Бирмингеме меня спросили: на производстве какой модели я хотел бы работать. Мне был интересен новый Land Rover Defender. Это культовая модель, которая в своё время произвела большой фурор на рынке. Англичане хотят возродить её выпуск на заводе в Словакии. Из всей команды, с которой работал на Jaguar, только я готов был к переезду в другую страну. Вообще, англичане консерваторы. Им сложно что-то менять в своей жизни, уезжать от своих домов, семей.

- Какой круг вопросов контролируете на заводе в Словакии?

- В городе Нитра построили абсолютно новый завод Land Rover. Работы много: новое оборудование, его наладка, обучение специалистов. Но это и отличный опыт для меня. Работаю инженером по геометрии кузова. Отвечаю за шасси.

- Само производство на европейский заводах и на АВТОВАЗе чем-то отличаются?

- В принципе нет. Автоматизация везде, процесс производства автомобилей одинаков по набору операций. Разница лишь в отношении людей к своему и к чужому труду. На заводе в Нитра работают по контракту люди из разных стран. Большинство из них постоянно жалуются на возникающие производственные проблемы. Кто-то уезжает сразу после окончания контракта, и уже не возвращается, считая слишком тяжелыми условия труда. И это нормально для Европы: европейцы особо не держатся за работу, если условия труда их не устраивают. Из-за этого человеку, пришедшему на замену, приходится заново вникать в суть, что, конечно, непросто. И в результате вновь говорят, что трудно, много проблем и уходят. С одной стороны я понимаю такую позицию, но всё же удивляет пренебрежение к результату общего труда. На АВТОВАЗе такого не замечал.

«Работодатель должен заметить тебя»

- За рубежом вы общаетесь с коллегами по-английски. Откуда такие хорошие знания языка?

- Я учился в гимназии №38 с углубленным изучением иностранного языка. Уже в ТГУ добавил технический английский.

- Насколько диплом о высшем образовании влияет при устройстве на работу?

- Наличие диплома позволяет сразу поступить на позиции, которые при средне-специальном образовании пришлось бы завоёвывать какое-то время. И потом всё равно нужно учиться в вузе. Кстати, диплом ТГУ с апостилем действует в Словакии.

- А вы планируете продолжить образование? Поступить в магистратуру, к примеру?

- Пока нет. Даже не задумывался над этим вопросом.

- Часто бываете в ТГУ?

- Нет, в этом году впервые за шесть лет. Мне нравятся изменения. Сквер преобразился, установили пушку, как я прочитал, в честь 100-летия со дня начала Первой мировой войны и 75-летия со дня начала Второй мировой войны. В университете стало больше «движухи». Я случайно попал в ТГУ в день, когда проходил фестиваль науки. Интересное мероприятие, много гостей, жизнь бурлит.


- Что вы пожелаете сегодняшним студентам, чтобы после окончания университета получить успешный карьерный старт?

- Больше уделять время практической работе. Да, теория важна, но тем, кто планирует работать на производствах, нужна практика. Например, в Германии обучение построено таким образом, что теория идёт параллельно с практикой. На мой взгляд, это правильно.

После окончания вуза все хотят сразу получать высокие зарплаты. Но никто и никогда не будет платить много вчерашнему выпускнику без опыта работы. Да, поначалу будет тяжело, но главное, чтобы вас взяли на работу. И тогда нужно впитывать все тонкости, нюансы, постоянно учиться, может быть, где-то экспериментировать. Работодатели всегда заметят тех, у кого горят глаза.

И конечно большое преимущество даёт знание иностранных языков, без этого сейчас трудно заинтересовать работодателя.


Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей

logo_radio.png