Михаил Чумаченко: «Ощущение свободы у молодых людей гипертрофировано до агрессии»

Профессор кафедры режиссуры Российской академии театрального искусства - Государственного института театрального искусства (РАТИ-ГИТИС), преподаватель режиссуры и актёрского мастерства, автор режиссёрских семинаров и мастер-классов, РАТИ/ГИТИС Михаил Чумаченко с апреля 2014 года работает в Тольятти. Будучи художественным руководителем драматического театра «Колесо» имени Глеба Дроздова он поставил четыре спектакля. О том, почему он не конфликтует с актёрами, как привлечь молодую аудиторию в театр и помогает ли в театральной деятельности техническое образование, Михаил Чумаченко рассказал в интервью корреспонденту газеты «Speechka».

- Михаил Николаевич, у вас два высших образования: физико-математическое и театральное. Помогают ли в режиссуре физика и математика?

- Для себя я на этот вопрос ответил давно. Физика занимается изучением тел в пространстве и времени, а режиссура – это движение психологических тел в пространстве и времени спектакля. Получается, что режиссура - своеобразный микрораздел в физике.

- А с математикой какие пересечения у театра?

- Я читаю лекции будущим менеджерам и продюсерам в Высшей школе сценических искусств - театральной школе имени Константина Райкина. Лет десять назад ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Марина Хмельницкая и профессор Геннадий Дадамян, пригласили меня к себе и попросили «придумать» предмет, который бы «научит продюсеров думать». Мне понадобилось несколько месяцев и в результате появилась новая дисциплина - «Математические методы в экономике». Но к математике это имеет весьма отдалённое отношение. Скорее, это стык теории, конфликта и психологии театроведения, ну и основы арифметики.

- У вас свыше 30 режиссёрских работ - спектаклей, поставленных в разных театрах. На мой взгляд, это приличная цифра. Существует ли в театральных кругах своеобразная «книга рекордов» по постановкам?

- Есть. Но эта «книга рекордов» очень странная. Спектакли ставятся по-разному. Например, в 1918 году Всеволод Мейерхольд (русский театральный режиссёр, актёр и педагог. – Прим. Ред.) в Харькове за год поставил 176 спектаклей. Делал он это так: раздавал роли, расставлял людей на сцене, объясняя кто и где стоит, при этом актёры не учили текст, потому что работали под суфлёра – всё, спектакль готов, а через два-три дня его сменял новый. По моему мнению, ставить больше трёх-четырёх спектаклей в год нельзя. На время подготовки спектакля отводится три-четыре месяца, и ещё столько же постановка придумывается режиссёром.

- Когда вы пришли в «Колесо» что-то принципиально меняли? Легко ли нашли общий язык с труппой?

- В труппу мы только взяли шесть новых актёров. И сегодня в театре работают одарённые люди. Поддерживать со мной хорошие отношения легко. Если вы любите театр, то нам нечего делить, у нас нет повода для конфликта. Актёр хочет хорошо сыграть свою роль, а я - поставить хороший спектакль.

- Было время, когда театры переживали кризис. Видите ли вы улучшение отношения зрителей к театру?

— Вижу. Но я, как абсолютный романтик, хочу видеть у театра конную полицию и толпы людей, которые стремятся попасть к нам. Пока этого нет, но мы будем к этому стремиться. Например, по статистике сборы за время новогодних каникул опередили показатели последних двух лет по количеству спектаклей и по сборам. Это факт. И многим сегодня интересно, что же нового предложит театр.

- На какого зрителя вы ориентируетесь?

- В театр, как правило, приходят женщины. Заставить мужчину прийти в театр может только любовь к своей женщине, которая говорит: «Я хочу посмотреть этот спектакль». И муж соглашается со словами: «Ну, хорошо, давай потратим этот вечер на театр». Если это срабатывает, то дальше всё зависит от того, смогла ли женщина убедить супруга прийти в театр ещё раз, поскольку он может ответить: «Давай не пойдем. Лучше в кино или, в конце концов, посмотрим телевизор».

В «Колесе» за 30 лет сформировался свой зритель. Это горожане в возрасте от 35 до 60 лет, которые постоянно приходят в театр. И нас устраивает эта аудитория, но в то же время мы работаем над тем, чтобы привлекать школьников и студентов.

- И молодёжь ходит в «Колесо»?

- У нас есть молодёжные проекты, но они специфичны. Например, наши молодые артисты поставили спектакль «Мексиканец» по рассказу Джека Лондона, и от первоначальной идеи они ушли достаточно далеко. По сути, это произведение про мексиканскую революцию, но они создали спектакль о том, что такое терроризм. Играется этот спектакль в двух актах и на двух сценах. Второй акт это, по сути, 30 минут бокса. И когда они еще работали над спектаклем, я посоветовал собрать им своего зрителя, а не ориентироваться на того, кто часто ходит в театр. Так, через рекламу в социальных сетях удалось собрать 60 человек зрителей. Это один из вариантов привлечения молодёжи в театр.

Ещё один способ - приглашение на конкретную постановку. Например, в прошлом году спектакль «Доходное место» посетили студенты-первокурсники Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Этот спектакль изначально ставился с конфликтной позиции режиссёра, то есть меня. «Доходное место» создавался с простой формулировкой для труппы: «Ребята, давайте просто поймем, про что писал Александр Островский». Мы ушли от исторических параллелей и сделали вневременной спектакль, который рассказывает о том, что когда ты любишь, то это становится важнее всего остального.

Хорошо воспринимала молодая аудитория и спектакль по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Зритель видит главного героя – простого парня, которого обманывают. Для молодёжи это очень близко. Близка им и история героя, который ищет ответы на вопросы: «Как жить?», «Что самое важное в жизни?», «Нужно ли добиваться славы?». Благодаря таким постановкам, которые задевают что-то важное в сердцах и умах зрителей, за последние два года в театре мы стали видеть больше молодых лиц.

- Может, стоит вспомнить практику, когда школьников и студентов настойчиво приглашали в театр, привозили заказными автобусами…

- Это не сработает. Сегодняшнее ощущение свободы у молодых людей гипертрофировано до агрессии. Когда ты начинаешь настаивать, возникает сразу отторжение. Думаю, что действовать нужно по другому, так, как советовали советские педагоги Василий Александрович Сухомлинский и Виктор Фёдорович Шаталов: нужно так разработать обучение, чтобы оно было неразрывно связано с увлечением. Именно так и надо работать с театром - не принудительно водить в театр со словами «Встали и пошли» (под «конвоем» дойдут далеко не все), а с использованием игрового элемента. «Принудительно-агрессивная» форма привлечения в театр молодёжной аудитории сегодня работать не будет.

- Студенты как зрители - какие они?

- Когда мы приглашали студентов Тольяттинского госуниверситета на спектакль «Доходное место», то очень волновались. В первую очередь настораживало время, потому что в театр предпочитают ходить вечером, а здесь пригласительные были на дневное время. Но, тем не менее, меня очень порадовало то, что я увидел в зрительном зале. Не было лицемерия. Я увидел, что ребята из ТГУ способны и готовы размышлять, а это одно из важнейших театральных качеств.

- Как воспитать любовь к театру?

- Как воспитать? Да, так же как и с кино. Пока произведение «не попадёт» в человека, то ничего и не произойдёт. Сходил на один плохой спектакль и всё, человека во второй раз уже не затащишь в театр. Если спектакль понравился, то ты уже сам себе будешь постоянно говорить: «Хочу ещё, ещё и ещё».

Просмотров: 1610
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей