Случаи мошенничества становятся всё более изощрёнными, и звонок с незнакомого номера может стать началом печальной истории. В прямом эфире «Толк радио» старший преподаватель института права Тольяттинского государственного университета (ТГУ), член Ассоциации юристов России, практикующий адвокат Артём Дулгер рассказал, как не попасться на удочку злоумышленников, а также поделился эффективными правилами безопасности, которые помогут защитить финансы и личные данные. Медиахолдинг «Есть talk!» подготовил текстовую инструкцию.
Артём Дулгер. Фото из личного архива
Как понять, что вам звонят мошенники?
– Одна из самых распространённых мошеннических схем – представиться сотрудниками правоохранительных органов, Центробанка, Росфинмониторинга или «Госуслуг», – рассказывает Артём Дулгер. – Помните, что представители банков и специалисты надзорных органов никогда не звонят сами.
Главное правило – не сообщать персональные данные и сразу проверять информацию – например, посмотреть в интернете, действительно ли в организации есть сотрудник с такими именем и фамилией.
Кроме того, мошенники создают чувство срочности, чтобы вызвать у человека волнение и панику. Нередко могут прислать фальшивые ссылки со взломанных контактов знакомых, например, предлагают проголосовать за детей в конкурсах либо порекомендовать товар по акции.
Другой явный признак мошенничества – настойчивое контактирование с жертвой в течение долгого времени.
Простые, но эффективные правила безопасности от Артёма Дулгер
Если всё же попались на удочку
– Если мошенничество уже произошло, сразу позвоните в банк, запросите отмену перевода и незамедлительно обратитесь с заявлением в любое ближайшее отделение полиции, – советует Артём Дулгер. – Возбудить уголовное дело обязаны в течение суток с момента подачи заявления. Далее нужно собрать все переписки, выписки, контакты мошенников. Зафиксировать адреса банков, где оформляли кредиты, а также банкоматов, через которые переводили деньги. Нужно собрать максимум информации для того, чтобы были основания оспорить кредит. И, конечно, обратиться к юристу для сопровождения дела.
По словам Артёма Дулгер, оспаривание кредитного договора в судебном порядке – эффективная процедура.
– Сейчас очень много положительной судебной практики, связанной с онлайн-мошенничествами, особенно когда речь идёт о доступе мошенников к мобильному банку и когда перевод осуществляется, скажем так, их руками, – говорит Артём Дулгер. – Если суд встаёт на вашу сторону, кредитный договор признаётся незаключённым, информация в бюро кредитных историй улучшается.
Закон суров, но это закон
Помочь обезопасить граждан от телефонного мошенничества призваны Федеральный закон «О защите персональных данных», а также банковские регламенты Центробанка, которые постоянно обновляются. Центробанк, в частности, ввёл ряд правил для проверки нетипичных операций клиента.
– Если в мой онлайн-банк осуществляется доступ не из привычного Тольятти, а из другого региона, это первый признак подозрительной сделки, – поясняет Артём Дулгер.
Другие признаки подозрительных банковских операций – нетипичная для обычных расчётов сумма и отсутствие предыдущих контактов с получателем денег.
В совокупности все эти признаки дают банку понять, что операция подозрительная и её необходимо заблокировать в рамках закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём (115-ФЗ).
С 1 сентября 2025 года вступают в силу поправки в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)». Поправки устанавливают «период охлаждения» для оформления кредитов: в зависимости от суммы будет введена пауза между оформлением кредита и получением денег. Предполагается, что эта мера поможет потенциальным жертвам мошенников одуматься и прервать контакты с ними.