Старший научный сотрудник НИИ прогрессивных технологий ТГУ Михаил Линдеров: «Могу рисовать светом...»

«А я живу две жизни. И от каждой беру то, что мне по нутру» – поётся в популярной песне. И эти строчки точно отражают жизненную позицию Михаила Линдерова, старшего научного сотрудника Научно-исследовательского института прогрессивных технологий Тольяттинского государственного университета (НИИПТ ТГУ). Днём он учёный-экспериментатор, а в свободное время – фотограф. В своём интервью Михаил Линдеров рассказал о том, как научная деятельность позволяет развиваться творчески и чем фотодело может помочь в научной работе.

«Я люблю качество...»

– Михаил, сколько лет вы совмещаете хобби с наукой?

– Около десяти лет. Изначально я снимал только для себя, но постепенно по мере развития и наработки портфолио захотелось снимать всё более интересные сюжеты.

– Когда возникла любовь к фотоделу?

– Ещё моя мама с удовольствием занималась плёночной фотографией. Кроме того, в студенческие годы я был участником Клуба путешественников и исследователей «Рысь», который организовал в Тольяттинском госуниверситете Роман Калганов. Скорее всего, именно там окончательно сформировалась моя любовь к фотографии и путешествиям – они для меня были взаимосвязаны. Сначала я просто брал фотокамеру с собой в походы. Потом уже «фотография» стала искать места, куда стоит сходить.

– На своей страничке во «ВКонтакте» одну из фотографий рассвета на набережной Комсомольского района вы сопроводили четверостишием «Последние тёплые лучики солнца/ Над берегом нашим забрезжил рассвет / „Пришпорил“ я велик, поехал кататься/ Вокруг тишина, никого почти нет». Вы сами их написали?

– Да. Я ещё в школе начал писать стихи. А когда заинтересовался фотографией, решил совместить их с фото. Можно сказать, это такая личная цензура: сейчас посты в социальных сетях делать легко, поэтому я сам себе усложнил работу. Мои фотографии должны быть интересны, а сопровождать я их стараюсь авторскими стихотворениями или небольшими историями. Постов должно быть мало и только по делу.

– Какой жанр вам больше по душе: пейзажи, портреты?

– У меня нет любимого жанра. Сначала снимал много пейзажей, затем стал изучать портретную, студийную съёмку. Через какое-то время вновь вернулся к пейзажам, стараясь подняться на уровень выше в плане качества и поиска необычных локаций. А сейчас меня интересует предметная съёмка, потому что это актуально для работы.

– А научная деятельность помогает в фотосъёмке?

– Научная деятельность дисциплинирует. Если вы не будете ставить эксперимент правильно, вы не получите воспроизводимые результаты. Так же и в фотографии. Я люблю качество, мне не лень подняться рано или подкараулить какое-то интересное освещение, топать в снегопад на окраину Тольятти, первым проваливаться в сугроб и фотоаппарат не угробить... Вообще же, научная деятельность – это также не менее интересно и замечательно.

– А что вас вдохновляет в работе фотографа?

– Общение с творческими людьми, потому что этим я, можно так сказать, обогащаю и свой мир.

«Фотография – приятное дополнение»

– Есть ли фотографы, на которых вы ориентируетесь?

– Конечно. В мире огромное количество замечательных фотографов, на которых можно и нужно равняться. Достаточно посмотреть, кто выигрывает международные конкурсы. Мне, например, очень понравились работы Ильи Нодия. Это московский фотограф, который давно вышел на мировой уровень, снимая фотоистории. Они шикарные! Я был на его мастер-классах, человек он тоже интересный, открытый.

Бесконечно нравятся работы уважаемого Игоря Сахарова из Санкт-Петербурга. У него своя студия, где он проводит рекламные съёмки. Его работы можно увидеть на упаковках разных продуктов. А ещё он снимает многих отечественных поп-звёзд.

Есть огромное количество иностранных фотографов, которые создают фотошедевры. К примеру, Эрик Йохансон (Erik Johansson) – шикарный фотограф, который создаёт целые фотоистории со смыслом в одном кадре.

– Вы часто посещаете курсы по фотоделу?

– Стараюсь хотя бы раз или два в год вырываться, чтобы не терять квалификацию.

– Сколько времени в день вы уделяете фотографии?

– Если взять свободное время за 100 %, то, наверное, не больше 5 – 10 %.

– Хотели бы больше?

– Честно скажу – нет. Мне научно-исследовательская работа больше нравится. Фотография – это приятное дополнение.

– Как я понимаю, вы не пользуетесь автоматическим режимом съёмки?

– Я на камере давно поставил режим Manual, то есть сам ставлю выдержку, диафрагму – мне это нравится. Я могу рисовать светом, понимая, как работает объектив...

– На какие локации посоветовали бы обратить внимание местным фотографам?

– Я думаю, о них и так прекрасно все знают: село Ширяево, гора Стрельная. Самара великолепна, особенно преобразилась после проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Этот город можно открывать для себя заново каждый раз, когда приезжаешь.

«Фото должны рассказывать историю...»

– В соцсетях мне встретились фотографии со съёмок фильма «По грибы». Работа над ним велась летом прошлого года в Самарской области. Фотографии сопровождались вашими именем и фамилией...

– Это проект кинокомпании «AM FILMS». Интересный коллектив, с которым я познакомился пару лет назад. Очень уважаю ребят за то, что они занимаются кино в Тольятти. Это не Москва, не Питер, в Тольятти снимать кино тяжело. Но люди стараются, делают, и у них, самое главное, получается. Анастасия Максакова и Григорий Божедомов привлекли меня тем, что очень деликатно относились к оборудованию, слушали, что говорит фотограф, а главное, они не хотели получить быстрый результат. Для них важно было качество. Конкретно для фильма «По грибы» они уже являлись наставниками и помощниками для молодого режиссёра Андрея Гаянкова. Для меня это был второй фильм, в котором я принимал участие в качестве фотографа – делал бэкстэйдж съёмки. Первый, на котором мы и познакомились, – «Трудно быть ребёнком».

– Какой опыт вы получили, работая с командой фильма «По грибы»?

– Это шикарный опыт: работать с теми, кто занят кинопроизводством. Это интересно и невероятно увлекательно. Участие в таких проектах очень хорошо оттачивает командную работу, умение слушать и слышать друг друга. Также остались просто замечательные впечатления о красивых местах нашего города и его окрестностей.

– Самарской областью география ваших снимков не ограничивается. В каких странах и городах вы фотографировали?

– Самарская область – это основная площадка. Также снимал в таких замечательных городах, как Казань, Новосибирск, Санкт-Петербург и Москва – везде есть великолепные, шикарные места для съёмок.

За рубежом тоже снимал – во время поездок на научные конференции и в творческих командировках. Фотографировал в Германии, Австрии, Италии, Словении, Китае и в родной Беларуси, откуда мой отец родом.

– Вы когда-нибудь отправляли свои снимки на конкурсы или в журналы?

– Периодически отправлю свои работы на конкурсы. Это замечательный способ определить твой уровень мастерства. Да и поконкурировать с другими. На некоторых конкурсах даже удавалось попасть в десятку лучших, было приятно.

– На каком ресурсе можно увидеть ваши фотоработы?

– На сайте www.linderov.com, там я стараюсь выкладывать только фотографии без лишнего текста. Также много работ в моей группе «Фотоаппарат как машина времени» в соцсети «ВКонтакте» и в инстаграме @linderovml.

– Планируете организовать выставку своих фоторабот?

– Вообще с коллегами небольшие выставки мы уже организовывали. Показывали, как правило, работы из походов и путешествий – пейзажи. На одной из подобных выставок «Вдали от городов», которую я организовывал вместе со своим хорошим другом, тоже фотографом Михаилом Крюковым, нужно было не только представить снимки, но и рассказать истории, связанные с ними, так как на открытие приходили дети. Именно такого плана выставки меня бы привлекали, но их организовать очень трудно, поэтому пока это тема для будущих проектов.

Материал впервые опубликован в газете «Тольяттинский университет» № 9 (827) от 31.03.2021 г.

Просмотров: 241
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей