Телефоны, часы, пульты от телевизора, пылесосы, автомобили... Одним словом, всё, что у нас есть, трудно представить без элементов питания. А что делать с ними после того, как они заканчивают свой срок службы? Этот вопрос и собственный опыт натолкнули магистранта программы «Журналистика данных» Тольяттинского государственного университета Михаила Гончаренко на изучение и раскрытие темы батареек и аккумуляторов, а главное – их правильной утилизации.
Личный опыт
О том, что использованные батарейки ни в коем случае нельзя выбрасывать, я знаю давно. У меня дома на полке стоит обычная пластиковая бутылка, в которую я складываю использованные батарейки. Как только она наполняется, я иду с ней в ближайший пункт приёма отработанных батареек.
Иначе дело обстоит с аккумуляторными батареями. Мой пауэрбанк служил мне верой и правдой, но однажды после зарядки я заметил, что его корпус деформировался. Означать это могло лишь одно – пришло время заменить его на новый. О проблеме вздувающихся аккумуляторов я слышал не раз, но лично с этим никогда не сталкивался, поэтому первым делом я обратился за информацией в интернет.
Но прежде чем я продолжу свой рассказ, давайте разберёмся, какие вообще батарейки и аккумуляторы бывают и чем они друг от друга отличаются.
Размер и форма не главное, главное – необходимость утилизации
Основное сходство – в формах и размерах. Существует множество элементов питания – от наиболее распространённых и всем нам знакомых до самых необычных, которые сложно найти не только на прилавках магазинов, но и в интернете.
Опасные отходы
Каждый раз при открытии моей пластиковой бутылки с использованными батарейками я ощущаю исходящий из ней едкий запах химикатов.
Ответственный подход
Вернёмся к моей истории со вздутым пауэрбанком. Поиск решения проблемы в интернете оказался малорезультативным. В основном выдавались материалы, информирующие об опасности и необходимости корректной утилизации без какой-либо конкретики, где такие элементы питания принимают на утилизацию. Тем не менее, изучив найденную информацию, я смог составить для себя некий план действий.
Пункты сбора
Батарейки и аккумуляторы имеют ограниченный ресурс, но при неправильной утилизации наносят огромный ущерб окружающей среде. Акции по сбору отработавших свой ресурс элементов питания проходят регулярно. Организации-участники размещают у себя ёмкости для сбора использованных батареек. Увидеть актуальную карту пунктов сбора можно на одном из следующих сервисов: recyclemap, полезныйгород.рф, сборбатареек.рф.
Ралина Демидова, учитель школы № 10 (Тольятти), организатор сбора элементов питания в своём жилом доме:
– Я работаю учителем в школе. Ежеквартально активисты и волонтёры-школьники устраивают акции по сбору крышечек и батареек. Ранее всегда мы собирали дома использованные батарейки и отвозили в приёмник в Тольяттинской филармонии. Больше особо нигде не видела ёмкостей для приёма, к сожалению.
У меня двое детей и, конечно, мы в семье всегда обращаем внимание на мусор вокруг, обсуждаем эту проблему, говорим о вреде выброшенных в мусорку батарейках и собираем их дома. Однажды возникла мысль поставить бутылки в подъезде и подписать их. Для этого я привлекла своих детей, они приготовили таблички и приклеили их на бутылки. Ёмкости постоянно пополняются, соответственно, соседи поддержали эту идею и складывают использованные батарейки и крышечки в бутылки. Наши друзья из соседнего подъезда тоже поставили ёмкость для сбора батареек, и у них очень активно идёт сбор. Собранные батарейки мы отнесём в школу, когда будет сбор школьный, а из школы их заберёт спецавтотранспорт на переработку.
К сожалению, я не знаю, что происходит после, хотя и была с детьми на экскурсии на предприятии по переработке мусора. Но одна мысль, что эти ядовитые батарейки не разлагаются на свалках и не проникают в почву, уже греет душу. Кроме этого, мы всегда собираем макулатуру, и школа делает это регулярно, поэтому есть мысль поставить коробку для макулатуры в нашем доме...
Технология переработки
Собранные в пунктах приёма отработанные батарейки и аккумуляторы отправляются на один из перерабатывающих заводов. В России такой переработкой занимаются несколько компаний: «Национальная Экологическая Компания» в Ярославле, «Мегаполисресурс» в Челябинске и «Меркурий» в Санкт-Петербурге.
Елена Тезек, представитель ООО «Национальная Экологическая Компания»:
– Вздувшийся аккумулятор нужно обязательно изолировать от нагревательных приборов и других аккумуляторов. Иначе он может загореться при контакте с другим аккумулятором. В идеале стоит поместить его в контейнер с песком, не нагревать, не давать контактировать с другими элементами питания.
Наша технология утилизации аккумуляторов такая же, как и любых литиевых аккумуляторов. Мы дробим их, используя подачу углекислого газа. Что касается передачи на утилизацию вышедших из строя аккумуляторов, то в сервисных центрах по ремонту соответствующей техники должны быть специальные условия для них.
Не всё так однозначно
Когда мы делаем осознанный выбор в пользу многоразовых элементов питания – аккумуляторов, – мы вносим ощутимый вклад в сохранение окружающей среды. Сегодня много говорят об экологичности электротранспорта, но звучат также мнения, что с переработкой аккумуляторов для электрических авто возникает немало сложностей.
– Серьёзных проблем с переработкой батареек и аккумуляторов я не вижу, для этого уже построены и работают специализированные заводы, – рассказывает Денис Волков, депутат Самарской Губернской Думы, заведующий базовой кафедрой «Утилизация и рециклинг отходов» института химии и энергетики Тольяттинского государственного университета. – Свинцовые аккумуляторы от автомобилей пользуются спросом, за сданный отработанный аккумулятор можно выручить часть суммы на покупку нового. Переработчики готовы платить за отход, потому что там есть свинец – металл, легко вовлекаемый во вторичный оборот. К сожалению, многие небольшие компании в погоне за выгодой могут не соблюдать технологические процессы при переработке, к примеру, сливая электролит из аккумуляторов в ближайшую канализацию или выплавляя металл из аккумулятора в сборе, вместе с пластиком, без очистки выбросов. Этот вид деятельности лицензированный, мне знакомо достаточное количество крупных компаний, которые активно развиваются в данном направлении.
Отмечу, что, помимо автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, активно развивается индустрия электромобилей и транспорта на газомоторном топливе. Важно оценить перспективные последствия от использования аккумуляторов для электромобилей (ведь вес одной такой батареи достигает 300–400 кг) и задуматься о следующей проблеме: эквивалентна ли польза для атмосферного воздуха при использовании электромобиля ущербу для почвы и природы в целом от выброшенного беспечным потребителем аккумулятора или стоимости его переработки с периодичностью раз в пять лет с учётом добычи редких металлов для его изготовления?
Почему так важно утилизировать отработанные элементы питания, мы узнали. Возможности их утилизации у нас есть, технологию мы тоже теперь знаем. Поэтому представляем краткое руководство по безопасному использованию батареек и аккумуляторов.
Завершая погружение в тему правильной утилизации элементов питания, я серьёзно задался вопросом, чем ещё я могу помочь в сохранении окружающей среды и экологии? А как у вас обстоит дело с экологическими привычками?
Иллюстрации для материала подготовлены автором текста