В мире своего будущего

Детский сад, школа, вуз, работа. Именно так выглядит общепринятый набор для среднестатистического человека. А если ты уже с детства не вписываешься в стандарт? Если по ночам ты пишешь стихи или грезишь о театральной сцене? Да мало чего и куда влечёт молодую душу. И вот для таких увлечённых есть целая система дополнительного образования. Как она работает, мы поняли, познакомившись с тольяттинским Гуманитарным центром интеллектуального развития.


– Я с детства хотела стать писательницей, даже сохранились старые блокнотики со сказками. Классе в седьмом как-то повзрослела, сказки сменились на реальную жизнь. А я осознала, что хочу стать журналистом. Тогда и попросила маму найти кружок, где этому научат, – рассказывает Рената Хусаинова.


Рената – одна из тех ребят, кто занимается в Гуманитарном центре интеллектуального развития довольно долго – уже четвёртый год. Это её дополнительное образование. Дополнительное к детскому саду, школе…

О том, что сегодня представляет собой дополнительное образование для школьников, рассказывает директор Гуманитарного центра интеллектуального развития Анастасия Хаирова.

Центр гуманитарного развития работает по всему городу на базе 26 образовательных учреждений, в которых в общей сложности учится 4975 детей. Для дошкольников и ребят школьного возраста разработано 57 различных образовательных программ. Причём, все они реализуются совершенно бесплатно. Из длинного списка мы выбрали две и решили поближе познакомиться со Школой юного журналиста «Лёгкое перо» и Студией детского кино и телевидения «Зеркало».



Обычный урок преподавателя Школы юного журналиста Светланы Дедовой начинается с планёрки: надо обсудить с ребятами темы для следующего номера учебной газеты «В центре», а потом поправить уже написанные материалы.

– Не бывает такого, чтобы принесли мне материал, и я сказала бы сразу: «Вау! Как всё хорошо, как замечательно!». Всё приходится править по десять раз. А дети этого не любят, – рассказывает Светлана Григорьевна.

По кабинету наматывает круги юный журналист, нервно прихлёбывая горячий кофе. В это время Светлана Григорьевна со скоростью света набивает что-то на клавиатуре, редактируя текст бедняги. Другие же, получив свою порцию критики, уже полчаса как сидят в компьютерном зале и исправляют ошибки. Отрешившись от мира, они прилипли к мониторам: печатают, стирают, снова печатают. Некоторые не удаляют старый ненужный абзац до того, как не напишут весь текст: а вдруг пригодится или что-то забудется. На столе перед каждым – блокнот с записями, вот лежит покусанный с верхушки карандаш, диктофон и почерканный листочек с рекомендацией Светланы Григорьевны. Кто-то нашептывает себе под нос свой текст, кому-то проще создавать шедевр в тишине, а некоторые уже поймали волну и получают кайф от того, что пальцы сами бегают по клавиатуре, словно спортсмены в начале дистанции. У каждого свои причуды. А всё вместе это – творческая обстановка.

– Мне очень нравится, когда мы поднимаемся в компьютерный зал и печатаем свои материалы, потому что дома все тебя отвлекают: то маленький брат, то мама. А здесь – спокойно, хорошо, – говорит Елизавета Батаева.

А потом случаются призовые места в городских конкурсах «Тольятти – город молодых», «Юный журналист года», «Мастер слова», «Покровские чтения» и многих, многих других. Ребята делают первые шаги и в науку, участвуя в городском научном конгрессе школьников «Шаг в будущее».

– Сейчас мало в школах отправляют детей на конкурсы и олимпиады, – говорит ученик 9 класса Виктор Савин. – А в Школе юного журналиста я попробовал себя в разных состязаниях, за что большое спасибо Светлане Григорьевне.


И, конечно, прежде чем подготовить к печати какой-нибудь материал, молодые авторы проходят все круги ада журналистики как таковой. Они становятся участниками городских событий, бегают и собирают факты, мнения, берут интервью, а потом пишут свои репортажи и заметки. Вся эта жизнь очень похожа на трудовые будни журналиста. И как считает выпускник ШЮЖ 2015 года Максим Пасечный:

– Обучаясь здесь, ты взрослеешь и выходишь отсюда человеком, который сделал свой первый шаг в профессию на бесконечно длинном, трудном и захватывающем журналистском пути.


Студия детского кино и телевидения «Зеркало» живёт неподалёку от Школы юного журналиста, в соседнем кабинете. Поэтому, когда к преподавателям приезжают их выпускники, школы чаще всего объединяются, чтобы получить мастер-класс уже более опытных журналистов.

В этой студии рождаются будущие артисты, тележурналисты, режиссёры и телеоператоры. Кабинет оформлен как съёмочный павильон: камеры, световое оборудование, помещение с монтажными компьютерами. Преподаватели Ольга Савина и Марина Гриценко помогают ребятам пройти весь процесс создания кино: от идеи до её воплощения. Они создают настоящие съёмочные группы из четырёх-пяти человек. Например, если в одном сюжете ты был актёром, то в другой киноработе будешь выполнять обязанности оператора или режиссёра. Будешь подбирать костюмы для актёров, проводить репетиции, снимать или сниматься, кадрировать, монтировать.

 И когда фильм готов, ребята решаются позвать на просмотр самых благодарных зрителей – своих родителей и друзей. Обычно это происходит в день студийца.

– Некоторые родители не знают, чем занимаются их дети. Они знают, что ребёнок куда-то ходит, но что конкретно он там делает, не имеют понятия. А когда они приходят к нам в гости, то видят, что их ребёнок снялся в каком-либо фильме или принял участие в фестивале. Мамы и папы понимают, что их дети талантливы, у них просыпается гордость за своего ребёнка. И все лица светятся счастьем, – рассказывает Ольга Савина.

Свои киноработы студийцы представляют не только в кругу близких людей, но и на ежегодном городском фестивале экранных искусств «Зазеркалье». На минуточку представьте, как всё это происходит: вспышки фотокамер, красная дорожка, известные медийные личности и их мастер-классы, игры, улыбки и море эмоций. Ко всему прочему добавим новые знакомства и бесценный опыт. Да что говорить? Лучше самим это увидеть.

Это лишь один фестиваль из длинного списка тех мероприятий, в которых ребята принимают участие. Они, как и юные журналисты, присылают свои работы и на ежегодный конкурс «Тольятти – город молодых», организуемый Тольяттинским государственным университетом совместно с одной из тольяттинских организацией Союза журналистов РФ. И побеждают!


Результат таких занятий, конечно, измеряется не только грамотами и призами, полученными на конкурсах. Гораздо важнее, что ребята замечают изменения, которые происходят с ними за годы обучения.

– В 9 классе меня выбрали главным редактором газеты «В Центре», чему я, мягко говоря, была удивлена. Также на меня навалилось бремя верстальщика газеты, неожиданно оказавшееся интересным и захватывающим. И я осознаю, насколько всё это изменило меня. Я стала более открытой, мне легче выражать свои мысли на бумаге, больше работаю над собой, – признаётся Рената Хусаинова.

Далеко не все слушатели Школы юного журналиста рассматривают занятия здесь как свой профессиональный старт. Среди таких ребят ученик 9 класса Виктор Савин.

Результаты у ребят, конечно, разные. Но они есть и обязательно будут ещё. Ведь как говорит выпускник ГЦИР Дмитрий Щипанов:

– Не все выпускники идут работать журналистами. Но маргиналами, как показывает практика, не стал никто. Светлана Григорьевна процесс роста очень искусно запускает и модерирует, никому ничего не навязывая и лишь показывая, куда можно расти.

Достичь поставленных целей ребятам помогают их педагоги. Кропотливая, сложная работа преподавателей продиктована одной конечной целью – научить. Каждый научит своему. Руководитель Школы юного журналиста Светлана Дедова, например, учит детей читать и писать тексты, а ещё...

А руководитель студии кино «Зеркало» Ольга Савина ставит перед собой другие задачи:

 

Однако современные экономические реалии порой ставят педагогов в жёсткие рамки.

– Ситуация с городским бюджетом сейчас очень сложная, – рассказывает директор Анастасия Хаирова. – В связи с тем, что российский бюджет сокращается, учебные программы тоже урезают. Наши, к сожалению, не исключение. Жертвовать приходится и учебной программой, и заработной платой преподавателей. Но даже в этой трудной ситуации мы стараемся сохранить наши позиции и не снижать качества обучения. Радует, что педагоги увольняться не собираются. Мы договорились, что работать будем, и сложные времена будем переживать вместе. Дело хорошее и востребованное, поэтому, конечно, мы его не бросим. 

Дело, действительно, хорошее. Ведь до сих пор выпускники ГЦИР помнят, где однажды им дали билет в интересную жизнь. С разных уголков страны приезжают сюда уже довольно опытные журналисты, вспоминая о тех временах, когда сами учились здесь. И уже самостоятельно проводят для нынешнего поколения мастер-классы. Они садятся за учительский стол и так же, как и их преподаватели, ведут диалог с юными журналистами, которые легко идут на контакт и с удовольствием слушают рассказы о том, как живётся после ГЦИР:

 – Мне очень нравятся мастер-классы, которые у нас проходят. Их проводят выпускники и обязательно рассказывают что-то интересное: где бывают, о чём пишут. Последняя встреча мне запомнилась больше всего, когда к нам приходили Дмитрий Лобанов и Артём Щенников. Они очень весёлые ребята, – рассказывает слушатель школы юного журналиста Софья Мисюряева.

Выпускники ГЦИР помнят время, которое здесь провели как время побед, взлётов и падений, как время, которое они провели с пользой:

– Благодаря «Лёгкому перу» я научилась находить пользу для себя как в лестных отзывах о своих работах, так в негативных высказываниях. Без этих двух факторов нет развития. Мы учились нестандартно мыслить, банально мыслить, правильно и неправильно, побеждать и быть побеждёнными, – говорит Алина Короткова, которой довелось уже поработать на первом федеральном канале телевидения. Оттуда, из Москвы, и через много лет ей многое виднее и понятнее, чем было когда-то. Лицом к лицу лица не увидать – большое видится на расстоянии. И вот что видят выпускники  Школы юного журналиста из разных городов и весей нашей и не только нашей страны:

Собственно, я тоже оттуда, из «Лёгкого пера». Тоже наматывала круги, пока правили мой материал, участвовала в конкурсах, побеждала и была побеждённой. Сейчас я  студентка четвёртого курса кафедры журналистики Тольяттинского госуниверситета, пишу материал про своё дополнительное образование. И это значит, что и у меня есть шанс стать тем человеком, чьи мысли всегда находятся на кончике пера...

Фото и видео из архива ГЦИР

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей