Трудности, испытания, общественное мнение – ничто по сравнению с непреодолимым желанием добиться цели. На третьем курсе она решила следовать зову сердца, и это привело её к судьбоносным встречам, ярким событиям и даже к исполнению заветной мечты. Выпускница Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Кристина Щенникова рассказала корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Ангелине Крыгиной о пути в педагогику и искренней любви к своему делу.
Кристина Щенникова. Фото из личного архива
«В один миг изменила историю своей жизни»
– В 2017 году я поступила в институт права ТГУ. Но с самого начала всё-таки чувствовала, что юридическое направление – это не моё. В большей степени это было желание родителей. В конце второго семестра обучения я пошла на курсы вожатых. Отработав там всё лето, поняла, что нашла и место постоянной работы, и место практики, и место жизни.
На третьем курсе приняла решение о переводе на педагогическое направление. Несмотря на то, что за спиной было два года обучения на юриста, я в один миг решила изменить историю своей жизни. На самом деле, вожатство очень сильно помогло мне выбрать себя, а педагогическое образование добавило профессионализма в мою деятельность. Я имела большую практику работы с детьми, на парах могла задать какую-либо ситуацию как кейс-задачу и, скажем так, проконсультироваться о том, как правильно сделать, как лучше поступить. Это очень здорово!
«Четвёртый курс – один из моих любимых»
– Мне очень сильно помогла практика работы в лагере, потому что все ситуации, которые происходят в педагогике, – они цикличны. Лагерь помог научиться правильно играть с детьми, преподносить игру так, чтобы им было интересно. Потому что игра – это один из мощнейших рычагов управления. С помощью игровой деятельности можно столько всего узнать о ребёнке и замотивировать его на дальнейшую деятельность!
Когда я училась в ТГУ, у нас тоже была практика. Это было очень интересно. Четвёртый курс – один из моих любимых. Мы тогда на практике пробовали различные технологии работы. Например, проводили мастер-классы для своих одногруппников, представляя, что это наша детская аудитория. Потом в лагере уже было проще организовывать такие мастер-классы для детворы.
«Наставничество до сих пор продолжается»
– Трудности всегда были, есть и будут. Хотя я и говорила, что какие-то моменты бывают цикличны, потому что педагогика вот уже много лет изучает все особенности детей, но всё всегда индивидуально. Нет абсолютно похожих друг на друга ситуаций, бывают моменты, когда нужно реагировать здесь и сейчас. В такие дни ты не вспомнишь о том, что сделал бы какой-то великий педагог. Ты конкретно сейчас, здесь, решаешь, как тебе поступить.
Мне особенно запомнилась работа с детьми, оказавшимися в тяжёлой жизненной ситуации. Я неоднократно общалась с ребятами из детского дома, и поначалу, честно сказать, было страшно. Потому что не понимала, как к ним подойти, что им сказать. Да и они первое время относятся к тебе с осторожностью, не подпускают к себе. То есть нужно найти ключик к их доверию. Я счастлива, что у меня это всё-таки получилось. Могу сказать, что ребята из детского дома – один из самых лучших отрядов, который у меня был. У кого-то из ребят нет родителей, у кого-то они лишены родительских прав, однако, я восхищаюсь тем, насколько они все чисты, верят в лучшее, в то, что у них всё будет хорошо. И в какой-то момент ты думаешь: «Господи, почему я ныла? Почему я говорила, что у меня что-то не получится?» Эти ребята, растущие без поддержки родителей, верят, любят и совершают добро. Это правда потрясающе. Порадовало, что несколько подростков из этого отряда пошли на вожатские курсы, чтобы стать, по их словам, такой же, как я. И в этот момент я понимаю, что все мои старания были не зря.
Честно говоря, я восхищаюсь лагерной системой в том плане, что 21 день прошёл, смена закончилась, но связь, которая появилась с детьми, жива до сих пор. Очень многие мои дети уже выросли, им за 20 лет, они учатся в вузах, у многих появились дети, семьи. И мы всё равно видимся, общаемся. Они просят совета, интересуются моими делами. Я всегда говорила и говорю своим воспитанникам, чтобы они обращались за помощью, советом ко мне в любое время. И я рада, что они не боятся этого делать. Они пишут мне, чтобы выговориться, приехать, поддержать, побыть рядом. Это так здорово, наставничество до сих пор продолжается.
Фото из личного архива
«Пожалуйста, не теряйте времени!»
– Внеучебка – лучшее, что произошло со мной в университете. С первого курса мне было интересно абсолютно всё. За время обучения в ТГУ я смогла побыть студентом двух институтов: института права и гуманитарно-педагогического института. Была в студсовете и одного, и другого, и работа в этих командах дала огромнейший опыт и невероятную энергетику. Плюс уверенность в себе, уверенность в том, что всё под силу, что ты абсолютно всё можешь. Организовать мероприятия университетского, городского, областного уровня? Без проблем! И я не могу не сказать о том, как студенты, которые только недавно были школьниками, в вузе становятся профессионалами, которые могут делать невероятно крутые мероприятия. Это просто восторг! Академия первокурсника, весенний бал, Студвесна, туристический слёт – каждое событие особенное и вообще не похожее ни на какое другое. Сейчас я вспоминаю их с невероятными эмоциями, с ностальгией, с теплотой. Честно говоря, если бы была возможность вернуться, я бы вернулась именно во внеучебку, потому что вновь пережить эти эмоции – невероятно.
Благодаря внеучебке я исполнила несколько своих желаний. Например, впервые полетала на самолёте, впервые побывала на море. Это какой-то переворот внутри. Когда ты об этом, на самом деле, даже мечтать не мог, а ТГУ тебе это подарил. Конечно же, когда ты целый год вкладываешь себя в какое-то дело, даришь себя каждому мероприятию, готовишься в поте лица, университет тебя благодарит. И в конце года у студентов есть возможность поехать в разные города России в невероятно крутой компании активистов и за счёт университета.
Абсолютно каждому студенту, каждому абитуриенту ТГУ я говорю: «Пожалуйста, не теряйте времени». Вкладывайтесь и в учебную, и во внеучебную жизнь вуза. Скажу честно: если бы я только училась, мне кажется, я бы пожалела. И студенческая жизнь для меня не была бы настолько яркой, настолько запоминающейся, потому что именно внеучебка подарила мне знакомство с невероятными людьми, волшебные эмоции и колоссальный опыт в организации мероприятий, во взаимодействии с людьми. «Family ТГУ» всегда в сердце!
«Я шла напролом»
– «Артек» был моей мечтой с детства. Помню, в 11 лет по телевизору увидела рекламу о том, что «Артек» приглашает активных ребят к себе. Нужно было участвовать в различных конкурсах, и самых талантливых, самых умных и самых спортивных пригласят туда бесплатно. Мне казалось это несбыточной мечтой, потому что я как раз-таки не самая-самая. С самооценкой у меня были сильные проблемы, и, к сожалению, не получилось попасть в «Артек» ребёнком. И всё-таки свою мечту я исполнила: поехала туда вожатой. После выпуска из ТГУ поставила себе цель попасть в «Артек». Когда видишь цель, не видишь преград. Я шла напролом, без шуток. Написала специалисту, который занимается подбором кадров, долго ждала ответ, уже хотела опустить руки. И тут сказала себе: «Нет, ты поедешь в „Артек“»! Поверила в себя, в свою мечту ещё больше – и поехала! «Артек» – это действительно остров детства, волшебства. Там сбываются мечты!
Фото из личного архива
«Нужно просто брать себя в руки, идти и делать»
– «Артек» помог мне ещё больше развить коммуникативные способности, потому что там мне довелось общаться с людьми со всего мира. У меня были дети из разных стран, городов. У каждой нации свой менталитет, свои правила, обычаи. Меня восхищали артековцы. В свои 15-16 лет ребята уже зарабатывают, инвестируют в себя. Получают какие-то гранты, участвуют в больших проектах, в том числе в одном из самых масштабных проектов нашей страны – «Большая перемена». И они все нацелены на то, чтобы стать лучшими, первыми. Они замотивировали меня в том плане, что никогда и ничего не бывает поздно. Нужно просто брать себя в руки, идти и делать.
Выжить в бешеном темпе жизни «Артека» мне помогла моя выдержка. Вот, к примеру, один день из жизни артековца. Посвящение, которое проходит на горе Аю-Даг, на самой вершине. В пять утра мы с детьми выдвигаемся в поход, поднимаемся, происходит посвящение, мы возвращаемся обратно, идём на завтрак. После этого отправляемся на море, дети купаются, вожатые следят, чтоб всё было хорошо. После пляжа идём на обед, потом тихий час. А далее три экскурсии подряд. После этого ещё вечернее мероприятие, а завтра тебя ждёт невероятное путешествие в Севастополь. И в этот момент понимаешь, насколько ты можешь быть продуктивным. Мне кажется, иногда я могу целый день пролежать в кровати, а в «Артеке» за один день я успела на гору сходить, в море искупаться, на мероприятии выступить и экскурсии посетить.
«Мотивация у каждого своя. Я стараюсь находить её в детях»
– Совмещать несколько дел мне помог ТГУ. Когда была студенткой, я училась очно, но у меня как-то получалось быть и в студсовете, и в профкоме, и работать в трёх местах. Я успевала абсолютно везде и при этом училась хорошо.
Вся эта активность и понимание того, что я могу в принципе всё, помогает мне и сейчас. С сентября 2023 года я уже не просто вожатая пансионата «Радуга» – я начальник лагеря и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. На этой должности нужно очень быстро схватывать суть и просто быть всем и везде одновременно. Поэтому главное – правильно распределить своё время. Также очень важна мотивация. Она у каждого своя, разная. Я стараюсь находить её в детях. Несмотря на то, что я уже напрямую с ними не контактирую, мне всё равно помогает то, что я вижу их. Моя деятельность отражается в детских улыбках, и я понимаю, что всё не зря.