Олег Синичкин – целевой аспирант, преподаватель передовой инженерной школы «Гибридные и комбинированные технологии», кафедры «Промышленная электроника» института машиностроения Тольяттинского госуниверситета. Он считает, что искусственный интеллект (ИИ) открывает новые возможности для системы образования. Например, с помощью ИИ можно изучать интересы старшеклассников и предлагать им наиболее подходящие профессии. Кроме того, ИИ может помочь преподавателям адаптировать подачу учебного материала, чтобы повысить вовлечённость студентов.
Олег Синичкин. Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ
ИИ всемогущий?
– Чем вас привлекла тема ИИ?
– Искусственный интеллект везде. Все знают, что нейросетями обрабатывается большое количество данных, что существует ChatGPT, различные нейросети, которые могут написать текст, сделать картинки, видео «склепать». Но как изнутри это работает, мало кто знает. Собственно, этим я и занимаюсь.
Кафедра «Промышленная электроника» института машиностроения ТГУ является для меня родной. Здесь я с отличием закончил бакалавриат, потом магистратуру. Теперь учусь в аспирантуре, занимаюсь подготовкой диссертации. Научный руководитель – Александр Александрович Шевцов (заведующий кафедрой «Промышленная электроника» ТГУ. – Прим. ред.). На кафедре мы с коллегами занимаемся разработкой микроэлектроники, параллельно ведём свои собственные исследования по более узким темам. Например, моя диссертация связана с разработкой методов обнаружения и детектирования определённых объектов на видео, их обработкой.
– Как пришла идея заняться именно этой темой?
– Я уже девять лет преподаю физику и математику. С первого курса начал подрабатывать репетитором, готовил старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ. Потом стал работать преподавателем в образовательном центре. Теперь у меня своя онлайн-школа. За это время мне удалось посотрудничать с несколькими вузами по части образовательного контента. Я записывал курсы для МТИ, Синергии, Skillbox. И мне стало интересно, как можно заинтересовать конкретного ученика? У разработчиков онлайн-курсов есть определённые метрики вовлечённости слушателя. Обычно этот показатель не очень высокий, о чём не принято широко распространяться. Но его можно повысить.
– Вы знаете, как это сделать?
– Есть два основных подхода: геймификация процесса и гарантия результата через привлечение кураторов или условий, что если человек доучится, то он, например, будет трудоустроен. Моя задача заключалась в отслеживании момента, когда в процессе курса интерес ученика снижается или, наоборот, повышается. Ведь есть примеры видео, где ученики сидят и решают математику, буквально три секунды, и взгляд уходит в сторону. А если они же играют в компьютерные игры, например, в «танчики», то демонстрируют высокий уровень концентрации на протяжении двух часов. Мне хотелось, чтобы нейросеть могла отличить заинтересованного человека от незаинтересованного и понять, в какой момент интерес теряется. Ведь ученик же почему-то записался на этот курс, он его зачем-то проходит. Соответственно, ему, по идее, нужно дойти до конца. Но тут ему вдруг что-то не нравится. Почему? На этот вопрос я хочу получить ответ в своей диссертации.
– Как идёт подготовка? На каком вы сейчас этапе?
– Я работаю над диссертацией уже год. Закупил оборудование, провёл тестирование на учениках, которые согласились участвовать в исследовании, сейчас собираю данные для дальнейшего анализа. Изучил опыт коллег и добавил свои идеи. Подготовил доклад по промежуточным результатам исследований и выступил с ним на конференции в Иркутске осенью этого года. Я рассказал о методах математического моделирования и о том, как собираюсь их использовать в своей работе. Также написал несколько статей для РИНЦ, они сейчас готовятся к публикации. И уже готовы полторы главы диссертации.
ИИ поможет принять верное решение
– Какова конечная цель исследования?
– Я хотел бы выиграть грант на разработку рекомендательных систем. У меня за плечами есть такой опыт. Я в 2020 году выиграл грант Фонда содействия инновациям «УМНИК» с проектом «Разработка универсального комплекса для построения беспроводных сетей Zigbee». Теперь у меня в планах разработка системы поддержки принятия решений. Она будет отслеживать прогресс заинтересованности человека в ходе онлайн-курса и давать рекомендательные советы создателю курса о том, что и где надо поменять для повышения вовлечённости слушателей.
– Наверное, на уровень вовлечённости будет влиять сразу несколько факторов?
– Да, собирать эту информацию и анализировать её будет ИИ. И тут важно, ведётся ли курс онлайн в формате общения педагога с учеником или это просто лекция в записи без возможности задать вопрос спикеру; групповой формат занятий или индивидуальный; сколько человек в группе и пр. Весь этот массив данных должны будут проанализировать модели машинного обучения. Но для этого мне нужны большие статистические данные, которые я пока собираю на своих учениках. Сейчас нахожусь на стадии накопления информации для дальнейшего анализа. И нужно придумать дополнительный механизм, как будет проводиться этот анализ, как будут выдаваться рекомендации. Разработка рекомендательной системы в мою диссертацию не входит, но эта тема важна лично для меня.
И физик, и педагог
– Ваше исследование проводится на стыке точных технических наук и педагогики. Вы и с этой наукой знакомы?
– По педагогике я проходил соответствующие курсы повышения квалификации. Но так как теперь у меня есть своя собственная онлайн-школа, то там я получаю профессиональную поддержку методистов, психологов, профориентологов. Я недавно общался со специалистами, которые проводят тесты на полиграфе для детей в целях профориентации. Это интересный формат: два часа дети общаются с психологом, всё это фиксирует полиграф, и выдаётся результат, к какой профессии в большей степени проявляется склонность у школьника. Достоверность оценивается в 95 %. Такой опыт стоит взять на вооружение.
– Думаете, будущее за онлайн-образованием?
– Я так вопрос не ставлю. Да, у меня есть онлайн-школа, я сам преподаю на платформе «Росдистант» в ТГУ, где у меня много учеников. Сейчас практически нет бесплатного онлайн-образования. То есть за желанием человека учиться онлайн стоит взвешенное осознанное решение, за этот образовательный курс он готов платить. На Росдистанте у меня учатся студенты, которые достаточно хорошо замотивированы. Это в основном работники конкретной сферы, которые пришли повышать квалификацию. Там доходимость до конца курса составляет порядка 90 %. С вовлечённостью полный порядок.
– Но вы же, например, учились в ТГУ до эпохи онлайн-образования. Как оцениваете полученные знания?
– Я считаю, что в ТГУ хороший уровень образования. По моей специальности «Промышленная электроника» в силу ряда факторов чисто в формате онлайн, наверное, сложно было бы учиться. А ещё ведь многое зависит не от вуза, а от самого ученика. Преподаватели у нас были замечательные. Мы с одногруппниками занимались научной деятельностью, получали гранты, стипендии, премии. Я на третьем курсе получил именную стипендию «Тяжмаша» и ездил туда на производство, проходил практику. Это меня очень замотивировало и вовлекло, стало тем моментом, когда я понял, что могу больше, могу и хочу двигаться дальше. Но были, конечно, и те, кто вуз окончил, но, видимо, был меньше замотивирован. Сейчас они работают не по специальности, даже не инженерами.
Человеку нужен человек
– То есть живое общение с преподавателем всё-таки ученику важно?
– Я убеждён, что человек – существо биосоциальное и ему необходимо живое общение. Оно повышает мотивацию. У каждого человека, кто учился в школе, есть история про какого-то особенного учителя, который свой предмет, допустим труд, так вёл, что ты на всю жизнь запомнил то, чему он тебя учил.
– А как вы относитесь к своим ученикам? Отслеживаете их успехи, судьбу?
– К нам в онлайн-школу приходят в большинстве своём довольно замотивированные ребята с конкретными целями – сдать на определённый балл ОГЭ, ЕГЭ, поступить в конкретный вуз. Наши выпускники, а их уже сотни, стали студентами МАИ, МАДИ, МЭИ, МГТУ имени Баумана, Ульяновского лётного училища и пр. Да, мы, конечно, смотрим, как потом ребята сдали экзамены. У меня был один ученик, которого я сначала готовил к ЕГЭ, потом я стал его педагогом в ТГУ, потом он стал работать у меня в онлайн-школе, а теперь я пересекаюсь с ним на инженерных форумах как с коллегой.
– Каким вы видите своё будущее? Что будете делать после защиты диссертации?
– Я вижу много студентов, которые приходят учиться на ту или иную специальность просто потому, что родители сказали идти туда, или за компанию с друзьями. Я и сам был таким. Глобально я бы хотел изменить эту ситуацию. Хотел бы создать службу поддержки для молодых людей, которые не знают, какую профессию им выбрать. Хочу наладить стабильные курсы предпрофильной подготовки с предприятиями, с образовательными учреждениями, с колледжами, вузами, со школами. Мне хотелось бы, чтобы моя компания шла вперёд и продвигала цифровые продукты по оптимизации и повышению эффективности учебного времени учеников. Чтобы все обучающиеся по выходу из моей компании или любой другой образовательной организации знали, что же им нравится, что близко. Одно дело, когда человек чисто интуитивно думает, вроде бы ему что-то такое, наверное, интересно... А когда ему программа выдаёт результат сложного многофакторного анализа, это уже другое дело. И это помогает сделать такой важный шаг в жизни – выбрать дело, с которым ты можешь и хочешь связать своё будущее.
Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 28 (948) от 27.11.2024 г.