Владелица салонов оптики Гюнель Агасиева: «Предприниматель должен не продавать, а помогать покупать»

Тольяттинская молодёжь считает, что в городе негде работать, а создать свой бизнес здесь и вовсе нереально. По данным опроса, проведённого по инициативе администрации города, на вопрос «Удовлетворены ли вы как предприниматель качеством развития административной среды для бизнеса в Тольятти?» 46 % опрошенных ответили: «Скорее нет, потому что приходится прикладывать много сил к решению проблем». Рубрика «Деловой подход» – это реальные истории тольяттинских предпринимателей, которые не только создали здесь свой бизнес, но и успешно его развивают – и уезжать из города вовсе не собираются.

Досье

Гюнель Агасиева – тольяттинская предпринимательница, по образованию – специалист в сфере налогов и налогообложения. К своим 30 годам прошла путь от продавца до владелицы трёх салонов оптики в Тольятти. Её девиз: «Не стоит бояться неудач, нужно идти и делать».

«Открывать дело необходимо в той сфере, которую интересно изучать и развивать»

Я росла, с одной стороны, в строгости, с другой – в любви. Родители приучили меня к самостоятельности, настойчивости, ответственному и честному отношению к делу, за которое берёшься. Я не боялась любой работы и уже в подростковом возрасте помогала родителям в качестве продавца в небольшом магазине одежды, где заработала свои первые деньги. От природы я непоседливая и любознательная натура, люблю пробовать новое: что угодно – лишь бы не сидеть без дела. Даже поработала слесарем на заводе: собирала вентиляционные решётки для автомобилей. Проработала месяц, получила бесценный опыт и не очень большую зарплату (были вычеты и штрафы за брак). Работала в банке и в налоговой инспекции. В общем, искала себя в разных сферах.

Потом, учась в колледже, узнала, что есть вакансия продавца-консультанта в одной тольяттинской оптике. Решила попробовать. После недолгой стажировки приступила к самостоятельной работе и в первый же день сделала большую выручку. Как потом оказалось, это была крупнейшая выручка в этом салоне.

Сеть салонов, в которых я работала, была ориентирована на товары в дешёвом сегменте, материалы и оправы заказывались в Китае. Руководство не предусматривало развитие персонала в сфере обслуживания, не работало над расширением линейки товаров в сторону качественных известных брендов, не интересовалось новыми технологиями в сфере оптикостроения.

Мне было интересно, какие ещё бывают очки, какие бывают технологии, какие линзы, в чём их отличия. Я изучала, какие бывают технологические и стилевые направления, какие бренды, интересовалась, почему одна оправа или линза дороже, в чём разница. Благо вся информация сейчас доступна, главное – системный подход к обучению и желание, а желание у меня было огромное.

Я выяснила, что разница в линзах есть: кроме стандартных линз, есть, например, асферические, персонализированные, индивидуальные с различными видами покрытий, которые подбираются с учётом особенностей зрения и образа жизни. Изучив всё это, я поняла, что оптика, в которой я работаю, не развивается, изменений никаких нет. К тому же у меня накопилось достаточно знаний в этой области, и мне стало интересно попробовать открыть собственное дело.

Когда уходила, я уже отлично понимала, как устроен бизнес, какие есть нюансы, а кроме этого у меня была масса идей, как сделать бизнес успешным. Я отчётливо представляла, что для клиентов важно: качество и быстрые сроки выполнения заказов. И ещё немаловажно внимательно выслушивать клиентов, давать советы и помогать с выбором.

Всё нарабатывалось постепенно

Конечно, для начала нужен хотя бы небольшой стартовый капитал для покупки оборудования, товара, платы за аренду и для многих других затрат. Немного накопила сама, но основная помощь была оказана родителями. Папа и мама знали моё упрямство, поэтому поверили в меня, и инвестировали в мой бизнес двести тысяч рублей. Это был 2014 год, аренда тогда была ещё не такой дорогой, как сейчас. Сняла крохотное помещение в ТЦ «Лаверна» и поехала за оправами в Москву. Связалась с поставщиками. Часть из них я знала по прошлой работе, договорилась о встрече. Рассудила так: начну с того, что хорошо знаю, закупила китайскую оправу, недорогую, но всё же качественную.

Сначала всё было очень просто – не писала никаких бизнес-планов, сама стояла у прилавка, не покупала оправы дорогих брендов, продавала очки без диоптрий, так как для проверки зрения необходим был сотрудник с медицинским образованием и оборудование. Через месяц на объявление откликнулся врач-офтальмолог. Мы стали проверять зрение «по старинке», как в поликлиниках, по таблице (буквы, цифры, фигуры). Новейшее оборудование стоило больших денег, которых у меня ещё не было.

Экономила, копила деньги, смотрела по сторонам, училась. Потом открыла магазин с большей площадью, составила бизнес-план. Заработанные деньги постепенно инвестировала в оборудование. Потихоньку, как говорят, «раскрутилась», появился персонал, расширилась линейка товаров, стали появляться известные качественные бренды.

 

В оптиках не лечат

Оптика – это лицензированное медицинское учреждение. Мы выписываем рецепты, но не лечим, задача оптометристов – провести первичный осмотр переднего отрезка глаза, посмотреть коррекцию в очках и без них, проверить переносимость контактных линз и, учитывая полученную информацию, помочь клиенту сделать выбор линз или очков, в которых ему будет комфортно. И научить, как правильно пользоваться, чтобы не навредить своим глазам. Если у нас возникают подозрения на какие-нибудь болезни или патологии, то мы рекомендуем обращаться к соответствующему врачу.

Конечно, на оптометристах лежит ответственность за качество подбора линз или очков. Но сейчас технологии сильно усовершенствовались: оборудование стало настолько совершенным, что риск сделать ошибку приближается к нулю. Мне важно, чтобы в моих салонах не было ошибок. Ведь даже небольшие отклонения в диоптриях могут существенно влиять на комфортность ношения очков или линз. Поэтому я очень внимательно изучаю особенности оборудования перед приобретением, а инвестирование в него – большая статья в бюджете моего бизнеса.

 

«Оптометрия шагнула вперёд»

У нас в оптике, например, используется технология Vscope, которая есть всего в нескольких салонах города. Это такой прибор, который фотографирует параметры человека в очках, фиксирует анатомию лица, расстояние между зрачками, то, как они сидят на ушах, и с помощью этого высчитывается точное место, где должен быть центр линзы. С учётом всех этих данных производятся очки, идеально подходящие клиенту.

Очень многие покупатели даже не догадываются, какие типы линз существуют. Вроде бы есть у человека возможности купить лучше, дороже, но он даже и не знает, какой выбор у него есть, и по инерции покупает привычные стёкла или оправу, которая, возможно, ему не совсем подходит. Например, ещё не все знают, что существуют разновидности стёкол, которые повышают комфорт вождения автомобиля в сумерках и не позволяют встречным машинам ослепить вас. Есть стёкла, которые имеют HD-эффект: зрение не улучшается, а изображение становится более контрастным. Есть очки, которые не позволяют глазам уставать при длительной работе за компьютером. Обо всём этом клиентам должен рассказывать продавец-консультант в оптике.

Команда единомышленников

Для того чтобы проводить осмотр и делать подбор линз и очков, сотрудники должны иметь хотя бы базовое медицинское образование и сертификат оптометриста. В первый год работы мне было сложно набирать людей в команду, так как я не вполне понимала, какими знаниями и навыками должен обладать хороший специалист. Осознав это, я пошла в Тольяттинский медицинский колледж, а потом отучилась на оптометриста в Москве. После обучения у меня сформировались чёткие требования к специалистам. Сейчас, если ко мне приходит медик с базовым образованием, сначала я смотрю на него в качестве продавца-консультанта. Если я вижу результаты, коммуникативные навыки, вижу его желание развиваться в оптометрии, то мы за счёт компании отправляем его на обучение.

Сейчас для приёма на работу медицинское образование необходимо, сотрудники оптики должны чётко понимать, как правильно подобрать оправу, чтобы она удобно сидела и не доставляла дискомфорт. Есть правила и закономерности, которые консультант должен знать. Но медицинского образования недостаточно. Я уделяю большое внимание построению эффективной, дружной команды единомышленников. Человек, который пришёл ко мне на работу, должен быть близок мне по духу, он должен хотеть помочь клиенту и получать от этого удовольствие.

Стараюсь быть строгой, ведь на мне ответственность за весь бизнес-процесс, и в то же время я всегда помогаю развиваться: отправляю на обучение, вместе ездим на семинары, когда это возможно. Стараюсь, чтобы работать было интересно, поэтому часто в салонах устраиваются мастер-классы по стилю, проводятся фотосессии. Моя команда – это моя основная ценность.

А вот административные, бухгалтерские, юридические и кадровые вопросы и задачи у меня выполняются специалистами по внешним аутсорсинговым договорам. Эти задачи возникают не каждый день, и выгоднее выполнять их с помощью внештатных сотрудников.

Особенности нестоличного рынка

Я начинала с дешёвых китайских оправ, но знала, что придёт время, и мы начнём закупать более дорогой и качественный сегмент. Это оказалось непросто. Далеко не все бренды готовы продавать товар только что открывшимся оптикам. Сначала нужно доказать свою состоятельность, показать оборот, а для Тольятти эта задача не из простых. Производители сначала дают несколько недорогих моделей, затем, когда видят стабильность и надёжность продаж, расширяют предоставляемую линейку. По мере развития бизнеса я стала работать с мировыми брендами, такими как Karl Lagerfeld, Baldinini, CEO-V, Ray Ban, Jimmy Choo. Причём сотрудничаем не только с дистрибьюторами, но и напрямую с производителями.

Вообще считаю, что на начальном этапе, когда бизнес только-только открылся, закупать исключительно брендовые оправы – невыгодно и финансово трудно. Невыгодно, потому что салон оптики ещё не раскручен и клиентская база не наработана, а финансово трудно, потому что стабильного оборота ещё нет. А многие дистрибьюторы готовы предоставлять товар, только если у тебя оборот хотя бы два миллиона в год.

Конечно, в Тольятти свои особенности: у нас люди более консервативны в выборе, осторожно относятся к экспериментам со стилем и, к сожалению, материальные возможности наших земляков скромнее, чем в столице.

Вообще, если сравнивать потребности тольяттинцев с потребностями жителей других городов, то они разные. В столице много людей ходит в ярких, цветных оправах. В Испании, например, носят исключительно цветные очки, причем не только молодёжь, но и люди в возрасте. А здесь продать круглую цветную оправу очень трудно. В Тольятти больше всего покупают строгие, чёрные очки, чтоб подошли к любому наряду и образу. Поэтому при выборе сегмента товара, в первую очередь, необходимо ориентироваться на то, что хочет потребитель и что он может себе позволить. Мы позиционируем себя как оптика для всех. Поэтому в трёх салонах у нас хоть и отличаются немного сегменты, всё же в каждом из них клиент может найти и дорогую оправу, и более бюджетный вариант.

Конкуренция на тольяттинском рынке, конечно, есть. И с точки зрения потребителя это прекрасно, потому что есть возможность выбора. Для меня конкуренция – это тоже плюс, потому что есть необходимость отличаться от других, а значит, есть стимул расти. Если бы я была монополистом, я бы не понимала, к чему стремиться и куда расти.

«Не сегмент решает, а атмосфера»

Наша оптика отличается от других не сегментом товара, не особенностью линз и оправ, а отношением сотрудников к клиентам.

Мы предлагаем индивидуальный подход к каждому. Наша цель – не просто продать очки или линзы, а помочь сделать жизнь покупателя лучше: мы подбираем очки, которые позволят не только увидеть мир чётче, но и не испортят, а сделают образ человека интереснее, ярче. Недавно, например, мы заключили договор с ещё одним производителем линз, с которым раньше не работали потому, что такие линзы, которые нужны были нашему клиенту, производят только они.

Мы стараемся делать всё быстро. Ещё одно главное наше преимущество – быстрые сроки выполнения заказов. К нам пришёл клиент, подобрал очки или линзы – и мы сразу же оставляем заявку производителям, а не ждём месяц, чтобы собрать нужное количество заказов. Индивидуальное отношение к клиентам помогает нам продвигаться. Ведь лучшая реклама – это сарафанное радио.

 

«Неважно, в каком ты городе, – просто надо включать мозг»

Я очень люблю путешествовать. В каждом новом городе или стране я обязательно захожу в салоны оптики, смотрю на новинки, примеряю, оцениваю, обдумываю, как бы это внедрить в своих салонах. Я люблю Тольятти, я в нём выросла, у меня здесь родные и близкие друзья, поэтому я хочу сделать Тольятти чуточку комфортнее. Я верю, что для того, чтобы быть успешным в бизнесе, необязательно ехать в Москву, Санкт-Петербург, в Америку или Европу. Поэтому у меня в планах не уезжать из Тольятти, а продолжать развивать свой бизнес здесь, расширять его, знакомить земляков с новинками, делать их жизнь комфортнее, а взгляд чётче и счастливее.

Просмотров: 2053
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей