Люди, которые меняют город. Попутный ветер Евгении Котляровой

Каждый город имеет свою природную особенность. Рельеф, географическое положение, климат... В Тольятти есть это всё и ещё – уникальный ветер. Ежегодно в феврале на заснеженной акватории Жигулёвского моря его укрощают кайтеры со всего мира. Наша героиня не представляет свою жизнь без этого ветра, морозного, непредсказуемого, но такого притягательного и родного.

Евгения Котлярова, профессиональный сноукайтер, один из основателей тольяттинской школы «Сила Ветра», организатор зимнего фестиваля активного отдыха «Жигулёвское Море»

Окончила Самарскую государственную экономическую академию (ныне СГЭУ) по специальности «Бухгалтерский учёт и аудит промышленности».

Многократная чемпионка России и мира по сноукайтингу. Обладательница кубков мира по Enduro-кайтингу – многодневным зимним автономным гонкам на кайтах на дистанции 150–400 км с ночёвками на снегу.

Популяризатор спорта и активного образа жизни.

Евгения – уроженка Самары, но гордится тем, что однажды стала тольяттинкой. Переезд дал ей много возможностей: она совместно с Алексеем Ражевым построила базу кайтинга, организовала первые соревнования, фактически познакомила горожан с диковинным спортом. Теперь Евгения ежегодно проводит в Тольятти этап Кубка мира по сноукайтингу – одно из самых массовых спортивных мероприятий в городе как по количеству зрителей, так и участников.

Кайтинг, или кайтсёрфинг (от англ. kite – воздушный змей и surfing – скольжение на прибое) – экстремальный вид спорта, в котором движение на воде происходит за счёт аэродинамической тяги кайта. Альтернатива – сноукайтинг, в этом случае спортсмены практикуют скольжение на снегу.

Евгения Котлярова активная, жизнерадостная, непоколебимая... Эпитеты можно подбирать долго. Но главное – она – человек-движение, смелый, ловкий и неусидчивый. Евгения всегда найдёт себе занятие, а попутный ветер поможет, подхватит и погонит её к новым жизненным свершениям.

За что она любит кайтинг? Зачем ей развивать эту спортивную дисциплину в Тольятти? В чём секрет безграничного оптимизма? И чем уникален наш тольяттинский ветер?

 

Перерыв в «небе»

28 февраля 2020 года, набережная Автозаводского района Тольятти. Второй день этапа Кубка мира по сноукайтингу IKA-2020. Погода тёплая, но ветреная: плюс четыре градуса. Снег в акватории растаял, из-за этого кайтеры буквально гоняются на воде. Да, мокро, некомфортно, но ветер есть, а значит, гонки продолжаются.

Ресторан Nebo на набережной. Гряда парящих разноцветных змеев просматривается из окна. Евгения Котлярова в спортивном костюме за столиком говорит по телефону. Как организатор она принимает сотни важнейших звонков: от прессы, партнёров, участников соревнований. В промежутках между бесконечными звонками я вежливо пытаюсь начать беседу, но каждый раз к столику подходят друзья и коллеги Евгении, отвлекают новым организаторским вопросом:

– На завтра планы какие? Промежуточные результаты публикуем? Завтра канал «Россия» приезжает, нужно их встретить... А, у вас интервью! Извините!

Это почему-то напомнило мне сцену из фильма «Крёстный отец»: Евгения как дон выслушивает просьбу, спокойно даёт распоряжение и переключается на интервью.

Времени у меня мало. Евгения в дни соревнований – занятой человек. На вопросы отвечает быстро, подробно, словно знает, что именно я буду спрашивать. Однако когда речь заходит о спорте, она начинает светиться счастьем, возникает искренняя улыбка и непоседливость, Евгения будто переходит в режим боевой готовности.

Она сама подмечает:

– Мне кажется, что моё поведение граничит между адекватностью и безумием (смеётся).

 

Московская диковинка

Евгения Котлярова начала заниматься кайтингом в 2000 году. Тогда она жила в Самаре – каталась на горных лыжах, увлекалась парапланом... Вскоре знакомые из Москвы, которые также летали на параплане, сшили кайт и прислали на пробу. Новинка поразила Евгению, это был симбиоз параплана и горных лыж. Позже именно это новое хобби стало образом жизни.

– Кайтинг в России начал существование примерно в 1998 году, – рассказывает Евгения Котлярова. – Я и другие молодые энтузиасты были у истоков его развития. Интернета практически не было, необходимая информация была недоступна. Наши ученики в «Силе Ветра» за три часа осваивают то, что я методом проб, ошибок, набивания шишек изучала год точно.

Школа «Сила Ветра» действует в Тольятти с 2006 года. Именно здесь осваивают кайтинг, виндсёрфинг и SUP. Обучение проходит и летом на воде, и зимой на снегу. Занятия ведут близ Тольятти в Портпосёлке и в селе Хрящёвка. Евгения Котлярова – один из тренеров, у которых можно пройти обучение.

В 2007 году Евгения с единомышленниками написали собственную методичку. Это был сборник всех тех знаний, которые они наработали самостоятельно:

– Методичка – наш личный опыт, система действий для успешного результата вперемешку с теорией. Сегодня она утратила актуальность. Методичка была написана для тех кайтов, которые производили в конце нулевых, теперь они совершенно другие по конструкции. Переиздавать её смысла нет – сейчас есть видеоуроки в интернете. Но мы не поощряем покупку кайта без обучения с инструктором. Есть вещи, которые человек априори недооценивает: силу ветра, капризы погоды. Тренер нужен обязательно.

 

Ветер свободы

В Тольятти Евгения Котлярова переехала в 2007 году. Здешняя акватория, необъятная по ощущениям, идеально подходила для любимого кайтинга.

– Прелесть этого вида спорта – в образе жизни, – поясняет Евгения Котлярова. – Для меня важно ощущать свободу, медитацию в процессе укрощения ветра. Важен простор для манёвров, ловли адреналина – на Жигулёвском море всё это есть. Кайтинг многогранен, в нём больше возможностей для реализации своих желаний, чем в любом другом виде спорта. Слалом, короткие гонки, марафон, фристайл... Можно кататься по горам, лететь с горы, просто путешествовать с кайтом... Впечатлений на целую жизнь.

Евгения прошла много спортивных испытаний, одно из них она выделяет:

– Однажды мне довелось ехать по тундре на кайте из Архангельска в Нарьян-Мар – 700 километров. Три-четыре населённых пункта на дорогу, люди очень редко встречались на пути. Это спортивный риск, выход за пределы своих возможностей, поскольку делаешь то, что в обычной жизни никогда бы не сделал. Возвращаясь из таких путешествий, получаешь обогащение за счёт новых знаний, впечатлений, после них проблемы в реальной жизни легко решаются, потому что до этого ты сделал вообще невозможное.

И всё же семья для неё на первом месте. Когда погода штилевая, Евгения проводит время с мужем и ребёнком: катаются на велосипедах, выбираются на природу или путешествуют на автомобиле по ближайшим городам.

 

Испанский сериал

Может сложиться впечатление, что Евгения живёт в сказке: работает тренером, всё время проводит на набережной... Но это не так. Пять дней в неделю она работает на АВТОВАЗе, в лучшем случае проводит на набережной свои выходные. Чтобы подзарядиться и не выгореть, она старается разнообразить жизнь, привнося в неё драйв, новые эмоции:

– У меня был сложный период в прошлом году, я поняла, что не преодолею его, если не удовлетворю давнее желание – взять отпуск на две недели, сесть на велосипед и проехать Путь Сантьяго. Путешествие по Испании заняло одиннадцать дней. Ежедневно я писала в дороге короткие заметки, публиковала их в Сети, получился в итоге полноценный дневник путешествия. Я очень откровенно всё описывала с учётом душевных трансформаций. Оказалось, что со мной виртуально на Пути были сотни людей. Заметки комментировали, за меня болели, друзья вообще рассматривали публикации как эпизоды нового сериала. Потом коллеги с АВТОВАЗа говорили, что мой отпуск вдохновил их и они уже спланировали своё путешествие.

ФРАГМЕНТ ДНЕВНИКА ЕВГЕНИИ КОТЛЯРОВОЙ (авторский стиль сохранён. – Прим. ред.)

Шестой день – перевалила экватор, до цели 450 км.

Три пожилых итальянца, цель – паломничество. По-английски говорит только один. Он был в Советском Союзе при Горбачёве в 1985-м, Москва – большой город, а Санкт-Петербург – красивый, потому что его строили итальянцы. Эрмитаж прекрасен, а ещё он знает про преемственность FIAT и русского автопрома. LADA, NIVA 4X4. O да!!! А знает ли он, что город, в котором делают NIVA 4X4, носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти? Нет, не знает! Безграничные радость и удивление, пошёл, рассказал двум другим, пришли ко мне втроём: «Правда?!» Конечно правда.

Два молодых парня чуть младше меня. Один очень красивый, с бездонными глазами цвета неба, но в глазах грусть, говорит по-английски медленно и очень понятно, как я. Пока мы с ним мыли посуду в Альберге, после ужина рассказал, что он идёт из дома уже почти два месяца. Нет, он не фрилансер, он сделал «Стоп, работа» (мы не знаем, как это будет по-английски). «Стоп, работа» в апреле, совершит Путь и в сентябре вернётся. Друг прилетел несколько дней назад поддержать его. Английский он специально не учит, потому что некрасиво. А итальянский и испанский – это красиво! Соглашаюсь.

Прибегают трое и рассказывают про NIVA 4X4 и город с именем итальянского коммуниста. Удивление и радость. Он знает NIVA 4X4, аутентичный автомобиль, был у дедушки. Но откуда мы в России знаем Пальмиро?!

Знакомая Евгении Котляровой, вдохновившись её заметками, написала стихотворение.

 

Рецепт счастья

Евгения Котлярова – оптимист. На этот счёт у неё принципиальная позиция:

– Смотреть на мир позитивно – единственный возможный способ получать удовольствие от жизни. Осмелюсь сказать, что все кайтеры – оптимисты. Для них спорт – та степень свободы, которой не хватает в обыденной жизни. Нас называют экстремалами, но я считаю это слово ругательным, оно ко мне неприменимо. Кайтинг – это образ жизни, а не экстрим. У меня семья, хорошая работа, ребёнок. Мне есть что терять.

 

Мечты сбываются

Когда Евгения Котлярова переехала в Тольятти, она мечтала о двух вещах: создать парусную школу и организовать первые соревнования. Грёзы воплотились в жизнь, появились новые. Теперь Евгения мечтает о статусе парусной столицы:

– «Сила Ветра» прилагает огромные усилия, чтобы кайтинг был популярен в Тольятти. Чтобы жители говорили: «Это спорт, который в Тольятти родился, в Тольятти развился... И вообще, Тольятти – столица парусного спорта!». У нас популяризация именно такая. Мы активно публикуемся в социальных сетях. Собственно, так о кайтинге и узнают. Жители прогуливаются по набережной, видят, как катаются. Заинтересовались, нашли контакты в интернете и записались на первую тренировку. Горожан с кайтом, я думаю, не меньше трёхсот, но они не катаются постоянно. У людей помимо спорта есть другие интересы. Число постоянных кайтеров не доходит до сотни. Эту ситуацию мы и стремимся изменить.

 

С миру по нитке

Набережная Тольятти – это, безусловно, центр притяжения людей. Красивый берег, величественная Волга – поводов возвращаться сюда много, несмотря на то, что сама набережная в плохом состоянии. Пока реконструкцию откладывают, Евгения пытается наполнить это место событиями.

– Чтобы открыть здесь центр парусного спорта, мы пытаемся взаимодействовать с концепцией благоустройства набережной, – поясняет Евгения Котлярова. – Идея благоустройства исходит от собственников танцевального ресторана Nebo. Они готовы помочь перевести сюда нашу сёрф-станцию, мы вместе общаемся с администрацией, чтобы нам дали возможность безвозмездно обустраивать данную территорию. Сложно оценить скорость развития. Есть распоряжение мэра о том, чтобы вопрос прорабатывался, но он начинает застревать на бюрократических кругах и поэтому пока стоит на месте. Основная поддержка кайтинга идёт на федеральном и областном уровнях. Город нам очень помогает в лице руководителя управления межрегиональных связей Натальи Альбертовны Христ. Она координируют всё, что касается туризма, помогает в вопросе согласования документов со службами, туристической программы для иностранных спортсменов. Когда на соревнования приезжают гости из-за рубежа и, если, например, в этот день ветра нет, мы водим их в технический музей АВТОВАЗа, проводим обзорную экскурсию по городу. Правительство Самарской области помогает с продвижением: берут наши пресс-релизы и отправляют их в рассылку. Есть поддержка Министерства спорта РФ. Марафон «Жигулёвское море» сначала проводился за счёт стартовых взносов, а теперь, удалось привлечь внимание властей.

 

Дуновения юга

Тольяттинская акватория удобна для кайтеров исключительными условиями.

– Напротив набережной находится река Уса и две горы. Зимой на акватории дуют преобладающие южные ветра, и когда они заходят в Усу, между двух гор, то сильно уплотняются и ударяются в Тольятти уже с удвоенной силой. Поэтому даже если прогнозируют ветра скоростью три-четыре метра в секунду, гарантированно будет дуть семь-восемь – такая вот у нас аэрологическая труба.


– А есть ли в России регионы с подобными условиями, удобные для кайтеров? – спрашиваю я.

– В Новосибирске хорошая акватория, самый ранний сезон для сноукайтинга, – отвечает Евгения Котлярова. – В Петрозаводске хорошая площадка. Там огромное Онежское озеро, которое полностью замерзает, и только раз в десять лет на нём лёд не встаёт, как в этом году. Поддержка Правительства Карелии и крупные спортивные ивенты международного уровня.

 

SNOWKITERUSSIA

SNOWKITERUSSIA – проект Евгении Котляровой, информационный ресурс о главных событиях в мире сноукайтинга и виндсёрфинга. Идея возникла в 2017 году, к моменту, когда Тольятти готовился к проведению чемпионата мира по зимним видам парусного спорта. На данный момент SNOWKITERUSSIA – единственный в России крупный ресурс, посвящённый сноукайтингу.

– Наступает зима, и мы охотно освещаем все события, – поясняет Евгения Котлярова. – Анонсы, публикации с места, фотоотчёты, новости... Конечно, главное для нас – это рекламировать себя и позиционировать Тольятти как центр парусного спорта. Мы охватываем миллионную аудиторию. По результатам проведения этапа Кубка мира нынешнего года мы делаем освещение, что иностранный гонщик может получить в Тольятти, какие именно здесь есть плюсы: сильный ветер, умеренная стоимость, удобное расположение, комфорт. Наши видеоотчёты будут направлены на то, чтобы показать преимущества на будущий сезон. Дневник первого дня уже разошёлся в западных СМИ благодаря присутствию на гонках в этом году Спироса Кротсиса – вице-президента IKA как международного наблюдателя. Спирос – грек, увидел русскую зиму впервые, организация ему нравится. В Европе не принято встречать кайтеров, организовывать транспорт, там это пущено на самотёк. Мы встречаем каждого гостя, кроме тех, кто сам решил добраться до набережной.

IKA (International Kiteboarding Association) – Международная ассоциация кайтбординга. Основана в качестве платформы для соревнований лучших сноубордистов. С 2009 года IKA разрабатывает правила сноукайтинга совместно с WISSA, Всемирной ассоциацией парусного спорта на льду и снегу. IKA были санкционированы международные соревнования по всему миру, в том числе несколько континентальных чемпионатов.

 

Европа vs Россия

Наши кайтеры часто становятся чемпионами мира, выступают за рубежом. Опыт показывает, что в Европе не самая классная организация гонок:

– В прошлом году наш самарский парень стал победителем европейского этапа Кубка. Он отмечал, что в Европе гораздо меньше участников на старте и горькое ощущение, что тебя никто не ждёт. У спортсменов нет ни общего места проживания, ни трансфера. Однако в Норвегии про сноукайтинг знают до такой степени, что в любой магазин заходишь и там написано: «У нас сейчас проходят соревнования, не пропустите!». Ragnarok – одна из престижных гонок на кайте, которую проводит Red Bull на Юго-западе Норвегии. В этом формате нужно пять кругов проехать по горам. Точки прохождения в гонке находятся вне зоны видимости, их ещё нужно найти. Погодные условия постоянно меняются: съехал с горы – ветра нет, поднялся на гору – и ветер может быть запредельный. На гонку регистрация проходит в три минуты: открывается регистрационное окно, за три минуты набираются первые триста заявок, регистрация закрывается. Моя мечта, чтобы и на Жигулёвском море было более трёхсот участников, которые так же за три минуты готовы зарегистрироваться. Но Ragnarok – это неофициальные старты, они проводятся под брендом Red Bull. На официальных стартах под IKA или WISSA в Европе максимум тридцать участников, мы превосходим этот показатель в разы.

Кубок мира IKA-2020 в Тольятти – единственный в этом году этап, который вообще состоялся. До этого были отменены три этапа из-за отсутствия снега в Европе. А четвёртый этап в Италии был отменён из-за коронавируса.

– Да, у нас не так много иностранцев, как хотелось бы, – поясняет Евгения Котлярова. – Как только европейские этапы были отменены, все тамошние гонщики уехали кататься на юга. У нас участвуют украинцы, которые безумно любят приезжать в Тольятти. Они каждый день на льду, тренируются в любую погоду. Чешской команде здесь тоже нравится, есть шведский спортсмен. Руководство IKA довольно, сказало, что подобного уровня массовости не видели никогда на соревнованиях. У нас на старт выходит 150 человек, для них это шок, европейцы себе такого не представляют.

 

Спорт в моде при любой погоде

Пока я общался с Евгенией, солнце за окном ресторана уходило за горизонт, гряда воздушных змеев редела, а тучи опускали тени на таявший снег акватории. Начало моросить, болельщики постепенно покидали набережную.

Зима выдалась тёплой. Мне вдруг представилось это место лет через десять: климат изменился, Волга не леденеет, сноукайтинг перестал быть в моде.

– То, что с каждым годом зимы теплее в городе – это иллюзия, – считает Евгения Котлярова. – Ничего не меняется. Лужи – это природная аномалия, свойственная этому году, а не тенденция. В 2018 году был мороз минус двадцать. Мы не смогли провести мероприятие по причине антициклона и отсутствия ветра на протяжении четырёх дней. В дождь можно кататься, просто некомфортно – гонщики уже к концу дня промокшие. Они бы с удовольствием дальше катались, но упор скольжения не тот. Если завтра утром у нас будет дождь, то мы понимаем, что к нам 700 человек максимум придёт. А в 2015 году во время проведения марафона «Жигулёвское море» была шикарная погода, тогда за день к площадке пришло десять тысяч человек.

 

«Сумасшедший» город

Евгения Котлярова ещё и активный горожанин. Её всегда волновали экологические проблемы и огорчало наличие мусора, который остаётся на природе после пикников. В августе 2018 года она организовала акцию по уборке мусора:

Устроили субботник на двух пляжах в районе села Хрящёвка. Я позвонила в «ЭкоВоз», они выделили фуру для мусора. Субботник не требовалось финансировать. «ЭкоВоз» заинтересован не только в коммерческих, но и в социальных проектах. Я позвонила, объяснила им ситуацию, что это добровольная инициатива, которую люди делают в свободное время. Мы вложились только в перчатки и мешки для мусора. Думаю, человек, у которого есть кайт, в состоянии купить пару перчаток и мешочек.

Евгения не разделяет мнение тех, кто недолюбливает родной город, перекладывает свои проблемы на других и мечтает побыстрее отсюда «свалить».

– Тольятти – комфортный город для жизни! – уверена Евгения Котлярова. – Самара, например, тесная, постоянно стоящая в пробках... Я люблю этот город, но в нём невозможно составить день ребёнка так, чтобы он побывал сразу в нескольких кружках или секциях. В Тольятти мой сын самостоятельно ездил на тренировки по сноуборду, сейчас посещает кванториум, английский язык, гитару, спортзал, парусный спорт. И всё это доступно на маршрутке в течение тридцати минут из одного края города в другой. Это действительно уровень жизни и комфорт. Здесь нет понятия «далеко», потому что «далеко» – это приблизительно тридцать минут. Есть мнение, что Тольятти – это три отдельных города, в одном – триста тысяч жителей, в двух других – двести тысяч, и они между собой никак не связаны. Для меня таких границ нет. В Самаре я всегда жила на Красной Глинке и ехала в институт сорок минут на одном автобусе, потом пересаживалась, ехала на другом. От работы до дома было тридцать семь километров.

В Тольятти мне безумно нравится природа. Я обожаю Волгу, Жигулёвские горы, Самарскую Луку, наш лес, мне нравится кататься здесь на велосипеде, гулять вечером вдоль лесных троп. Нравятся люди, которые действительно не такие, как в других городах. Тольятти – это город «сумасшедших» в хорошем смысле, которые приехали сюда строить будущее на пустом месте в степи. Здесь «сумасшествие» у людей в крови. Например, Кондрат Гуняшов (сотрудник КуйбышевАзота, создатель одного из первых яхт-клубов Тольятти) в моём представлении – человек, который работал на заводе, мечтал о кругосветке, пришёл к начальству, поведал о планах, ему дали денег и рабочее пространство. В итоге он создал из алюминиевых сплавов яхту класса «тонник». Это невероятно! Сидеть в конструкторском бюро и мечтать о путешествиях! И примеров таких людей, меняющих мир вокруг, в Тольятти множество.

Единственное, что мне не нравится, – проблемы с экологией. Не нравится мусор в городе, но путешествуя по России, я понимаю, что Тольятти достаточно чистый город. Просто хочется, чтобы было ещё чище, чтобы люди не мусорили на пляже. Удивляет та часть людей, которая не хочет ничего менять. Те, кто сидят на лавочках, пьют пиво и страдают от несправедливости. Правда, я всё это очень редко вижу.

 

Формула успеха

Интервью подошло к концу. Перед тем как попрощаться, я в последний раз взглянул в окно ресторана. «Столица парусного спорта!» – звучит уже не так фантастично, как раньше. Евгения Котлярова показала многообещающий взгляд на город и его прибрежные воды.

Моя героиня на собственном примере доказала, что добиться успеха возможно, если занимаешься тем, что тебе по-настоящему нравится. Если находишь тот самый ветер, который становится для тебя попутным.

Просмотров: 450
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей