Люди, которые меняют город. Татьяна Ткаченко: «Музей – это не прошлое»
14 августа 2024

Время нельзя остановить. Настоящее стремительно превращается в прошлое, уступая место будущему. Но есть в Тольятти место, где в одной точке пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Это Тольяттинский краеведческий музей. О том, как здесь генерируют проекты, способные изменить городскую среду, опираясь на знания истории и культурных традиций Тольятти, рассказала выпускница Тольяттинского государственного университета (ТГУ), заведующая отделом развития и информационных технологий Тольяттинского краеведческого музея Татьяна Ткаченко.

Татьяна Ткаченко. Фото из личного архива

Вначале был филфак

– Вы окончили Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета (ныне ТГУ). Какие остались воспоминания о вузе, чему научил университет?

– Научил думать. Потому что знания приходят и уходят. Если они не нужны, очень быстренько выветриваются из памяти. Умение применять мозги на практике – вот что дал мне вуз. Я за это ему очень благодарна. Ещё ценю студенческое сообщество. На нашем потоке было три группы, и мы до сих пор поддерживаем связь. Я встречаю своих одногруппников на разных мероприятиях и всякий раз радуюсь. Со мной вместе на филфаке учились Алёна Душкова (директор по социальным проектам ГК «ЭкоВоз». – Прим. ред.), Татьяна Штангрет (директор многофункционального молодёжного центра «Шанс». – Прим. ред.), Ольга Паршина. Ольга сейчас работает в ТГУ завкафедрой «Русский язык, литература и лингвокриминалистика». Я горжусь, что с ними училась. С удовольствием вспоминаю и преподавателей, в их числе Галину Николаевну Тараносову, Елену Григорьевну Койнову, Ирину Ивановну Ильину.

– Как получилось, что вы начали работать в Тольяттинском краеведческом музее?

– Совершенно случайно. Я о музее никогда не помышляла, более того, до начала работы была здесь один раз. Я родилась не в Тольятти, сюда приехала в 1986 году. У меня мама – учитель русского языка и литературы. И вот однажды она повела свой класс в музей и меня взяла с собой. В тринадцать лет музей не входил в сферу моих подростковых интересов вообще. Но я почему-то отчётливо запомнила, какие были двери, какая экспозиция, эти воспоминания отпечатались в памяти. И больше в музей я не заглядывала.

После окончания института мы с Ольгой Паршиной пошли работать в школу. Отработав год учителем, я поняла, что это не моё. Я очень уставала физически, много отдавала и не умела восстанавливаться. И ещё я поняла к концу первого года работы, что школа – это такое место, которое затягивает. Оттуда просто так не уйдёшь. А я чувствовала, что меня затягивает, и я уже стою буквально по колено. И пришлось выдирать себя с корнями. Я ушла в никуда, но тут Ольга Эдуардовна Даршт, моя одноклассница, которая сейчас возглавляет МКУ «Тольяттинский архив», позвала меня работать в Тольяттинский краеведческий музей. Тогда она была здесь заведующей информационным отделом. Ей нужен был человек, который смог бы писать релизы. Это были времена, когда не было никакой пресс-службы, никакого представления о пиаре. И моё умение писать тексты, которое мне привили в институте, пригодилось. Я начала работать, потом ушла в декрет, вернулась и поняла, что музей – это такое же место, как школа, только ещё хуже. Он затягивает ещё больше.

 

Это по любви

– Вы рассказали, как вас изменил институт, а чему вы научились в Тольяттинском краеведческом музее, как он на вас повлиял?

– Всё, что я сегодня собой представляю, есть во мне благодаря музею. Во-первых, я внезапно открыла для себя интерес к истории места. Так сложилось, что Тольятти – это первый город в моей жизни. Я сюда приехала из маленького посёлка городского типа, военного городка в Полесье. И первые высотные дома в своей жизни, первые кафе я увидела здесь. Это как первая любовь. Я влюбилась в Тольятти, и он моей любовью остаётся по сей день. А в музее я вдруг поняла, что у этого места есть история – серьёзная, глубокая. И занимаясь написанием текстов о музейных событиях, я периодически в эту историю ныряла с головой. Меня туда затянуло, мне очень это понравилось.

Не скажу, что я сразу осознала себя краеведом. Но прошло лет пятнадцать, и я поняла, что уже накопила такой массив знаний, что могу давать на эти темы консультации. Когда я поняла, что моя влюблённость в Тольятти подкреплена такой большой исторической базой, появилось осознание, что это очень серьёзное чувство. Уже не юношеская влюблённость в город, а что-то большее. Пришло понимание, что я могу формировать у других людей отношение к городу, это стало в каком-то роде моей миссией. Я работаю для того, чтобы рассказывать тольяттинцам об их родном городе. И не просто рассказывать, чтобы они знали, а для того, чтобы они вдруг поняли, в каком замечательном месте мы живём. Причём это относится не только к природе.

Фото из личного архива

Обнимая город

– Что такое краеведческий музей сейчас? Это про настоящее или про прошлое?

– Несколько лет мы – команда музея – пробовали себя в стратегировании. Мы начали писать стратегические планы, концепции развития. То есть мы осваивали теоретический, философский подход к музейному делу и в итоге сформулировали, что, изучая прошлое, опираясь на настоящее, мы делаем это для будущего. В моём понимании музей – уникальное место, где эти три времени – прошлое, настоящее, будущее – соединяются.

– Но ведь это сегодня относится не ко всем музеям. Тольяттинский краеведческий музей не только хранит традиции и историю, он выглядит очень современно, «общается» с посетителями на языке новых технологий, смотрит в будущее.

– Нам повезло со спецификой, мы – краеведческий исторический музей. И мы рассматриваем всё, что есть, в исторической ретроспективе. А ещё музей – это люди, которые в нём работают. Очень большой след оставили сотрудники, которые работали в нашем музее. Это большие специалисты, профессионалы, светила в своей области.

– Значит, музей – это не только история, но и люди, которые его создают?

– Да, на меня лично большое влияние оказала Людмила Михайловна Савченко, хотя я под её руководством проработала немного – два с половиной года. Но я пришла в музей, который был не ограничен стенами. Я пришла сюда и буквально на следующий год стала членом команды проекта «Музейный пикник». А ведь, строго говоря, это не совсем музейный проект. Потому что классический музей замкнут на себе, а это был музей, широко распахнутый. Он стремился обнять весь город, включить в себя, в свою деятельность. И для меня до сих пор таких границ не существует в голове. Вспоминаю и Татьяну Анатольевну Якимову (сегодня – заведующая музеем Тольяттинского государственного университета. – Прим. ред.). Если я что-то не знала, бежала к ней с ручкой и бумажкой, записывала, потому что Татьяне Анатольевне не нужно было никуда заглядывать, она из головы выдавала потоки информации. Я до сих пор пользуюсь её историческими справками, которые она оставила в нашем научном архиве. У Елены Леонидовны Налётовой, специалиста методического направления, я училась, как смотреть источники, как организовывать любой вид деятельности. Наталья Михайловна Ланкова, которая сейчас является нашим директором, – человек уникальный, необыкновенной широты взглядов. Я у неё учусь выстраивать партнёрские сети. В музее у нас очень разные люди, каждый силён в чём-то своём. Это классные специалисты. Мы видим цель – и не видим препятствий. Порой очень мучаемся, каким путём к этой цели дойти. И спорим, иногда ругаемся. Но ощущение, что мы делаем максимум из возможного, есть. Спасибо за это всей нашей команде.

 

Исторические связи

– Как сложилось взаимодействие ТГУ и Тольяттинского краеведческого музея?

– Мы обращаемся к ТГУ как к высшей школе достаточно часто. Один из проектов недавнего прошлого – «Автомобильная столица». Он был приурочен к 50-летию выпуска первого автомобиля Волжского автозавода. Музей готовил большой исторический проект и пополнял экспозицию «XX век: Ставрополь – Тольятти». Задача была максимально собрать информацию про выпуск первого автомобиля. Как у всякого большого проекта, было несколько больших направлений. Кафедра истории ТГУ готовила для нас исторические справки. Елена Робертовна Раскатова с кафедры журналистики записывала для проекта интервью с вазовскими ветеранами, которые стояли у истоков создания завода. У нас сейчас можно посмотреть эти интервью, они в открытом доступе, в экспозиции. Периодически у музея бывают проекты, когда нам нужны базовые социологические исследования. Мы куда идём? Конечно, в ТГУ, на кафедру социологии. Эти специалисты нам делали исследования по гаражной тематике, по музейному кварталу. И, конечно, наша самая классная, любимая экспозиция «XX век: Ставрополь – Тольятти» создавалась в содружестве с ТГУ. Автором дизайн-проекта и визуальной концепции является Татьяна Николаевна Минсафина. Она создавала её, когда работала в ТГУ. К созданию экспозиции были привлечены тогдашние студенты ТГУ Михаил Осипов, Александра Щербина, Ольга Веретенникова. И получился проект, который высоко оценили не только тольяттинцы, но и специалисты-профессионалы федерального уровня.

Фото из личного архива

В режиме эксперимента

– За последние годы музей сгенерировал и воплотил много ярких проектов. Один из последних – «Ёлки – не палки». Как у вас родилась идея его создания?

– По дороге на работу я часто езжу мимо красивых елей, что растут на разделительной полосе на улице Баныкина. И вот я как-то обратила внимание, что с ними что-то не то. На самом деле, я себя ругаю сейчас, потому что я поздно это увидела. Но я не специалист и нарушения в их жизнедеятельности увидела поздновато. За время работы в музее я обросла большим количеством знакомств в очень разных сферах, поэтому попросила знакомого из Института экологии посмотреть, что с нашими елями. Он взял на анализы кору, хвою, корни, веточки. Потом пришёл и говорит: там завёлся гриб, который забивает питательные каналы растений. Если говорить максимально просто, языком обывателя, то этот гриб съедает все питательные вещества, в итоге к веточкам уже ничего не доходит. Дерево медленно погибает. Но оно борется, пытается выжить. Я задалась вопросом, можно ли ему помочь. Стало понятно, что, во-первых, нужны деньги, а во-вторых, просто так никто их не даст. Тут пригодился мой опыт проектной деятельности. Мы не раз выигрывали гранты благотворительного фонда Владимира Потанина. Поэтому я написала проект и внезапно его выиграла. Это было неожиданно, потому что я не очень готовилась. Обычно над проектами мы работаем долго, можем вынашивать их годами.

– Какова конечная цель проекта?

– У меня многие спрашивают: «А новые ели будете сажать? А что со старыми делать?» А я не могу дать однозначный ответ. Я писала проект о создании группы волонтёров и методике оздоровления елей. Мы не знаем, каков будет результат, мы сейчас работаем в режиме эксперимента. И мы не можем гарантировать, что вылечим деревья. Просто в городе никто этой проблемой ранее не занимался. Мне казалось важным, чтобы в Тольятти появилась группа людей, такая боеспособная единица, которая сможет потом решать проблемы каких-то других участков зелёных насаждений, не только этих елей. Ведь Тольятти строился не постепенно, а комплексно, так же и озеленение шло. А это значит, что и зелёный каркас города тоже обветшает и рухнет одномоментно. И это проблема.

Поэтому неплохо, что у нас есть такая общественная инициатива. И было бы здорово, если бы власти взяли наши наработки на вооружение. Большую часть проекта мы уже реализовали. Но у нас в планах не только лечение елей. Осенью мы организуем круглый стол, на котором хотим поднять вопросы, связанные с проблемами зелёных насаждений города. Мы в Тольятти очень хорошо умеем сажать лес. Мы его потеряли, и теперь есть много добровольцев, организаций, которые занимаются его восстановлением. С городскими насаждениями то же самое надо делать. Если у города нет средств и ресурсов на эти цели, значит, надо привлекать горожан. Это же в наших интересах.

– Значит, вы уже сформировали, сплотили ту самую «боевую единицу» по защите и восстановлению зелёных насаждений города? Сколько человек собралось?

– У нас есть свой чат, в нём порядка тридцати человек. Люди находят меня во «ВКонтакте», пишут, я добавляю людей в этот чат. Мы не всегда собираемся все вместе, чтобы внести удобрения, обрезать ветки и пр. Но актуальные вопросы, проблемы в чате обсуждаем все вместе всегда.

 

Движущая сила

– Зачем лично вы генерируете и претворяете в жизнь такие проекты? Это наверняка отнимает много сил, времени. Что является движущей силой?

– Сложно сказать, в какой момент мне стало это всё нужно и важно. Я тоже раньше смотрела на многие вещи и считала, что это не моя проблема. Но вдруг в какой-то момент ёлки стали моей проблемой. Моя единственная движущая сила: я хочу. То есть вот оно лично мне надо. Да, хочу, чтобы ёлки были зелёные. Ведь когда они засохнут и умрут, их спилят без меня. А ведь можно попробовать что-то сделать, чтобы они жили. Что ещё я хочу? Недавно сделала пешеходную экскурсию по старой части Шлюзового по просьбе Вячеслава Рябцова (выпускник ТГУ, председатель совета Тольяттинского территориального общественного самоуправления № 8 микрорайона Шлюзовой, общественный куратор проекта «ЭкоПарк Шлюзовой». – Прим. ред.). Зачем? Чтобы знания, которыми я обладаю, передать. Порой люди просто не видят того, что рядом. На Шлюзовом видят только оболочку – облупленные фасады. А почему-то не видят истории места, не понимают, насколько это красиво даже в облупленных фасадах. Не обращают внимания, что шлюзы и ГЭС – это огромная махина, построенная маленькими-маленькими людьми. И этим можно гордиться. Хочу, чтобы люди видели, знали, любили, гордились. Видимо, самая страшная человеческая движущая сила – «я хочу»!

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 14 (934) от 29.05.2024 г.

Просмотров: 2016

Читайте также:
1 - 3 из 1016
Страницы:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей