«Источник вдохновения учителя – в его учениках». Выпускница ТГУ Римма Давыдова – об игровых технологиях в педагогике

Как увлечь детей учёбой? Какие компетенции на самом деле важны начинающему специалисту? И как превратить учебный процесс в игру? Об этом в интервью корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» рассказывает Римма Давыдова, молодой педагог, выпускница кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» Тольяттинского государственного университета (ТГУ) 2020 года.

Создавая миры

– Римма, ты начала карьеру школьного учителя уже во время учёбы на втором курсе в ТГУ. С тех пор преподаёшь русский язык и литературу в школе села Верхнее Санчелеево. Как ты пришла к преподаванию? Как поняла, что хочешь и можешь передавать знания детям?

– Думаю, это судьба. До середины одиннадцатого класса я смутно представляла себе, кем хочу быть. Вариантов было множество: кондитер, психолог, журналист, педагог (да, довольно странный набор). И вот, когда я металась от одного направления к другому, мне совершенно случайно довелось примерить роль учителя русского и литературы. У пятого класса заболел педагог, и меня как старшеклассницу попросили провести пару уроков за неё. Тут всё и решилось. Общаться с детьми, открывать им то, о чём они даже не задумывались, самой узнавать новое – всё это произвело на меня настолько мощное впечатление, что сомнений не осталось: я хочу быть учителем! Причём именно русского языка и литературы (а что ещё может преподавать заядлый книголюб?).

– В этом учебном году ты занимаешься тремя классами: шестым, седьмым и девятым. И, насколько я знаю, два класса ты уже выпустила – девятый и одиннадцатый. С каким возрастом тебе больше нравится работать?

– Каждый возраст прекрасен по-своему. С шестым классом на уроках литературы мы больше работаем над сюжетом произведений. Глубоко копать пока не получается, многие исторические моменты им приходится объяснять на пальцах. Но зато в творческих работах возрастная непосредственность позволяет им не оглядываться на всякие «как надо», «чего от меня ждут». И работы зачастую рождаются интересные, оригинальные.

Седьмой класс – уже более серьёзные товарищи. Они пока только пытаются сформировать собственную точку зрения, отстоять её, но с ними уже можно строить беседу.

Уроки литературы у девятого класса – поистине завораживающее зрелище! Обсуждение произведения может вылиться в жаркую дискуссию, в жёсткую критику автора, персонажа или, наоборот, их яростную защиту. Процесс непредсказуемый, и наблюдать за общением ребят – одно удовольствие.

– Что для тебя важно в преподавательской работе? За что ценишь свою работу?

– На мой взгляд, в работе с детьми на первом месте стоит атмосфера. И её создаёт учитель. Она может быть рабочей, когда все жужжат и трудятся как пчёлки. Может быть творческой – и тогда класс превращается в мастерскую, ребята оживлённо выдвигают идеи, пытаются воплотить их. И совсем не важно, что мы делаем: создаём стенгазету, ставим спектакль, снимаем фильм – творческая волна захватывает всех и каждого. Атмосфера может быть и соревновательной, пробуждающей азарт, стремление выиграть (тут важно сохранить взаимоуважение, это опять же в руках учителя). Свою работу я люблю именно за это – за возможность создавать миры, в которых ребятам будет интересно узнавать, придумывать, воплощать.

Из зала суда на футбольное поле

– Твои уроки проходят нестандартно. В чём ты находишь вдохновение для творческой работы с ребятами?

– Вдохновение учителя, прежде всего, в его учениках. Я радуюсь даже маленьким успехам каждого из них. Иногда эта радость долгожданная: ты долго вкладываешься в ребёнка и наконец получаешь плоды. Но бывает и неожиданная радость: у ребёнка вдруг открывается талант, о котором никто не подозревал. В любом случае такие ситуации пробуждают желание работать, творить, наполняют энергией, дают возможность ещё раз убедиться, что «стоило жить, и работать стоило».

– Почему ты не остановилась на традиционном формате уроков и решила внедрять в учебный процесс игровые элементы?

– Русский язык – предмет не для многих учеников увлекательный. Чтобы вызвать интерес к предмету, приходится использовать интерактивные моменты, устраивать игры ребятам. Очень часто на уроках мы проводим викторины: элементарное деление на команды, выполнение заданий в разной последовательности... Это типичная схема с учениками младших классов, пятого и шестого.

Часто играем в лингвистический футбол. Ребята готовят дома вопросы по пройденной теме, отбирают несколько самых лучших, самых интересных, затем делятся на две команды, одна против другой выстраивает парты, и они забивают «голы» – задают вопросы. Если вторая команда смогла ответить, то «гол» не забит, отбились. А если ответить не смогли, то команде, задавшей этот вопрос, засчитывается «гол». Ребятам нравится, они начинают постепенно разбираться в теме. Если кто-то расслабленно на уроке сидел и одним ухом слушал, то тут приходится напрячься, потому что ещё большую роль играет командный дух. Команду подводить нельзя! Нужно и вопрос придумать, и самому знать на него ответ, потому что, если ты не знаешь ответа на свой же вопрос, «гол» не засчитается.

– А не бывает ли такого, что в процессе игры дети увлекаются и важная информация не усваивается? Как этого не допустить?

– На уроках по русскому языку в этом плане очень сильно помогают рабочие листы. Это лист четвёртого формата, где в определённой последовательности расписаны задания для учеников. И очень легко выстроить урок, перемещаясь от одного заданию к другому, выстраивая определённую логику и подводя ребят к открытиям, к освоению новой темы, только в интересном для них формате. Я всегда особое внимание обращаю на оформление. Ученику должно быть приятно держать подобный лист в руках, поэтому я делаю не просто распечатанный текст, а листы с продуманным оформлением, с тематическими картинками и другими элементами... Тогда детям будет и интересно, и приятно с ними работать.

– Думаю, что с литературой всё намного интересней. Какие игровые приёмы ты используешь при изучении литературных произведений со школьниками?

– Есть различные приёмы вовлечения ребят в анализ произведения, в работу над ним. Больше всего мои ученики любят всё, что связано с драматическим, с актёрским мастерством. Театр, кинематограф – это их любовь. Они ставят произведение, снимают буктрейлеры – небольшие видео, в которых либо содержание произведения отражено, либо описаны сюжетные линии. Особенно их вдохновляет игра во взрослых театралов или кинематографистов, когда распределяются роли: режиссёр, помощник режиссёра, кто-то отвечает за сценарий, кто-то готовит костюмы... Пришлось даже соорудить небольшую костюмерную. Ребята с большим удовольствием в эту игру включаются и незаметно для самих себя начинают изучать текст, потому что сценарий не напишешь, пока не прочитал произведение. Даже декораторам приходится вникать, как выглядит персонаж, что мы на него наденем, как он себя будет вести на сцене или в кадре. И мало-помалу ребята заинтересовываются чтением, начинают знакомиться с классикой.

– То есть учащихся средних классов такие уроки в формате игры привлекают. А как обстоят дела со старшими классами?

– У ребят постарше, восьмого и девятого класса, естественно, и задания сложнее. С ними мы проводим заседания дискуссионного клуба, где ребята могут высказать свою точку зрения по прочитанному произведению. В чём-то они не соглашаются друг с другом, у нас возникают споры, и очень радует, что к этому возрасту они уже умеют аргументировать своё мнение, приводят примеры из текста, подтверждают свои высказывания. Они искренне вовлечены в этот процесс, им действительно хочется выразить свой взгляд на произошедшее, на сюжетную линию, на персонажа. Весь этот спор настолько живой, искренний и яркий, и при всей этой яркости и эмоциональности ребята не забывают об уважении друг к другу, к произведению и его автору!

Иногда мы проводим литературные суды над героями произведений. Эта форма мне кажется одной из самых сложных, потому что в ней, кроме того, что следует знать произведение и уметь высказывать свои мысли, нужно ещё и придерживаться судебного регламента. Но ребята пытаются. Они заранее смотрят фильмы, чтобы увидеть, как обращаются друг к другу участники судебных заседаний. Адвокаты и прокуроры разрабатывают свою тактику, готовят речи. Конечно, невесело тем, кто оказывается на скамье подсудимых, но у них больше актёрская роль. Их задача – отыграть всё, что испытывает, чувствует персонаж в это время.

– Как помогает интерактивное образование в обучении детей?

– Регулярное использование этих приёмов приводит к тому, что ребята идут на урок, не зная, что их ждёт. Это вызывает у них интерес. А когда ребёнок приходит на урок с интересом, он работает по-другому, у него горят глаза, пробуждается жажда знаний, что, в свою очередь, приводит к определённым результатам.

Ребята любят мои предметы. Литературу, конечно, больше, русский чуть меньше, но тоже любят. Стараются выполнять досконально домашнее задание – а вдруг поделят на команды, и невыполненное домашнее задание скажется на товарищах? А этого допустить нельзя.

– Такой творческий подход: интерактивы, игровые моменты – результат работы преподавателей твоей кафедры или собственный опыт, полученный из практики?

– Методические приёмы, которые помогают разнообразить уроки и заинтересовать ребят, долго собирались и отшлифовывались. Эта коллекция продолжает пополняться и сейчас. Конечно же, моя кафедра сыграла в этом важную роль. Много интересных моментов я почерпнула на парах по методике преподавания литературы. Это была одна из самых любимых дисциплин! Людмила Александровна Сомова свои примером показывала, как захватить внимание аудитории и удерживать его всю пару. Её советы и методические наработки помогают мне в работе до сих пор. Помимо этого, на кафедре часто проводились филологические интерактивы для школьников (квесты, творческие занятия). Наблюдая за тем, как завкафедрой Ольга Дмитриевна Паршина организовывала все эти увлекательные проекты, я незаметно для себя самой напитывалась творческой энергией и бережно складывала полученное в свою «копилочку». Так что да, родная и любимая кафедра дала мне заряд и направление, в котором я продолжаю двигаться.

Филологический (С)КЛАД

– Помимо творческой работы со своими учениками, ты разрабатываешь нестандартные задания и интерактивные уроки для учащихся разных классов. Как возникла идея создать авторские сборники заданий и сообщество «Филологический (С)КЛАД»?

– «Филологический (С)КЛАД» родился, можно сказать, из читательских дневников. Мне очень захотелось сделать летнее чтение ребят более осмысленным. Для этого нужно было дать им задание, которое следовало как-то оформить. Когда я села за эту работу, я поняла, что получается действительно что-то интересное, и так этим всем впечатлилась, что подумала: для одних моих учеников это многовато, пора выпускать читательские дневники и задания в мир. Тогда и пришла идея создать такое сообщество во «ВКонтакте», оно будет всегда полезно коллегам-преподавателям, филологам. И для меня это определённая самореализация.

Мне кажется, если у человека в голове рождаются интересные проекты, надо хвататься за них и стараться побыстрее всё это претворить в жизнь. Если этого не делать, отключается «канал связи», идеи перестают приходить. А в моей профессии это равносильно смерти. Если ты не можешь придумать что-то новое о том, как заинтересовать ученика, то грош цена тебе как учителю.

– Когда ты разрабатываешь задания, на что обращаешь больше внимания?

– Задания разрабатываются по-разному. Иногда в голову приходит готовое решение, как объяснить тот или иной момент, или готовая идея, как в игровой манере повторить тему с детьми, чтобы им было понятно и весело. Иногда бывает, что основу идеи, её зерно я у кого-то подглядела или услышала. И уже начинаю наращивать, разрабатывать эту идею, доделывать её, доводить до совершенства, чтобы она подходила для моих уроков и моих учеников, чтобы была им интересна и полезна на занятиях.

Смысл разработки этих методик – помочь педагогам сделать уроки более увлекательными, интересными, приятными детям, чтобы им хотелось приходить на урок в школу, чтобы они наслаждались учёбой, чтобы она была для них в радость.

– Римма, твои творческие задания на постоянной основе публикует кафедра «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ в своей группе во «ВКонтакте». В каких отношениях с кафедрой ты сейчас?

– Связь с кафедрой после выпуска у нас не прерывалась. Любимые педагоги следили и продолжают следить за нашими успехами, достижениями, поддерживать нас. В группе кафедры регулярно публикуются материалы о выпускниках кафедры, мои наработки попали в их число. Хочется сказать огромное спасибо заведующей кафедрой Ольге Дмитриевне Паршиной за такое внимание к работе и творчеству бывших студентов! Мы это ценим!

В этом году моё сотрудничество с кафедрой стало ещё теснее: меня пригласили поделиться опытом преподавания литературы со студентами-филологами четвёртого курса. С радостью согласилась! Конечно, работа со студентами отличается от преподавания в школе, приходится немного перестраиваться, но мне очень нравится. Ребята замечательные и работать – одно удовольствие! Надеюсь, смогу быть им полезна.

Фото автора

Просмотров: 874
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей