На одной волне со студентами. Молодые педагоги Тольяттинского госуниверситета – о выборе профессии
19 ноября 2023

Вдохновить к изучению наук, помочь в достижении амбициозных целей, разжечь стремление к поиску нового и научить находить ответы на самые сложные вопросы – вот задачи преподавателей университета. Ежедневно они передают свои знания и опыт студентам, вдохновляя порой личным примером. 19 ноября в России отмечают День преподавателя высшей школы. Праздник учреждён в 2021 году, который указом президента России был объявлен Годом науки и технологий. И это ещё раз подчёркивает ценность преподавательского труда и научных знаний.

Накануне профессионального праздника молодые преподаватели Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) рассказали о причинах выбора профессии, о мотивации в работе и о том, какими качествами должен обладать педагог высшей школы.

Фото: Артём Чернявский

«Пришлось «ломать» себя, чтобы перестроиться от студента до преподавателя»

Антон Герасимов, 25 лет, ассистент кафедры «Прикладная математика и информатика» института математики, физики и информационных технологий ТГУ:

– Я планировал работать программистом. Сидеть в какой-нибудь хорошей компании и писать коды. Но как-то не сложилось. Перегорел. Решил продолжить обучение в магистратуре Тольяттинского госуниверситета и параллельно получил предложение о работе на кафедре «Прикладная математика и информатика». Первый рабочий семестр был действительно тяжёлым. Пришлось «ломать» себя, чтобы перестроиться от студента до преподавателя. Но заручившись поддержкой коллег, адаптировался и достаточно быстро привык к новой роли. Со временем начал понимать, как правильно проводить пары, принимать практику. Заметил, кстати, что студенты свободнее себя чувствуют на парах со мной: им проще говорить об ошибках, задавать вопросы, они не стесняются, что чего-то не знают.

В университете не получится только работать со студентами. Сама должность преподавателя требует развития. Поэтому я занимаюсь ещё и научной работой, пишу диссертацию по педагогике и применению дополненной виртуальной и смешанной реальности при подготовке детей старшего дошкольного возраста.

Тем, кто рассматривает преподавание как свою будущую деятельность, советую постоянно развиваться, всегда изучать что-то, не стоять на месте.

 

«Работа в школе – это незакрытый гештальт»

Кнарик Буниатян, 23 года, ассистент кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» гуманитарно-педагогического института ТГУ:

– В моей семье много педагогов. Поэтому желание преподавать, можно сказать, передалось мне на генетическом уровне. Когда я выбирала профессию, то думала о работе в школе. После окончания ТГУ мне предложили стать ассистентом на кафедре «Русский язык, литература и лингвокриминалистика», и я согласилась. Хотелось попробовать что-то новое, поработать со студентами, поскольку был только опыт преподавания школьникам. До сих пор для меня работа в школе – это незакрытый гештальт. Ещё я хотела бы стать экспертом ЕГЭ и развивать филологическое образование в Тольятти. Но пока с радостью преподаю в ТГУ!

Во время учёбы в Тольяттинском госуниверситете я была очень активным студентом, была и участником, и организатором многих студенческих мероприятий, непосредственно работу профессорско-преподавательского состава я не видела. С осени 2022 года постепенно начала вникать во все вопросы. Студентам, скорее всего, кажется, что преподаватели так легко справляются со всем. На самом деле у преподавателей просто бездна работы. И когда ты погружаешься в неё с головой, ещё больше начинаешь ценить труд преподавателей и сотрудников ТГУ.

Впрочем, не сказала бы, что быть молодым преподавателем в нашем университете тяжело. Во-первых, старшие коллеги всегда поддерживают и направляют. Во-вторых, интересно и забавно наблюдать за реакцией студентов, когда они впервые знакомятся с тобой. Есть стереотип, как должен выглядеть преподаватель. И вдруг заходишь ты – молодая, улыбающаяся – и говоришь: «Я ваш преподаватель». Первые минут пять наблюдаешь шок, а дальше – общение идёт легко. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, студенты уважительно относятся ко мне, выполняют все требования. И есть плюсы: они не боятся высказывать мне своё мнение, рассуждать, анализировать и, главное, задавать вопросы. Кстати, я продолжаю обучение в ТГУ на втором курсе магистратуры по направлению «Лингвистическая экспертиза» и занимаюсь научной деятельностью – пишу статьи для участия в международных конкурсах и конференциях.

Будущим преподавателям я бы посоветовала сначала поработать со школьниками. Все мы родом из детства, и хорошо было бы попробовать применять своё педагогическое мастерство с младшенькими, а потом переходить уже к взрослым ученикам. Также важно разносторонне развивать себя. Большой опыт приносят выступления на конференциях, участие в конкурсах на предоставление грантов. Плюс это придаёт уверенности, которая обязательно пригодится при работе со студентами. И ещё совет – ничего не бояться! Если действительно хочется преподавать, то можно заручиться поддержкой старших коллег. Они всегда рады передать опыт, знания. Послушайте их, переймите лучшее и смело идите вперёд.


«В университете можно подключить весь свой креатив»

Елизавета Свешникова, 25 лет, ассистент кафедр «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Теория и практика перевода» гуманитарно-педагогического института ТГУ:

– Я училась на бакалавриате в ТГУ на кафедре «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», затем продолжила обучение в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена в Санкт-Петербурге. Получив диплом, вернулась в родной Тольятти и в любимый Тольяттинский госуниверситет – именно здесь преподаватели вдохновили меня на то, чтобы преподавать.

Вообще мне с детства нравилось что-то объяснять и разъяснять. Кроме мамы, в семье это желание никто не поддерживал, хотели, чтобы я стала либо врачом, либо юристом. Однако я настояла на своём и считаю, что сделала правильно. Уже в 11-м классе давала уроки как репетитор, продолжала работать и став студенткой ТГУ. Вначале волновалась: смотрела на ученика, понимала, что он боится, но и я переживаю ничуть не меньше, хотя план занятий расписан у меня буквально по минутам. Так что практику преподавания я освоила давно, ещё до того, как этот предмет появился в моём учебном плане.

Работа преподавателя в университете очень отличается от репетиторства. Нужно выстраивать не только отношения «преподаватель – ученик», но и человеческие отношения. В общении со студентами многое завязано на понимании и доверии. Бывает, меня спрашивают: мешает ли мне мой возраст в работе или помогает? Думаю, больше помогает. У меня есть возможность построить занятия, основываясь не только на тех темах, которые нужно пройти, но и опираясь на интересы студентов. Зачастую они совпадают с моими интересами. Например, я веду занятия по английскому языку у студентов института математики, физики и информационных технологий ТГУ. Большинство из них, как правило, любят компьютерные игры. Мне эта тема тоже близка. И мы можем построить наше занятие, обсуждая геймерскую индустрию.

Работа в университете привлекает меня намного больше, чем, скажем, в школе или лингвистическом центре. Здесь больше возможностей проявить себя творчески. Можно подключить весь свой креатив, и никто не будет требовать от тебя формального следования рабочей программе. Работа в ТГУ трудоёмкая: нужно проявлять себя в научном, творческом планах, заниматься профориентационной деятельностью. Нельзя прийти преподавать в университет и работать только на студентов и для них. Необходимо прорабатывать темы для школьников-абитуриентов, которых нужно привлекать в стены ТГУ, и для тех, кто получает в университете дополнительное образование.

Всем, кто хотел бы стать преподавателем, советую – подумать дважды. Не каждый может работать в этой сфере. Есть люди, которые методику изучали, предмет знают – и знают хорошо, но вот не даётся им донести знания до студента! Нужно много практиковаться в том, чтобы объяснить что-то даже своим друзьям, оценить, можешь ли ты вообще объяснить, достаточно ли тебе терпения, навыков, словарного запаса? А если железобетонно решили идти преподавать в вуз, то необходимо понимать: вы всегда будете не только преподавателем, но и вечным студентом. Чтобы кого-то научить, нужно самому постоянно узнавать и изучать что-то новое.


«Первую пару веду я, на второй учусь сам»

Андрей Кудинов, 23 года, лаборант-исследователь, ассистент центра медицинской химии ТГУ:

– С третьего курса я начал работать в лаборатории центра медицинской химии ТГУ, занимался синтезом биологически активных веществ. Параллельно с этим периодически помогал старшим коллегам в проведении учебных занятий и лабораторных. Так заинтересовался наукой. Меня увлекло молекулярное моделирование – это область вычислительной химии с использованием методов, которыми можно, например, не синтезируя вещество, довольно точно предсказать, какой биологической активностью оно будет обладать.

После получения диплома ни секунды не раздумывал, когда предложили параллельно с наукой преподавать в ТГУ мою любимую дисциплину «Основы молекулярного моделирования биологически активных веществ». Мне хотелось стать частью научно-педагогического коллектива университета, внести свой вклад в большое общее дело. Я очень вдохновлён своими преподавателями, научным руководителем и тем, чем они занимаются. Хочу продолжать делать то, что мне интересно, и реализоваться как учёный и преподаватель.

Первое время в роли преподавателя испытывал небольшой диссонанс: первую пару веду я у студентов бакалавриата, на второй учусь сам как студент магистратуры. Забавно. Со студентами мне общаться легко. Порой задать откровенно «глупый» вопрос профессору или кандидату наук стыдно и страшно, а мне можно. Две основных задачи любого вуза: генерация и передача знаний. Первая – это чисто научная деятельность, а вторая – как раз преподавательская. Это очень круто, когда сначала можно в ходе лекции или практического занятия познакомить студентов с какой-либо научной проблемой, а затем отправиться её решать в рамках лабораторных или дипломных работ. Лично для меня работа в ТГУ – это ещё и возможность принимать участие в наукоёмких проектах. Это хороший способ постоянно поддерживать себя «в форме», совершенствоваться и быть в курсе последних достижений в своей предметной области.

 

«В ТГУ совмещаю два любимых занятия – преподавание и приготовление пищи»

Евгения Серебрякова, 22 года, ассистент кафедры «Технологии производства пищевой продукции и организация общественного питания» института химии и энергетики ТГУ:

– Я очень хотела работать поваром. После окончания ТГУ устроилась на работу в ресторан. Предложение преподавать в университете приняла как вариант для развития, да и попробовать что-то новое хотелось. К тому же всегда любила делиться знаниями с другими. В детстве хотела быть и воспитателем, и учителем. Но потом со временем решила, что приготовление еды привлекает меня больше. И в ТГУ решила совместить два любимых занятия: преподавать по предмету, связанному с технологией приготовления различных блюд.

Преподавать очень интересно. Ещё недавно сама сидела на месте студентов, а сегодня уже делюсь с ними знаниями. Помню, когда впервые зашла в аудиторию в качестве преподавателя, студенты были очень удивлены и поинтересовались, не новая ли я одногруппница. С ними я не стараюсь показаться старше, но и вести себя, как с равными, нельзя. Стараюсь держать дистанцию. Думаю, что в плане учёбы им со мной проще общаться. Они не переживают о том, что могут показаться незнающими. А ещё первокурсники задают вопросы из серии «А что будет дальше?», так как знают, что я сама недавно закончила обучение в ТГУ. Собственно, я и сейчас продолжаю учиться. Учусь быть преподавателем. Ведь кто это такой? Человек, который в понятной форме должен донести до студентов информацию и не только донести, а ещё и помочь усвоить её. Более того, в студенте нужно попытаться пробудить интерес к предмету, увлечь так, чтобы он учился не только ради баллов и оценок, но и потому, что ему нравится и хочется что-то новое для себя узнать.

Если хотите стать преподавателем, то слушайте своё сердце. Если оно призывает попробовать – попробуйте. Но это не значит, что вы с головой должны уходить только в преподавание. Рассматривайте и другие направления. Плюс университета в том, что есть много возможностей для развития, например, в научной и творческой сферах. 

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 26 (915) от 15.11.2023 г.

Подготовила Екатерина Тамаркина, студентка ТГУ

Просмотров: 10789
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей