Редкий кадр. Александра Орлянская: когда полицейский становится педагогом

Статистика неумолима: в России год от года растёт количество ДТП с участием детей. В Тольятти только в 2023 году зафиксировано 91 ДТП с участием детей, в которых 98 детей получили травмы.

Непростая это задача – научить детей безопасному поведению на дороге. Как объяснить ребёнку, что в транспорте важно пользоваться ремнями безопасности? Как убедить, что переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора? Как доступно объяснить все правила дорожного движения (ПДД)? Майор полиции и целевой аспирант кафедры «Педагогика и психология» Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Александра Орлянская разрабатывает инновационные методики и программы обучения детей ПДД. В интервью корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Александра рассказала, как совмещает научную деятельность с основной работой и как ей в этом помогает семья.

Александра Орлянская. Фото из личного архива

От мечты о справедливости – к безопасности на дорогах

– Александра Валерьевна, чем вы руководствовались при выборе профессии?

– Когда я училась в школе, мне хотелось, чтобы везде была справедливость. Мечтая о карьере в прокуратуре, я стремилась к тому, чтобы в мире царили равенство и закон. Получив первое высшее юридическое образование в Самарской гуманитарной академии, была готова добиваться справедливости и истины в сфере правоохранительной деятельности. Однако судьба распорядилась иначе, и я начала работать инспектором в МВД. Сначала десять лет работала в ГИБДД Ставропольского района, после – пять лет в ГИБДД по городу Жигулёвску. С 2016 года перешла в Госавтоинспекцию города Тольятти, где до сих пор и работаю.

– В какой момент вы решили, что вам недостаточно одного юридического образования и вы хотите получить ещё и педагогическое?

– Понимание пришло после того, как я стала больше взаимодействовать с образовательными учреждениями. Передо мной стояла задача узнать, насколько хорошо ведётся профилактическая работа с детьми, чтобы на наших дорогах было как можно меньше ДТП, в которых получают травмы дети. Я решила получить педагогическое образование, чтобы стать квалифицированным специалистом и иметь возможность помочь педагогам передавать детям полезную информацию о правилах дорожного движения. Считаю, что знание правил и навыков безопасного поведения на дороге необходимо в современном мире: автомобилизация растёт, а количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается. Мой выбор образования обусловлен стремлением помочь детям осознать важность соблюдения ПДД для своей безопасности и безопасности окружающих.

– Как вы показываете детям на практике значимость соблюдения правил дорожного движения?

– Мы подбираем доступный формат согласно возрастным особенностям детей, например, дошкольникам и учащимся младших классов предлагаем мультипликационный материал. Нам важно создать интерактивную и запоминающуюся атмосферу. Подходящим методом является использование игр и ролевых ситуаций, в которых дети могут самостоятельно применить знания в действии. Например, для того, чтобы научить ребёнка безопасности во время поездки на автомобиле, мы рекомендуем использовать специальный ремень, который позволяет ему чувствовать себя комфортно и защитит от возможных травм. Мы проводим небольшой эксперимент: ребёнка пристёгиваем импровизированным ремнём безопасности и просим его наклониться и ощутить разницу между пристёгнутым и непристёгнутым состоянием. Таким образом, мы можем убедиться, что в случае столкновения автомобилей его голова будет в безопасности.

У детей также есть уникальная возможность заглянуть внутрь патрульного автомобиля и узнать все секреты этого транспортного средства. Каждый ребёнок может попробовать себя в роли патрульного: нажать на кнопки управления световыми сигналами и сиреной, поговорить через громкоговоритель, повторяя за сотрудниками фразы о необходимости быть внимательным и осторожным на дороге.

– Какие кейсы и задания по ПДД вы предлагаете учащимся старших классов?

– Мы используем видео с конкретных ДТП, показываем интервью очевидцев происшествия или самих пострадавших. Мы всегда говорим о том, что любое нарушение ПДД приводит к разделению жизни на до и после. То есть жил себе человек спокойно, в один момент перешёл дорогу в неположенном месте, и его сбила машина. Пострадавший остался инвалидом на всю жизнь. А в чём причина? В нарушении одного конкретного пункта правил – переход в неположенном месте. Мы стремимся к тому, чтобы каждый человек не только знал, а именно соблюдал правила безопасного поведения на дорогах и мог предотвратить возможные опасные ситуации.

Одна из самых сложных задач в нашей работе, связанной с безопасностью на дороге, – убеждать людей в важности соблюдения правил. Глядя на других участников дорожного движения, мы можем извлечь уроки и избежать совершения тех же ошибок, которые они допустили. Ведь мудрый человек учится не только на своих собственных промахах, но и на опыте других.

– Какими методами вы стараетесь показать людям, как важно соблюдать правила дорожного движения?

– На родительские собрания в школы и детские сады, на встречи со студентами вузов и колледжей сотрудники полиции приезжают вместе с представителями МЧС и медиками. Они показывают ужасающие фото «собранных» после ДТП людей. Помимо элементарных правил на таких встречах затрагиваются темы оказания первой помощи. Чаще всего спасатели объясняют, что важно не предпринимать никаких действий, если у вас нет соответствующего медицинского образования, поскольку это может нанести вред пострадавшему. Они рекомендуют уточнить, имеются ли у травмированных хронические заболевания, или советуют дать попить воды. Так вы больше поможете врачу. Нужно разговаривать: пока человек в сознании и его мозг работает, шансов спасти его больше. У нас было ДТП, в котором муж очень старался помочь жене, но своими действиями только навредил ей. Он громко ругался, что скорая помощь едет долго (конечно, в такой экстренной ситуации секунда кажется вечностью). В итоге муж выдернул жену из машины и потащил на руках. И вот из-за того, что он нарушил правила транспортировки пострадавшего, последствия стали необратимыми. Жена умерла... А если бы приехали врачи и всё сделали правильно, возможно, удалось бы сохранить ей жизнь.

 

Патруль знаний

– Почему вы решили разработать авторскую программу «Дорога БЕЗопасности» для педагогов?

– В 2021 году я защитила в Тольяттинском госуниверситете магистерскую диссертацию «Формирование у школьников культуры безопасного движения на дорогах в условиях современного города». В процессе работы я поняла, что нет единых подходов к обучению детей ПДД. Необходимо внушить детям с самого раннего возраста, насколько важно следовать правилам дорожного движения, так как от этого знания может зависеть их жизнь. Моей задачей было помочь педагогам подобрать дидактический материал и показать, как можно интересно интегрировать правила дорожного движения в обязательные дисциплины.

В школах сейчас нет в расписании отдельного урока по ПДД. Я посещала разные внеклассные мероприятия в образовательных учреждениях, посвящённые правилам дорожного движения, и сталкивалась с тем, что даже педагоги неоднократно допускали ошибки. Например, на одном из таких мероприятий дорожные знаки были перепутаны. Педагог был уверен, что красный треугольник, внутри которого расположен человечек, – это знак, обозначающий пешеходный переход и разрешающий перейти в этом месте дорогу. Да, этот знак действительно называется «Пешеходный переход». Однако это предупреждающий знак для водителей, который обозначает приближение к пешеходному переходу.

– Какие темы вы включили в свой авторский курс?

– Сначала я решила показать нарезку происшествий с тольяттинских дорог, на которых получили травмы дети. Я напоминала участникам о том, что все события, представленные на экране, разворачиваются в нашем городе, а не где-то далеко. Мы также применяем интерактивные методы, которые позволяют слушателям погрузиться в ситуации, возникающие на дороге. Это помогает им лучше понять, как правильно действовать в различных обстоятельствах.

– В каком формате участникам предлагалось освоить курс?

– Занятия проводились в игровом очном формате совместно с институтом дополнительного образования «Жигулёвская долина» Тольяттинского государственного университета. Слушатели выступали в роли пешеходов, велосипедистов и самокатчиков. Педагогам предлагались конкретные кейсы, которые они должны были самостоятельно решить. Содержание курса участники осваивали через личный опыт и погружение в интерактивы. После окончания курса я провела опрос среди педагогов. Девяносто процентов опрошенных подчеркнули крайнюю важность пройденного ими курса, отметив, что они обогатили свои знания. Семьдесят процентов педагогов выразили желание получить готовую программу, с помощью которой они могли бы усовершенствовать свою образовательную практику.

Чтобы уменьшить количество ДТП с участием пешеходов, необходимо обучить детей быть более внимательными. Основной акцент здесь направлен на развитие внимания и бокового зрения. В формате игры я предоставляла участникам курса возможность найти лишние элементы на картинках. Важно было не только проверить внимание, но и оценить скорость реакции. Мы провели эксперимент, в котором один человек держал линейку и в один момент быстро отпускал, а другой должен был ловко её поймать. Участвовали как взрослые, так и дети. Многие осознали, что нужно улучшать свою реакцию, чтобы уметь быстро ориентироваться в ситуации.

– Чем ваша программа отличается от других?

– Уникальность в том, что каждый модуль программы можно интегрировать в учебный план. Каждый из них соответствует своему уровню сложности, начиная с класса 1 и заканчивая 4-м классом. Педагогу необязательно подстраивать предмет под программу, он может в рамках своей внеурочной деятельности взять один из модулей и реализовывать его на уроке.

Основная идея программы заключается в том, чтобы дети могли освоить правила дорожного движения не только на уровне теории, но и на практике. Поэтому каждый урок, охватываемый программой, оформлен демонстрационными материалами, которые помогают визуализировать учебный материал и сделать процесс его изучения более наглядным и увлекательным. Также я стремлюсь создавать подборки короткометражек к каждому уроку, чтобы дополнительно поддерживать внимание и интерес учащихся. Такой подход позволяет учесть психолого-возрастные особенности младших школьников и сделать обучение более эффективным.

 

Объять необъятное

– Невероятно интересно наблюдать за вами. Вы мама в декрете, при этом вам удаётся не только заботиться о троих детях, но и успешно развиваться в профессиональной сфере. Как у вас всё это получается?

– Признаюсь, у меня не двадцать четыре часа в сутках. Я ночами учила материал для поступления в аспирантуру, на тот момент меня два месяца как выписали из роддома. А надо было учить философию, английский – в общем, серьёзно готовиться к поступлению. Это было, конечно, для меня тяжёлое время. Разрабатывая авторскую программу, я понимала, что днём просто не успеваю выделить на это время, поэтому только ночью бралась за работу. Нашей семье очень повезло с бабушками и с дедушками, которые всегда готовы помочь.

Вы разрабатываете новый курс, который поможет педагогам проводить уроки в образовательных учреждениях. А вы проверяли методы и приёмы, которые хотите включить в курс, на своих детях?

– Да, так как программа предусмотрена для начальной школы, то какие-то методы и приёмы я опробовала на своей средней дочке, ей сейчас девять лет. Я хотела посмотреть, насколько сложно или легко ей будет усвоить правила. Некоторые психологические моменты обсуждала со старшей, так как она сама сейчас обучается на педагога и ей интересно погрузиться в совместное профессиональное обсуждение.

Когда я вижу глаза матерей, переживших автокатастрофы, сердце сжимается. Поэтому я всегда настаиваю на том, чтобы мои дети как можно дольше избегали самостоятельных поездок. Однако, осознавая, что моя старшая дочь уже освоила навыки вождения, я горжусь её умением управлять машиной. Я всегда напоминаю ей о важности пристёгивания ремней безопасности, несмотря на её опыт и мастерство за рулём. Младшая дочь, хоть и выражает недовольство, всё же слушается и сидит в автолюльке во время поездок. Этот момент безопасности и заботы для меня является приоритетом.

Семья у меня на первом месте. Мы всё обсуждаем вместе. Если возникают новые идеи или требуются рекомендации, я всегда знаю, кто мне в этом поможет. Я ценю время, проведённое в кругу семьи, несмотря на занятость и напряжённый график. Семья для меня – это не только опора, но и источник вдохновения. Мы всегда вместе находим решения и обсуждаем все важные вопросы. Поддержка близких играет ключевую роль в моей жизни.

– Какой совет вы могли бы дать людям, которые сталкиваются с постоянным дефицитом времени?

– Важно верить, что нет ничего невозможного. Всегда можно найти время на всё, что по-настоящему важно для тебя. Я верю в бесконечные возможности и потенциал каждого из нас. Нужно научиться ценить и использовать время мудро, чтобы достичь своих целей и сделать мир ярче и насыщеннее.

Просмотров: 3989
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей