Способен ли тольяттинский бизнес выйти на Российский рынок? Не только выйти, но и стать успешным? Владелицы ателье «Пташки» Татьяна Красюкова и Елена Ерофеева доказали, что это вполне реально. Их путь прямое доказательство того, что надо внимательно относиться к знакам судьбы.
Мы разговариваем в мастерской, которая расположена в Портпоселке. В помещении огромные окна от потолка до пола, большой стол и уютный диван. Тихо падают большие снежные хлопья, мы пьем ароматный чай. В какой-то момент в окне показывается синичка. Девушки смеются и говорят, что птички частенько сюда залетают.
Татьяна Красюкова родилась в семье инженеров. Папа – инженер электрик, мама – геолог. Бабушки, дедушки и родственники тоже «технари», поэтому не удивительно, что с детства Татьяна хотела стать архитектором. Также с малых лет она носила платья, сшитые мамой. У неё же Татьяна научилась делать одежду. Она и сейчас помнит свой первый наряд, который сшила в 13 лет – желтое летнее платьице с вышивкой бисером.
Когда героиня выросла – решила поступать в архитектурно-строительный институт Тольяттинского государственного университета на специальность «промышленное гражданское строительство» (ПГС).
Елена Ерофеева училась на одном потоке с Татьяной. В детстве она очень любила точные науки, а по вечерам ходила на уроки рисования в художественную школу. Закончила физико-математический лицей в Тольятти и поступила на инженера ПГС с расчетом на то, что вторым высшим образованием станет дизайн интерьера.
В 2013 году судьба дала Татьяне шанс реализовать себя творчески: ни в одном свадебном салоне она не нашла платья, подходящего для её торжества. Героиня решила сшить его сама. Мама отговаривала, говоря, что шитье платья – долгий и тяжелый труд. Но после совместного похода по магазинам она сказала: шей.
В отличие от приевшихся «магазинных» пышных юбок или «русалочьих» силуэтов, платье Татьяны получилось очень простым, но при этом изысканным. Белое, с тонким кружевом и вышивкой, оно казалось невесомым и очаровывало простотой покроя.
Фотографы просили её позировать в нем на фотосессиях или одолжить для съемок. Так Татьяна поняла, что интересна как модельер.
В университете Татьяна и Елена общались мало, но через год после его окончания они встретились на Жигулевской кругосветке. Их команда шла по маршруту вдоль Самарской Луки. Они спали в палатках, жгли костры, даже перетаскивали лодки по отмели на себе, как бурлаки. Девушки много общались и поняли, что у них совпадают вкусы. В этих суровых походных условиях у девушек родилась идея создать что-то красивое. Героини решили открыть мастерскую с легким и воздушным названием. Так и зародился бренд «Пташки».
Работать мастерская «Пташки» начала в 2015 году. После основной работы девушки шили платья в маленькой комнате в квартире у Татьяны и в то же время изучали рынок, рисовали эскизы, выбирали ведущую линию для будущей коллекции. За год они вдвоем создали 11 нарядов, в основе которых было то самое свадебное платье Татьяны. В итоге первая коллекция зацепила покупателя именно своей легкостью: силуэты понятны, не утяжелены сложными юбками и тугими корсетами, использовались белые, кремовые цвета, и, конечно же, ручная вышивка. На лифах и плечах сплетались цветочные орнаменты, а застегивались платья на маленькие блестящие пуговки. Коллекция, которую выпустили по примеру известных модных домов, распродалась сразу после выхода.
Вторая коллекция вышла в 2017 году и заметно отличается от первой. В этот раз героини сделали платья более сложными по конструкции: экспериментировали с многослойностью и корсажами. К основным цветам добавили розовые и голубоватые оттенки, появились несколько моделей черного цвета. Девушки работали с лентами и сложными вышивками. От первой коллекции остается многослойность юбок, но добавляется ассиметрия. Многие платья состоят из нескольких частей, которые можно комбинировать по отдельности. Вышло 12 более ярких и сложных платьев. И более дорогих. Поэтому не вся коллекция находит своего покупателя сразу.
– На самом деле это трудоемкая работа с огромным количеством нюансов и деталей, и, к сожалению, не такая прибыльная, как может показаться. Главное отличие этого бизнеса – сумасшедшие трудозатраты и количество ресурсов в рамках одного конкретного продукта, что сильно снижает твой доход. Но с другой стороны, этот бизнес дает большие возможности для развития фантазии и постоянные поводы видеть и создавать прекрасное, – прокомментировала Татьяна.
Натуральность становится отличительной чертой платьев мастерской «Пташки». Она видна в растительных орнаментах вышивки, во внешнем виде платья. Девушки используют натуральные ткани: шьют из шелкового или хлопкового бархата, жаккарда (ткань, похожая на плетение или гобелен). Работы мастерской актуальны сегодня, когда многие дизайнеры и визажисты делают ставку именно на естественность.
– При создании коллекции я не ограничиваю себя в источниках вдохновения. В коллекциях других модельеров можно посмотреть формы, но это не первое и не единственное, что поможет на этапе рождения идеи. Недавно я увидела, как на заборе висели растянутые веревки и по ним интересным узором рос плющ. Теперь хочу это использовать в коллекции, мы вообще очень любим растительные орнаменты, – отметила Татьяна.
– Часто идеи приходят в магазине на этапе выбора ткани или отделки. Берешь в руки ткань и понимаешь, что с ней хочешь и можешь сделаешь. Вдохновляемся бусинками, цветовыми решениями, текстурами. Иногда бывает, что приходит клиентка, мы смотрим на нее и уже понимаем, какое ей может подойти платье, – дополнила Елена.
– Могу с уверенностью сказать, что, если следовать только трендам и постоянно бежать за чем-то новым, быстро выгоришь. Поэтому нужно привносить изюминку в работы, которые опираются на тренды и желания аудитории, – поделилась Елена.
– Стараюсь исходить из опыта: смотреть что нужно потребителю, но привносить что-то личное. Мой главный критерий качества – это то, что конечный итог нравится мне самой. Дизайнеров часто спрашивают для кого создана коллекция. Да не для кого. Для меня! Любое из платьев я бы сама надела. И вдвойне приятно видеть, что это нравится и другим тоже, – сказала Татьяна.
Сегодня девушки нашли баланс между коммерческими заказами и выпуском творческих коллекций. У мастерской сложился свой неповторимый стиль и «Пташки», по словам Татьяны, кажется, нашли свою нишу:
– Нишу бизнеса в этом городе мы еще не до конца «прощупали». Но однозначно могу сказать, что многие ателье не успели подстроиться под резко изменившуюся моду на свадебные платья. Начался период смены ведущих игроков и ухода старожилов. Надеюсь, мы с нашим стилем попали в тренд.
Работа с клиентом в ателье «Пташки» всегда начинается с беседы. Вместе девушки выясняют интересы посетительницы, ее предпочтения, любимые цвета. После разговора они понимают, каким будет платье.
Однажды в ателье позвонили из Москвы. Клиентке понадобилось платье, которое уже было продано и «уехало» во Флоренцию. В итоге договорились, что «Пташки» сошьют еще одно – точно такое же. На следующий день клиентка уже стояла на пороге ателье. Девушка приехала из Москвы меньше чем за сутки и рассказала, каким видит свое свадебное платье. «Пташки» поняли, что оно должно быть совершенно другим. Наряд шили без финальной примерки, Татьяна просто учла размеры и параметры платьев, которые девушка примеряла у них в мастерской. От первоначального варианта остался только цвет – изменилась и форма юбки, и рукава. Примерив платье, девушка очень удивилась тому, что платье и без примерок село идеально.
– Как бы заказ не был похож на чей-то еще, итоговый вариант у нас всегда выходит очень индивидуальным. Не может быть такого, что тебе подойдет что-то из того, что было сшито для другого, – отметила Елена.
– Молодым дизайнерам, которые хотят расти и развиваться я бы советовала быть смелее и не бояться пробовать, – поделилась Татьяна, – Ходить и размышлять можно очень долго: сомневаться, мониторить рынок и так далее, но иногда нужно просто сесть и начать делать. Не раздувать дело до масштабов вселенной, а начинать с малого: например, сделать гардероб для подруги. Многие годами говорят о своих желаниях и том, что стоит между ними и целью. А все просто: хочешь – делай, а дальше уже анализируешь опыт. И еще важно не воспринимать неудачи как конечный ответ на твои умения и старания, а понимать это как опыт.
– Думаю, что современному модельеру или дизайнеру одежды не обязательно иметь художественное образование. Однако все-таки должно быть что-то творческое. Если не давать себе воли в работе, постоянно думать о техническом исполнении, то генерировать новые задачи становится намного сложнее. Все должно идти изнутри: от ощущения мира и желания в него что-то принести. Тут важно любить работу, развиваться ради нее и делать то, что хочется. Важно посвящать этому много времени и тогда будет больше отдачи. Не стоит бояться, если то, что делаешь, «не заходит» аудитории, – рассказала Елена.
– Я выбрала техническую специальность, а художественные моменты работы наверстать самостоятельно, – продолжила Татьяна, – Это лучше, чем учиться на дизайнера, а конструктив учить потом. Освоить художественную сторону было не сложно, а высшее образование однозначно нужно. Многие студенты говорят, что тратят слишком много времени на ненужные знания. Но все забывают, что образование учит общению и дисциплине. Учит логически мыслить. И чем сложнее образование, тем оно потом больше помогает. Кто сказал, что нельзя начать работать и развиваться в другом направлении? Я не сторонник платных курсов. Таким образом брала буквально несколько уроков. В основном учусь по книгам, обучающим видео, мастер-классам.
В мастерскую, где мы находимся, девушки переехали совсем недавно. Они сняли помещения с голыми стенами и сами сделали ремонт, привезли мебель. Сейчас они заканчивают оформление интерьера и готовят к выходу третью коллекцию, которая будет больше похожа на первую. Чем именно? Они узнают только когда закончат.