Участник проекта «Кортеж» Всеволод Резников: «Инженер без логики не обойдётся!»

Чтобы стать участником престижного инженерного проекта – например, разработать служебный автомобиль для Президента России, – необязательно быть выпускником столичных вузов. Иногда может быть достаточно готовности – и способности – развиваться в разных направлениях. Всеволод Резников – выпускник Тольяттинского государственного университета (ТГУ) – сегодня работает в ФГУП «НАМИ» – ведущем научно-исследовательском и опытно-экспериментальном центре исследований, проектирования, конструирования, опытного производства. За плечами у него два высших образования – и опыт работы над проектом «Кортеж», направленным на создание автомобилей для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Дмитрий Мазуров поговорил с Всеволодом о его студенческих годах и особенностях его работы в качестве начальника управления CAD-моделирования.


Про студенчество

Что сказали родители, когда вы выбрали именно техническую профессию? Были альтернативы или вы без раздумий решились на это?

– Дело в том, что вот уже три поколения в моей семье занимаются наукой о резании металлов. Поэтому как таковая проблема выбора передо мной не стояла. Плюс со школы склонялся к физмат-дисциплинам. Я пошёл на факультет «Резание металлов». Самое главное, что в процессе обучения мне понравилась эта специальность. Кроме этого, мне было интересно творчество, поэтому в качестве хобби взял второе творческое образование – «Графический дизайн». Оно помогло мне скорректировать своё направление в работе, и сейчас я занимаюсь тем, что мне очень нравится. Получилось так, что удачно совпали традиции и желания!

Если бы была возможность вернуться в студенческие годы, то на какой курс вы бы вернулись? Почему?

– Думаю, что это был бы третий или четвёртый курс. Есть много интересных дисциплин. Мне в своё время очень нравились история техники, гидравлика, теория машин и механизмов и САПР. Кроме того, что начинают изучаться интересные дисциплины, появляется и свободное время, можно заняться какими-нибудь хобби. Тогда я увлекался компьютерными играми, любил смотреть сериалы и, конечно же, занимался графическим дизайном.

Почему вы решили получить дополнительное высшее образование? 

– Мне хотелось работать и в инженерной, и в творческой, и в научной сфере. Соответственно, одно образование [по специальности «Металлообрабатывающие станки и комплексы»] дало инженерное мышление, другое [незаконченное высшее по профилю «Графический дизайн»] – чувство стиля, а третье [магистратура по направлению «Технология машиностроения»] – навыки научных исследований.


По каким критериям вы выбирали новую специальность?

– Хотелось работать в творческом коллективе, который создаёт что-то новое. Опыт графического дизайнера даёт возможность работать в творческих профессиях, например, концепт-художником в разработке игр. А на стыке [профилей двух высших образований] – самое интересное – промышленный дизайн, автомобильный дизайн, 3D-моделирование и другое. Большой выбор, большая мобильность, возможность самореализации в разных областях.

Как вы считаете, позволяет ли учёба в университете получить представление о будущей профессии?

– Мне судить трудно, потому что я не работал прямо по специальности, но навыки работы с проектами университет точно даёт. И умение оперировать большим количеством вводных, и решать несколько задач параллельно. Плюс обеспечивает общетехнической эрудицией и развивает мышление. [Тольяттинский государственный] университет научил находить нужные данные, показал, как работать со специальным софтом, дал навыки решения задач. Навыки получил на специальности «Металлообрабатывающие станки», а применить их можно в любой соседней профессии. Только остаётся доучить нюансы в первый год работы. Но нюансы ни ТГУ, ни другой вуз не даст.

– Что пришлось осваивать в рабочем порядке, когда получили первую работу?

– В рабочем порядке осваивал специализированный софт для конструкторского, а потом для стилевого моделирования. Но это было легко, потому что в университете учили «КОМПАС-3D».

Про хобби

– Творчество – это...

– Творчество – это когда самые жёсткие ограничения рождают самый лучший дизайн.

– Творчество в вашей жизни связано не только с работой. Как появился интерес к косплею? Расскажите про эту часть вашей жизни. Какой герой в планах?

– Интерес появился из-за того, что много играл в компьютерные игры и продолжаю это делать, но теперь уделяю этому намного меньше времени. Осталось желание подучить полигональное моделирование и в свободное время заняться левел-дизайном или дизайном персонажей для игр. Мне и в работе над дизайном автомобилей нравятся не автомобили, а сам рабочий процесс проектирования чего-то нового командой специалистов. Поэтому интересно было бы факультативно попробовать себя в гейм-девелопменте. Если буду кого-то «косплеить» – что вряд ли, так как на это уходит много времени, – то адмирала Праудмура из WoW, он же Kunkka из DotA (World of Warcraft (WoW) и Defense of the Ancients (DotA) – популярные многопользовательские онлайн-игры. – Прим. авт.).

– Что именно нравится в процессе?

– Нравится работа с самыми разными специалистами в самых разных областях. Когда очень разные люди делают какой-то один продукт – это захватывающе.

– Я видел ролики, где вы озвучиваете фанатские мультфильмы по различным играм. Как давно вы этим занимаетесь?

– Просто хобби, которое у меня ещё со школы. Делаем это вместе с моим другом-музыкантом. Интерес к этому появился из-за компьютерных игр.

– А где вы их записывали? Для этого же нужно специальное оборудование.

– Мой друг Сергей Гурьянов на тот момент учился на журналиста в ТГУ. И иногда мы просили на его кафедре дать нам ключ от звукозаписывающей студии. Вот там и было всё необходимое оборудование. Сводили всё сами, там же. Когда с Сергеем вспоминаем про это время, то у нас вновь появляется желание сделать что-то ещё. Но, к сожалению, уже не студенческие годы, и времени на это найти не можем.

Про 3D-моделирование

– Была ли такая рабочая ситуация, когда вам пришлось использовать все свои умения и навыки на максимум?

– Когда проектировали беспилотный микроавтобус. Пришлось поучаствовать в дизайне проекта, работать с компоновкой и заняться не только 3D-моделированием стиля, но и проработкой конструкции с учётом технологии изготовления. Трудность была в том, что проект был срочный, и в нём постоянно что-то изменялось, потому что у беспилотного транспорта много специфики. Причём не только в конструктиве, но и в стиле.

– Можно подробнее про специфику беспилотного транспорта? В чём она?

– Особенность беспилотного транспорта – большая свобода для дизайна, если мы говорим о беспилотниках пятой степени (полностью автономных). Сейчас все автомобили принципиально похожи друг на друга из-за жёстких мировых требований по сертификации и безопасности. А из полностью беспилотного автомобиля можно исключить, к примеру, окна – сразу большая свобода для дизайна. А так как человек теперь едет, а не ведёт, то автомобиль может стать передвижным рабочим местом или местом отдыха – это новые задачи для дизайна.

– В чём заключается работа начальника управления CAD-моделирования? Я с такой профессией не сталкивался, хотелось бы поподробнее.

– Стилевое 3D-моделирование – создание видовых поверхностей автомобиля. Они обычно имеют сложную форму, и их видит множество людей со всевозможных ракурсов и в разном освещении. Поэтому они должны быть очень хорошего качества. Точность сшивки участков поверхности – 0,001 мм. Покажу пример на скруглениях. В первом случае радиус отсутствует. Во втором это обычный инженерный радиус. На его границах есть визуальные перепады светотени, которые выглядят как дефект. Такое скругление может быть в автобусе или на старом дисковом телефоне. Скругление 4 – как делают на автомобиль или айфон.


Стилевые 3D-моделлеры берут эскиз дизайнера и проектируют объект с учётом этого стиля, внутренней компоновки, аэродинамики, удобства использования, технологии изготовления и других параметров.

После них – это уже тот автомобиль/принтер/пепельница, которую увидит потребитель. Ну а я как начальник отдела в курсе всех проектов и обеспечиваю их выполнение в срок в должном качестве.

– Есть ли в вашем коллективе свои традиции?

– Это не совсем традиция, но есть устойчивое выражение: «валеры» – так мы называем людей, которые необдуманно совершают какие-то поступки. Появилось это в честь практиканта Валеры, который придумал сушить форму с эпоксидной смолой с помощью газовой горелки. Огонь потушили, а выражение осталось и дошло до нас от прошлого поколения работников НАМИ.

– Что помогает вам выстраивать отношения с людьми? Что стало для вас самым интересным / сложным в руководящей работе?

– С людьми выстраиваю отношения не «руководителя», а «тимлидера». Пока помогает. Самое интересное – держать в уме прогресс за последний год по всем проектам. И прогнозировать непрогнозируемое – работу творческой команды.

Про науку

– Немалую часть жизни у вас занимает наука. Какая тема ваших исследований? Расскажите, что именно изучаете? Как можно применить результаты на практике?

– Так. Наука. Наукой по специальности я заниматься перестал после трёх лет работы. В исследованиях я писал программы, которые имитировали процесс точения и температуры в ходе этой обработки. Сначала просто определял максимальную температуру, потом уточнил программу, добавив учёт изменения свойств металлов. Потом понял, что программу можно сделать ещё лучше, добавив модели тепловых полей, а потом забросил. Применить это можно было для расчёта оптимальных режимов обработки материалов. В том числе трудно обрабатываемых. Чтобы делать детали быстрее не в ущерб качеству.

– Почему перестали заниматься наукой? И если бы вы сейчас вернулись к научной деятельности, какое это было бы исследование?

– Заниматься перестал из-за работы и переезда в другой город. Если бы сейчас вернулся к научной деятельности, то это было бы что-то связанное с анализом закономерностей и перспектив развития дизайна.


– Самый модный и стильный автомобиль должен быть... каким?

– Никогда не будет самого модного и стильного автомобиля. Мода же не стоит на месте. Когда-то «копейка» была очень модным и стильным автомобилем. Чтобы понять, что будет модно лет через пять, можно посмотреть на концепт-кары этого года и мысленно упростить их. И как уже говорил, введение беспилотного вождения не может не повлиять на внешний вид и сам принцип вождения. Но это всего лишь моё мнение.

Блиц

– В инженерии важнее точный расчёт или авантюрный ход?

– В инженерии главное точный расчёт. Чудес не случается. Есть же закон Мёрфи, что если что-то сможет пойти не так, то оно так и пойдёт. Всё должно быть чётко учтено.

– Если не ваша профессия, то какая?

– Если не моя профессия, то гейм-девелопер (разработчик компьютерных игр) или актёр. Или историк. Или архитектор. Всё такое вкусное.

– Продолжите фразу «Моя профессия начинается с...»

– Моя профессия начинается с команды специалистов.

– Без чего не может обойтись настоящий инженер?

– Инженер без логики не обойдётся.

 – Согласны ли вы с тем, что ТГУ можно назвать месторождением инженерной мысли?

Согласен. Тут, в Москве, над проектом Aurus (Семейство автомобилей представительского и высшего класса, на базе проекта «Единая модульная платформа.) со мной работает много инженеров, которые также учились в ТГУ. Некоторые даже с одного потока.

Пять советов выпускникам технических специальностей от Всеволода Резникова

• Всегда можно подучиться и перейти с нелюбимой специальности на любимую

• Задачей должно быть не найти виноватого, а решить проблему

• Делайте больше, чем другие, и постоянно развивайтесь

• Учите английский

• Команда решает.


Просмотров: 230
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей