ВыПУСК. Театральная актриса и режиссёр, выпускница ТГУ Анна Митрофанова: сердце, которое «вечно чешется»

Каждому человеку важно понимать, что он нашёл дело по душе. Но бывает так, что дело найдено, а место – нет. С такой ситуацией сталкиваются и те, кто только что выпустился из университета, и те, кто уже давно не студент. Следующая героиня проекта «ВыПУСК» – Анна Митрофанова. Она точно знает: дело всей её жизни – сцена.

Анна Митрофанова – выпускница кафедры «Журналистика» Тольяттинского государственного университета (2007 год) и Самарской государственной академии культуры и искусств (2015 год). Ещё в школьные годы начала посещать студию актёрского мастерства театра «Дилижанс». Будучи студенткой, стала работать актрисой в том же театре. После, получив режиссёрское образование, Анна поставила несколько спектаклей в рамках фестиваля «Премьера одной репетиции». В их числе моноспектакль «Долорес Клейборн» по роману Стивена Кинга, признанный победителем фестиваля 2017 года. Здесь Анна выступила сразу и как режиссёр, и как актриса. В прошлом году Анна Митрофанова решила временно оставить сцену и посвятить время семье. Вместе с мужем они воспитывают двух дочерей – Веру и Римму – и маленького сына Веню.

С детства Анна хотела стать певицей. Со временем детская мечта помогла определиться с выбором профессии – она решила стать актрисой театра: «В шесть лет стала петь в детском ансамбле. Сейчас пою только в машине, но играю в театре. Для меня важно, чтобы работа вызывала интерес. Из-под палки у меня никогда ничего не получится». Анна понимала, что профессия актёра не самая высокооплачиваемая, но разве это главное?..

После школы Анна была настроена поступать на актёрское отделение в столичные вузы, но, к сожалению, конкурс не прошла. «Помню, позвонила узнать свои результаты, а мне отвечают: „Девушка, а у вас двойка“. Я рыдала сутки. И мама мне сказала идти уже куда-нибудь. А так как журналистика казалась мне смежной профессией, решила на ней остановиться».

Несмотря на то, что Анна поступила совсем на другую специальность, театр не бросила – всё это время работала в «Дилижансе». Другие театры Анна не рассматривала: «У нас в „Дилижансе“ была настоящая команда, можно сказать, единый организм или семья, уходить из которой не было желания».

При этом она решила выучиться на журналиста, так как профессия всё же вызывала интерес.

Из интервью газете «Speechka» № 11 (89), 12 октября 2017 года

«Если говорить в целом о моём образовании, благодаря кафедре журналистики стала лучше писать. Хотя и так очень трепетно относилась к родному языку. Большую роль в моём становлении как личности сыграли, конечно же, люди, которые меня окружали в университете. Несмотря на то, что я училась слабее других, старалась получать максимум пользы от общения с преподавателями»

Были и сложные периоды, когда Анна находилась на грани отчисления, но ей всегда удавалось взять себя в руки и продолжить обучение. «Мне кажется, иногда преподаватели в ТГУ меня жалели (улыбается). Помню, как-то преподаватель по истории журналистики спросила: „Как девочка с таким горящим взглядом, которая так хорошо слушает, настолько плохо учится?“». Всё же преподавателей Анна вспоминает с теплотой – так же, как и они её.

Елена Раскатова, доцент кафедры «Журналистика» ТГУ, рассказала, что курс, на котором училась Анна, отличался «бесконечным креативом», неравнодушием и «хорошим хулиганством»:

– Это был один из самых «живых» курсов, с которым связана не одна весёлая история. Например, рядом с нашим учебным корпусом постоянно бегал пёс, которого все прикармливали. Однажды пёс заболел. А у Ани в группе ребята были неравнодушные. Они нашли коробку и пошли с ней по университету собирать деньги на лечение собаки. Через час они уже везли пса к ветеринару.

В учёбе Анне легко давались предметы, которые были связаны с актёрским мастерством. Один из них – «Техника публичной речи» – завершался открытым зачётом: студенты должны были поставить небольшой спектакль. Группа, в которой училась Анна, готовилась к читкам текстов про Рождество из русской классики. Студенты зачитывали отрывки из «Белой гвардии», стихи Иосифа Бродского, отрывки из «Войны и мира» и других известных произведений. По словам Елены Робертовны, Анна смотрелась на сцене органично, чувствовала себя как рыба в воде.

В годы учёбы в университете Анна уже работала в театре и получала первые гонорары. Среди её ролей были герои сказок Дональда Биссета, роль Крысы из повести Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый». Да, всё начиналось с детских ролей и персонажей второго плана, но, как утверждает Анна, «даже маленькие роли требуют большой ответственности». Театр в целом приучал юную актрису к дисциплине. Как шутя говорит Анна, прогулять репетиции в театре было смертельно.

Позже репертуар актрисы пополнился разнообразными ролями: Фрекен Бок (Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»), Наташа (А. П. Чехов «Три сестры»), служанка (Франц Кафка «Превращение»), Магелона (Виктор Гюго «Король забавляется») и др. А, например, в популярном мюзикле «Алые паруса» Анна сыграла бандитку из команды отрицательного персонажа Хина, которая терроризировала весь город. Для актрисы это был интересный опыт, поскольку на тот момент мюзикл был самым масштабным проектом театра. Сегодня Анна сожалеет лишь о том, что тогда ей не удалось исполнить песни своей героини вживую. А ведь могла бы. Вспоминая свой репертуар, она с интересом рассказывает о каждом образе, любимых ролей не выделяет. Её позиция – есть роль, значит, надо играть.

– Сейчас театр не работает в рамках амплуа – актёр должен быть универсальным. Единственное, что, возможно, осталось – это деление на характерных актёров или героев. Иногда во время репетиций мне приходилось переступать через себя. Это не всегда было связано с ролью – чаще с непониманием того, что ожидает от тебя режиссёр. Приходилось самостоятельно что-то искать, разбираться. Особенно сложно было работать в паре, когда над спектаклем работало два актёрских состава.

Анна всегда отличалась смелостью, была свободолюбива. Наверное, поэтому её хочется сравнить с порывистым ветром... После завершения обучения в ТГУ Анна подрабатывала выступлениями с фаер-шоу и успела испытать судьбу в Питере. Но в Северной столице не задержалась: буквально через пару месяцев вернулась в Тольятти – к началу театрального сезона в «Дилижансе».

Позже Анна всё же получила режиссёрское образование – в Самарской государственной академии культуры и искусств (СГАКИ). Теперь она начала не только играть в спектаклях, но и ставить свои. Среди её работ – дипломный спектакль «Женщина в песках» (Кобо Абэ), а также самостоятельные режиссёрские работы «Смерть Ильи Ильича» (Михаил Угаров) и «Долорес Клейборн» (Стивен Кинг). Сама Анна считает себя «не очень хорошим режиссёром», при этом моноспектакль «Долорес Клейборн», по результатам зрительского голосования и мнения экспертов, признан лучшим на ежегодном фестивале «Премьера одной репетиции». Именно благодаря этой постановке её стали узнавать на улицах города и приходить на спектакли именно с её участием.

Рассуждая о ценностях, Анна ссылается на Фаину Раневскую: «Лучше быть хорошим человеком, „ругающимся матом“, чем тихой, воспитанной тварью». Анна не любит лицемерие, она считает, что жизнь и творчество не должны противоречить друг другу.

За всё время работы в театре Анна ни разу не выходила в декретный отпуск: после рождения дочек сразу же возвращалась на сцену. И только после третьей беременности решила: пора сделать паузу в театральной карьере. Она не грустила, что придётся на время уйти со сцены. Решение было принято.

При этом Анна не мыслит жизни без театра. Она убеждена: человек должен постоянно реализовываться в профессиональном плане – заниматься любимым делом. Анна говорит, что, если её дети решат выбрать профессию актёра, она не будет против. Ведь это их выбор. Как и выбор места жительства: «Если человеку скучно в каком-то городе, думаю, эта скука исходит от самого человека. Я это остро ощутила в декрете. А так – что мешает просто выезжать и путешествовать? Важны только внутренний „порох“ и деньги. Кстати, деньги с возрастом начала ценить больше. А ведь раньше думала, что и без них можно прожить и быть счастливой».

Анна Митрофанова – человек, который постоянно ищет себя. Именно это и отличает её от многих людей, которые, создав семью и определившись с профессией, готовы мириться с любыми условиями жизни. Анна не готова. Любое дело должно, прежде всего, вызывать интерес, убеждена актриса, – по-другому не получится. Может, в этом и скрыт секрет счастья? На этот вопрос Анна отвечает утвердительно, отмечая, что нужно постоянно прислушиваться к интуиции. Она подскажет. А что будет потом – «подумаем об этом завтра».


Просмотров: 256
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей