Искусственный интеллект: здесь и сейчас. Вкалывают роботы – счастлив журналист?

Возможности искусственного интеллекта (ИИ) активно используются в медицине, автомобильном производстве, в отраслях, где необходима работа с массивами данных. ИИ уже применяется и в гуманитарных науках – в онлайн-образовании, в сфере подбора персонала, в сервисах онлайн-перевода и даже в журналистике. Последнее представляет для меня особый интерес, ведь уже в этом 2021 году я получу диплом бакалавра журналистики. Буду ли я востребована на рынке труда или меня заменит робот? Он уже взял на себя часть моей работы: сбор и обработку информации, расшифровку записей, написание новостей, составление заголовков... Даже озвучить текст робот может сам.

В чём же тогда моё преимущество как профессионала? Попробуем разобраться.

Я способна к творчеству. В то время как возможности искусственного интеллекта – это только инструменты репродуктивной деятельности: они освобождают от рутинного труда, такого как анализ отчётов, оперативный поиск новостей, упаковка и распространение контента. Благодаря ИИ остаётся больше времени для творчества!

Я могу мыслить критически. А также анализировать проблемы и искать нестандартные решения исходя из собственных опыта, знаний, эмоций. Как журналист я готова сравнить разные точки зрения, лишь бы найти решение проблемы. Действия же искусственного интеллекта построены исключительно на алгоритмах, и если во время работы случится проблема, не прописанная в алгоритме, ИИ просто выдаст ошибку.

Я готова нести ответственность за свою деятельность. Да, ИИ может быстро искать и обрабатывать информацию, за считаные минуты писать новости. Но ответственность за то, что ушло в Сеть с подачи робота-журналиста, всегда будет лежать на человеке. Какой же спрос с робота?

Я – субъект деятельности и генератор смыслов. Иными словами – алгоритм сам себя не напишет. И это, пожалуй, ключевое преимущество человека над машиной. Ни один робот не станет журналистом, пока его на это не запрограммирует IT-специалист, выполняя техническое задание редакции.

 

Соперничество vs. Сотрудничество

Соперничать с искусственным интеллектом в быстроте и качестве выполнения рутинной работы бессмысленно. ИИ действительно выполняет её быстрее и лучше человека. Значит, необходимо выбрать другой путь сосуществования – сотрудничество, то есть совместную деятельность, при которой все участники получают определённую выгоду.

В медиа уже начали использовать такой тип отношений человека и искусственного интеллекта. Например, чтобы освободить журналиста от работы, которую нужно выполнить максимально быстро и качественно, редакция Washington Post использует технологию Heliograf, которая обеспечивает освещение спортивных мероприятий и предвыборной гонки в режиме нон-стоп.

Ещё одним важным навыком ИИ является автоматическая проверка фактов на достоверность. Аргентинская компания Chequeado создала бот Chequeabot для фактчекинга. Он может искать факты, которые ранее подвергались проверке, и автоматически проверять новые заявления. Не забывают СМИ и про взаимодействие с аудиторией. Так, с помощью чат-бота Quartz Bot пользователи могут задавать касающиеся новостей, людей или мест вопросы, а бот отвечает на них, используя контент, который считает подходящим.

В работе СМИ активно используются такие возможности ИИ, как анализ массива данных, распознавание изображений, видеопроизводство и рекомендательные системы.

В российских медиа хорошим примером сотрудничества журналиста и искусственного интеллекта является сервис «Яндекс.Дзен».

«Дзен» – это бесконечная лента публикаций, которые распространяются среди пользователей. Материалы в ленте всегда релевантны благодаря тому, что в своей работе «Дзен» использует возможности ИИ, а именно рекомендательные системы. Основываясь на знаниях ИИ, «Яндекс.Дзен» анализирует историю посещений пользователя, выявляет круг его интересов и создаёт уникальную модель его читательских предпочтений. Под эту модель подбираются публикации, формируется релевантная лента: статьи, обзоры, лонгриды, фотогалереи. «Дзен» следит за лайками и дизлайками читателя и, ориентируясь на них, добавляет новые темы в ленту. Чем чаще пользователь просматривает «Дзен» и реагирует на публикации, тем более релевантным для него становится сервис.

Начиная с 2020 года на «Яндекс.Дзен» стали активно размещать журналистский контент российские СМИ. Аккаунты в «Дзене» появились у «РБК», «РИА Новости», «Эхо Москвы», «Новая газета», «ТАСС», Meduza, появились аккаунты в «Дзене». Своим экспертным мнением с читателями «Дзена» делятся Владимир Познер, Александр Невзоров, Алексей Пивоваров и другие.

Сотрудничество искусственного интеллекта и журналистов действительно может быть эффективным. Распространяя контент, ИИ помогает популяризировать качественные журналистские материалы и «дарит» авторам свободное время для настоящего творчества. Теперь журналистам, специализирующимся на определённой тематике и обладающим самобытным стилем, не нужно думать, как найти свою аудиторию. Искусственный интеллект «Дзена» найдёт её сам.

 

Как написать текст, чтобы «Дзен» его заметил

Чтобы не затеряться в бесконечной ленте и не стать второсортным автором, нужно знать секреты «Дзена». Вот некоторые из них.

Важно выбрать правильную «нишу» и тему. На «Дзене» очень популярны пять ниш и пять тем.

Если комбинировать эти ниши и темы, можно не только взлететь в ленте, но и заработать свои первые деньги на «Дзен».

Демонстрировать «Дзену» свою «экспертность». Не прибегать к рерайту чужих статей и как можно чаще употреблять в материалах словосочетания «моё мнение», «я считаю», «на мой взгляд», «мне кажется».

Не гнаться за объёмом. Некоторые источники сообщают, что оптимальный объём текста для «Дзена» не должен превышать 1 500 знаков, а среднее время прочтения ­– около одной минуты. Кстати, несколько картинок (особенно оригинальных) повысят шансы на успех.

Принимать «обратную связь». Очень важно заявить «Дзену» о том, что вы пишете действительно качественные материалы. Именно поэтому не стоит отключать комментарии к публикациям. Каждое мнение – плюсик в авторскую карму.

Не попасть в бан! Нужно забыть о кликбейтных заголовках, о спаме и копировании чужих статей. А вот уникальные фото и видеоматериалы, наоборот, могут помочь стать популярным автором на «Яндекс.Дзен».

Благодаря технологическому прогрессу (в частности широким возможностям искусственного интеллекта) сегодня мы уже живём в той реальности, когда «вкалывают роботы – счастлив человек». Так, журналисту ИИ даёт возможности для быстрого распространения и качественного продвижения контента, а также предлагает новые инструменты для оперативного создания журналистских материалов. Однако, несмотря на всё это, я не боюсь, что робот заменит меня в профессиональной деятельности: ведь за творческое начало в тексте (от возникновения идеи и до упаковки материала) по-прежнему отвечает человек.

Просмотров: 210
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей