Памятный жест. Как движения руками помогают запоминать иностранные слова
9 марта 2022

Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро Тольяттинского государственного университета.

Запоминая новые иностранные слова, мы часто ограничиваемся чтением и аудированием – и упускаем из виду весьма полезную жестикуляционную технику, которая отлично помогает как детям, так и взрослым.

При освоении иностранного языка большинство людей прибегает к традиционным методам обучения, читая, записывая, прослушивая и повторяя вслух новые слова. Однако, если помогать себе жестами во время заучивания иностранных слов, они гораздо лучше отложатся в памяти – вы будете помнить их даже спустя месяцы.

Связь с двигательными зонами головного мозга укрепляет словесную память – к такому выводу пришли исследователи после стимулирования этих зон магнитными импульсами. «Результаты нашей работы позволяют объяснить с точки зрения нейробиологии, почему методы обучения, задействующие двигательную систему, должны использоваться чаще», – комментирует нейробиолог Брайан Матиас из Института когнитивистики и нейробиологии Общества Макса Планка в Лейпциге.

Матиас и его коллеги описали ход исследования в Journal of Neuroscience. За четыре дня 22 участника эксперимента (все – взрослые носители немецкого языка) должны были выучить в общей сложности 90 придуманных учёными слов, например, ламубе («камера») и атеси («мысль»). Испытуемые одновременно прослушивали новые слова и смотрели видеоролик, в котором показывали жесты, соответствующие каждому из слов. Произнося вслух слова, участники повторяли жесты из видео.

Через пять месяцев участники должны были перевести изученные слова на немецкий язык, выбрав правильные варианты ответа в тесте. При этом каждому из них надевали на голову специальный аппарат, посылавший слабые магнитные импульсы в первичную двигательную кору головного мозга, которая контролирует произвольные движения рук. Обнаружилось, что в таких условиях испытуемым было труднее вспоминать изученные пять месяцев назад слова. Когда же аппарат не посылал помех, испытуемые справлялись с тестом лучше. Это позволило исследователям сделать вывод о том, что вспомнить слова, выученные с помощью жестов, участникам помогала именно двигательная кора – как в случае с конкретными существительными («камера»), так и в случае с абстрактными («мысль»).

Эффект не был бы столь заметным, если бы при изучении слов испытуемым просто показывали соответствующие картинки, а не жесты. Однако детям, в отличие от взрослых, изображения и жесты помогают запоминать слова на одинаково долгий срок. Несколько лет назад Матиас и его коллеги опубликовали результаты эксперимента, в ходе которого восьмилетние дети и взрослые на протяжении пяти дней запоминали новые слова, прослушивая аудиозаписи в сопровождении либо изображений, либо видео с жестами. Через два месяца оба метода всё ещё давали одинаковый результат. Но через шесть месяцев выяснилось, что взрослые получали больше пользы от метода с использованием жестов, чем от изображений, в то время как детям оба метода помогали в равной степени.

Таким образом, для взрослого человека важную роль в запоминании слов на иностранном языке играют двигательные зоны коры. При этом важны даже не сами движения, а чувственный опыт, который мы связываем со значением слов – такую гипотезу выдвинула ещё несколько лет назад другая группа исследователей, возглавляемая Мануэлой Мачедонией, коллегой Брайана Матиаса. Таким образом, если жесты передают значение слов, они помогают запоминать слова ещё лучше. Схожие исследования, проводившиеся в 1995 году, доказали эффективность этого метода в изучении французского языка. Более того, участники использовали приобретённый навык для новых задач: к примеру, они чаще употребляли в новом контексте выученный при помощи жестов словарный запас.

 

Источник

Переводчик: Марина Голоднова

Редактор: Александра Москалюк

Просмотров: 1239
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей