Популярная «Наука» – телеканал, достойный вашего внимания

XXI век - это век современных технологий. Телефоны, планшеты и компьютеры с выходом в Интернет сделали нашу жизнь намного проще. Но есть и обратная сторона у этой медали. На фоне создания и развития инновационных технологий снижается образованность молодого поколения. Спросите у школьника формулу поваренной соли - и в ответ услышите: «Окей, гугл».

Возникает вопрос, как предотвратить синдром «глобального списывания» и сделать изучение наук более популярным среди молодёжи?

Большая роль в решении этого вопроса отводится средствам массовой информации, которые оказывают значительное влияние на общественное сознание. В настоящее время одним из актуальных направлений деятельности телевидения является популяризация науки.

– Научно-популярное кино не имеет права быть не интересным. В противном случае его не будут смотреть. А рецепт хорошего и интересного кино – будь то документальное или художественное – хорошо известен: делать от души. Делать, используя все современные технические средства. И делать так, чтобы было понятно то, о чём ты рассказываешь, – утверждает Антон Войцеховский, ведущий передачи «EXперименты» на телеканале «Наука».

Телеканал «Наука» это СМИ, популяризирующее достижения российской и зарубежной науки. Задача телеканала – в простой и доступной форме рассказать о мире научных достижений и открытий. В эфире ежедневно выходят телепрограммы собственного и иностранного производства.

В начале славных дел 

Телеканал стартовал 2 апреля 2011 года сразу в нескольких крупнейших кабельных сетях России. Вещание началось в сети Акадо, НТВ+, Радуга-ТВ и сетях Ростелекома. В настоящее время БИЛАЙН-ТВ тоже начал трансляцию телеканала.

В своей работе над созданием телепередач применяются самые современные аудиовизуальные технологии и средства. Это тепловизорные камеры, с помощью которых телеканал показывает зрителю, как выглядит тепло и холод, которые излучают предметы и люди вокруг нас. Шлирен-съёмка даёт возможность обнаружить оптические неоднородности в прозрачных, преломляющих средах, и выявить дефекты отражающих поверхностей. Сверхскоростные камеры позволяют рассмотреть самые быстрые процессы, которые обычно невозможно увидеть невооружённым глазом — такие, как взрывы, полёты пули или стрелы.

В производстве телеканала находится больше 20 передач, рассказывающих о социально-гуманитарных, естественных и технических науках.

Кроме трансляций программ на телеканале, «Наука» имеет свой сайт, канал на «YouTube» и аккаунты в социальных сетях: «ВКонтаке», «Одноклассники» и «Facebook». За новостями канала в соцсетях следят более 630 тысяч человек. И это число растёт.

Возможность следить за новостями и смотреть программы в социальных сетях намного увеличивает аудиторию канала и делает его более популярным в молодёжной среде. Современная молодёжь уделяет больше времени интернету, а не телевидению.

В период с ноября 2015 года по январь 2016 года, по данным «TNS Россия», канал посмотрели 7955 тысяч человек. Среди отечественных каналов, посвящённых науке, «Наука» уступает лишь «Моей планете» (18843 тысяч человек).

На сайте «liveInternet» официальный сайт телеканала «Наука» занимает 183 место из 1177 мест. По рейтингу сайта «OTZYV.ru» телеканал «Наука» получил 4,1 из 5 звёзд, а на сайте «tvizo.net» – 5 из 5.

Моделирование, эксперимент, диалог и не только

Как привлечь внимание молодой аудитории? Как сделать передачи более интересными и познавательными? Как просто рассказать о сложном?

Проанализировав отдельные выпуски телепередач, можно сказать, что значительную роль в успехе играют используемые методы популяризации научного знания. Например, в телепередаче Антона Войцеховского «EXперименты» есть небольшие отступления, во время которых на экране появляются необычные факты, вопросы и схемы. Такие отступления, как правило, выделяются на фоне всей передачи своей красочностью и хорошо запоминаются. 

Кроме того, как следует из названия программы, в передаче большое внимание уделяется экспериментам. Этот метод наглядно показывает, как достичь того или иного результата, что делает его очень интересным и ведёт к запоминанию информации.

Фильм ведущего Антона Войцеховского «Вертолёты» стал лауреатом премии Ассоциации международного вещания International Media Excellence Awards-2013. Обогнав конкурентов со всего мира, среди которых работы вещателей CNN, France 24 и RT, документальная лента «Науки» взяла главный приз в номинации «Лучшая программа о науке», приз  «За отличное объяснение и лёгкость в изложении сложных научных вопросов».

В передаче «Настоящая история» часто используется такой метод популяризации научного знания как моделирование, то есть построение реально существующих объектов и создание необходимых условий для изучения или объяснения этих объектов и условий их функционирования. Моделирование помогает зрителю перенестись в другое время и пространство, что акцентирует внимание зрителя на фактах.

В «Настоящей истории» как в программе о социально-гуманитарной науке довольно часто используется диалог с учёными и представителями научных центров. Для чего это делается? Если монотонно рассказывать о каком-либо событии без смены картинки, то зритель теряет интерес к происходящему. Особенно это касается молодой аудитории школьного возраста. На уроках истории перед учениками 40 минут стоит учитель и им не интересно, хочется услышать разную информацию от разных людей. Так внимание человека не рассеивается, а всё время концентрируется на чём-то новом.

 Стоит отметить, что популярными передачи делает не только наличие разнообразных методов популяризации научного знания, но и необычный сюжет. Примером служит телепередача Александры Говорченко «Агрессивная среда». Стоит посмотреть хотя бы один выпуск программы, чтобы убедиться в этом.

«Агрессивная среда» это научно-популярное расследование. За основу каждого выпуска берётся та или иная агрессивная по отношению к человеку среда: от дорожных пробок до открытого огня, от аллергии и бактерий до подземных опасностей и боязни высоты, от высокого напряжения и запредельного давления до радиации и дикой природы. Думаю, не стоит объяснять, почему телезрителю интересны передачи с интересным сюжетом.

Ещё одна программа, на которую хотелось бы обратить внимание – это «НЕпростые вещи» с  Алексеем Вершниным. В передаче ведущий рассказывает о создании и особенностях окружающих нас вещей, будь то часы или скоростной поезд, бутерброд или автомат Калашникова.

 Почему я привела в пример именно эту программу? Дело в том, что современная молодёжь любит делить себя на технарей и гуманитариев, причём преобладают гуманитарии. По интернету даже гуляют шутки, смысл которых заключаются вот в чём: «Я не тупой, я – гуманитарий». И такая программа поможет повысить уровень эрудиции у молодого поколения «гуманитариев».

Телеканал транслирует и другие телепередачи, например, «Бионика», «Медицина будущего», «Научные мегаустановки», «Тайны мозга» и друге. На мой взгляд, все эти программы имеют свою специализацию и рассчитаны на людей более зрелого возраста.

На качество программ влияет и техническая сторона создания передач: использование высокотехнологичного оборудования, операторская работа. Все передачи сняты качественно и динамично.

Все эти факторы привлекают аудиторию канала, особенно зрителей школьного возраста. Оказывается, изучение наук может быть интересным и увлекательным! 

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей