Материал представляет собой перевод статьи, подготовленный в рамках работы студенческого переводческого бюро Тольяттинского государственного университета.
Когда старые мастера Италии начали работать масляными красками, они столкнулись с несколькими трудностями. Справиться с ними помог белок.
Источник: freepik.com
В эпоху Возрождения художники иногда добавляли в масляные краски яичный желток. До сих пор было непонятно, зачем они это делали и какого эффекта хотели добиться. Но группа учёных из Технологического института Карлсруэ под руководством Офели Ранке провела экспериментальное исследование и выяснила, как использование яичного желтка влияет на текучесть краски, её способность ложиться на кисть, а также на процесс высыхания и внешний вид готовой картины. В статье в журнале Nature Communications исследователи сообщают, что белки, в большом количестве содержащиеся в яичном желтке, не дают краске поглощать влагу, собираться морщинами и трескаться в процессе высыхания, а заодно предотвращают пожелтение картины.
Новую технику живописи итальянские художники освоили в XV веке, отказавшись от яичной темперы и начав использовать масляные краски. По сути, они просто сменили одно связующее вещество на другое – яйцо на масло. Живописцам пришлось долго приспосабливаться к работе с новыми красками. Согласно изысканиям историков искусства, этот переход совершился не сразу. К примеру, Сандро Боттичелли (1445–1510) в своём «Оплакивании Христа» использовал обе техники. Газохроматический анализ полотен Леонардо да Винчи (1452–1519) и Альбрехта Дюрера (1471–1528) показал, что оба мастера иногда вмешивали в масляные краски яичный желток.
Ранке и её коллеги заинтересовались этими фактами, что и послужило поводом для исследования.
Рецепт из справочника Liber diversarum arcium
О том, как в те времена изготавливали масляные краски, можно узнать из средневековой книги Liber diversarum arcium – справочного руководства для живописцев. Рецепт гласит: необходимо сначала растереть минеральные пигменты в яичном белке и воде, дать смеси высохнуть, а затем повторить этот процесс ещё несколько раз. В конце в смесь добавляется масло. Команда Ранке уже объясняла в одном из более ранних исследований, как протекает этот процесс с точки зрения химии: «Белки обволакивают поверхность частиц пигментов и тем самым изменяют их свойства». Белковая масса при этом выполняет функцию защитного слоя.
Но иногда художники добавляли несколько капель яичного желтка в уже готовые краски. В результате они получали вязкую массу, которую можно было наносить техникой «импасто» – то есть густым и толстым слоем. В химии такой тип вещества называют мелкодисперсной суспензией.
Для своего исследования учёные изготовили яичную темперу и масляную краску по рецептам старых мастеров, а в качестве пигментов для опытов использовали свинцовые белила и искусственный ультрамарин (в отличие от живописцев Возрождения, которые получали ультрамарин из природных минералов). Команда экспериментировала с красками четыре года, в каждом опыте добавляя в них яичный желток. Результаты показали, что количество желтка в краске влияет на такие характеристики, как предел текучести и мажущая способность. Применительно к масляным краскам термин «предел текучести» описывает их способность быстро затвердевать после нанесения на полотно, не засыхая при этом. Благодаря этому свойству мазки краски можно растушёвывать кистью, даже смешивая на полотне разные цвета. Темперные краски, напротив, сохнут быстро, поэтому, чтобы получить смешанный цвет, их приходится наносить иначе, штрихами, слой за слоем.
Меньше трещин, меньше желтизны
В результате экспериментов Ранке и её коллеги обнаружили, что рецепт краски из Liber diversarum arcium влияет на процесс затвердевания и высыхания, который имеет большую продолжительность благодаря компонентам, содержащимся в яичном желтке. Желток действует как антиоксидант и предотвращает окисление липидов в масле; в то же время краски впитывают меньше влаги из окружающей среды. В итоге при добавлении желтка нанесённая краска менее подвержена воздействию внешних факторов и при этом долгое время не желтеет.
Экспериментируя с мелкодисперсной суспензией без добавления желтка, учёные заметили, что свинцовые белила затвердевали быстро, в то время как аквамарин высыхал медленнее. Это объясняется растворением свинца в масле. А при добавлении в краску желтка – в соответствии со средневековым рецептом – «желток равномерно распределяется по поверхности пигмента и служит „антиоксидантным защитным экраном“, который задерживает растворение свинца в масле», – объясняют исследователи.
После добавления нескольких капель желтка и перемешивания масляная краска становилась гуще. Такая консистенция была полезна для художников ещё и тем, что на краске образовывалось меньше складок и трещин. Поскольку масляная краска высыхает неравномерно, она может собираться складками. Однако, если нанести её достаточно плотно, этого можно избежать.
Когда итальянские живописцы начинали работать с масляными красками, неизвестное вещество вызывало у них определённые трудности. Так, на картине Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой» заметны морщины на масле – например, на коже Мадонны и младенца Иисуса. Хотя учёным не удалось взять пробы краски с этой картины, они подозревают, что да Винчи на тот момент ещё только экспериментировал с новыми масляными красками и позже решил проблему, начав добавлять в них яичный желток. Именно из-за несовершенства масляных красок на этапе их открытия живописец не прокрасил некоторые участки «Мадонны с гвоздикой».
Переводчик: Мария Валиневич
Редактор: Александра Москалюк