Гики – новые рок-звёзды? Как гик-культура завоевала мир

Когда в 2008 году на экраны вышел «Железный человек», с началом финальных титров зрители по обыкновению покидали зал. И только настоящие фанаты знали, что фильм не окончен. Они ждали послание. Прошло десять лет. Сегодня после окончания фильма зал остаётся на своих местах. Пока уборщицы и билетёры недовольно ворчат, фанаты киновселенной Marvel ждут сцены после титров. Что же изменилось за прошедшее десятилетие? Да, вселенная комиксов, безусловно, стала стремительно вливаться в кинематограф. Но дело не только в этом. Большую популярность стала приобретать сама гик-культура. Любить мультфильмы, сериалы, комиксы, мангу, видеоигры, настольные игры, фантастику и фэнтези, науку и технику стало нормально. Гик-культура захватила мир.

Кто такой гик (geek)

Ещё в 50-х гг. прошлого столетия в США термин «гик» был синонимичным понятиям «ботаник» и «задрот». Гики были изгоями в школе, недостаточно социализированными и, по мнению большинства «нормальных», излишне умными. Хобби этих подростков были непонятны большинству: комиксы, настольные игры, компьютеры. Прозвище «гик» было оскорбительным вплоть до 1980-х. Всё изменилось благодаря развитию технологий: «ботаники», увлечённые компьютерами, стали широко востребованы обществом. Гики стали миллиардерами! Бывшие изгои начали с гордостью называть себя гиками за принадлежность к этой субкультуре. Демонстрация знаний или преданности увлечениям стала «формой социальной валюты между ними», отмечается в исследовании под руководством Джессики МакКейн (Университет Джорджии).

Почему гик-культура становится популярной в России

Ещё в 2007-м в России было множество субкультур: готы, эмо, панки, скинхеды и многие другие. Со временем эти направления молодёжной культуры затерялись в истории. Им на смену пришли западные увлечения комиксами, сериалами и играми.

Как отмечает Юрий Щура, владелец магазинов по продаже настольных игр «Знаем-Играем» и фанат комиксов Marvel, популярность настольных игр, комиксов и косплеев (переодевание в любимых персонажей) объясняется доступностью. Информация сейчас в свободном доступе и она действительно интересная. «Читаешь комикс – и ставишь себя на место супергероя. Или представляешь себя эльфом и бегаешь ролевиком в лесу с луком или мечом. Всё это даёт возможность пережить приключение, которого в реальном мире не будет. Каждому хочется побыть в другой роли и ненадолго убежать от реальности. Кто-то для этого телевизор смотрит, кто-то в настольную игру „рубится“. Я не говорю полностью убегать туда, а делать это ради паузы. Это необходимо порой – мозг должен переключаться», – делится Юрий.

Среди гиков чаще можно встретить подростков, но это не означает, что людям постарше такие увлечения чужды. Среди них достаточно много любителей видеоигр, мультфильмов и сериалов. Общество склонно обвинять их в инфантилизме, ведь субкультуры в привычном смысле – подростковая прихоть. Почему же гиками становятся люди старшего поколения? По словам Ольги Евченко, кандидата философских наук, доцента кафедры «История и философия» Тольяттинского государственного университета (ТГУ), «в России 30-40 лет назад не были настолько доступны комиксы и всё прочее, и сегодня взрослые играют, добирая то, чего было недостаточно в их детстве».

Из-за такого активного «добора» многие учёные относят увлечения гиков к зависимостям. «Неудовлетворённые собственной жизнью, они настолько увлекаются своим „хобби“, что воспринимают его всерьёз и не могут прожить без него и дня. Кроме того, современному человеку некомфортно в мире стрессов, страхов, тревог и опасений. Он ищет успокоения в виртуальном мире развлечений. В обществе наблюдается тенденция к утрате смысла человеческого существования. По Виктору Франклу, это всегда ведёт к возникновению зависимостей, которыми можно заполнить пустоту души. Кто-то находит успокоение в наркотиках, алкоголе, табаке, а кто-то – в компьютерных играх», – отмечает кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология» ТГУ Юлия Крикунова.

Как гик-культура влияет на нас?

Глубоко разбираться в какой-то теме и не стыдиться своих знаний сейчас модно. Кумирами общества становятся учёные, герои фэнтези и фантастики, актуализируются мифы разных народов. Какое бы увлечение ни появилось у человека, всегда можно найти единомышленников.

По словам Юлии Крикуновой, значительная часть гиков любит снимать видеоролики о своих увлечениях и публиковать их в социальных сетях и на YouTube. Почитателей такого досуга становится всё больше. Но подобные ролики не несут практической пользы. «В условиях отсутствия у подрастающего поколения повсеместной дополнительной нагрузки в виде физического труда (бытовые домашние обязанности, работы на земельном участке и прочее), наличия огромного количества бытовой техники, роботизации производств – в этих условиях количество праздно проводящих время будет только увеличиваться», – подчёркивает Юлия Анваровна.

Мария Юнусова, считающая себя гиком, обращает внимание на то, что «все, кого относят к этой субкультуре, увлекаются молодыми – в масштабе истории – областями культуры типа комиксов, компьютерных игр и косплея». «Благодаря массовости происходит легитимизация этого явления как культуры. Гики – это новая социальная прослойка, в которой кто-то может себя найти и реализовать. А это всегда хорошо», – говорит Мария.

Помимо того, что гик-культура влияет на общество в целом и на отдельных личностей, она также воздействует и на рынок. «Если есть какой-то супермодный фильм, мультфильм или настольная игра, то они начинают двигать рынок, – рассказывает Юрий Щура. – Если человек «подсаживается» на какую-то тему, например, на комиксы, он начинает перечитывать абсолютно всё в линейке, покупает связанную с ними продукцию: фигурки, футболки. Думаю, многие корпорации даже настроены на формирование гик-культуры, чтобы продавать товар. Это сложный маркетинговый ход, но если это им удаётся, они получают лояльную среду и верных клиентов, а это помогает выработать очень длительный спрос».

Что ждёт гик-культуру в будущем?

Любая мода рано или поздно проходит. Иногда она становится классикой, иногда – уходит в небытие. Ольга Евченко считает, что гик-культура оказывает большое влияние на современную культуру, но мода на неё однажды пройдёт и сменится чем-то иным. С ней солидарна Юлия Крикунова. Она подмечает, что культура в целом развивается циклично. Если отталкиваться от классификации социолога Питирима Сорокина, сейчас человечество находится в фазе «чувственной культуры» – всё подчинено чувственным наслаждениям, жизненным удовольствиям, практической пользе. «Мы находимся в стадии её (чувственной культуры. – Прим. ред.) разложения – в эпохе современного искусства. Оно ориентировано на рынок, пассивную публику, продажу. Оно вульгарно, эклектично и не выполняет просветительскую функцию. Общество деградирует, но в определённый момент мы перейдём к другому типу культуры. Но к какому и когда – пока неизвестно», – говорит Юлия Крикунова.

Представители гик-сообщества в своих увлечениях не видят ничего плохого. Как считает Мария Юнусова, гик-культура однажды станет просто приятной обыденностью. Людям хочется развлечений? – Пусть и получают их. Если это не пагубные пристрастия, то в них нет ничего плохого.

Эксперты видят в гиковских увлечениях инфантилизм и способ сбежать от реальности. Многие представители этой субкультуры неохотно заводят семьи или продолжают увлечённо заниматься любимым «делом» вместе с ребёнком.

Сами гики в своих увлечениях видят способ самовыражения, а также возможность быть причастным к группе. Объединяясь в фандомы (группы фанатов; например, фандом сериалов «Доктор кто», «Шерлок», «Звёздный путь» и т. д.), молодые люди реализовывают свою потребность принадлежать к какой-либо группе. Это удовлетворяет их желание сформировать и поддерживать межличностные отношения. В таких объединениях происходит их самоопределение за счёт увлечений, которые могут постепенно меняться. Эти увлечения находят отражения и в массовой культуре. Например, практически в каждом мультсериале или сериале есть сцены, когда герои играют в настольные игры.

Гики также становятся кумирами молодёжи. Фанаты косплеят на конвенциях и фестивалях героев сериалов «Теория большого взрыва», «Кремниевая долина» и «Компьютерщики», «Игра престолов» «Рик и Морти». Их изображения ставят на аватары профилей в соцсетях, их цитируют в реальной жизни. Гики, стараясь походить на своих кумиров в увлечениях, тем самым открывают для себя новые хобби, будь то программирование, изучение тёмной материи или игра на арфе, и в конечном итоге открывают для себя новый мир.






Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей