Глянцевые журналы. Клонятся ли они закату или ждут нового рассвета? Часть 1. Как глянец стал глянцевым

Я не представляю свою жизнь без глянцевых журналов. В школе каждый месяц покупала Oops! и Elle girl, мечтая быть похожей на девушек с обложки. Стопки глянца занимали всё свободное место в моей комнате, я часами разглядывала фотографии и перечитывала интервью со звёздами. Сегодня я покупаю Esquire, GQ и Vogue и всё также мечтаю о красивой изысканной жизни, которую обещают мне модные журналы. Глянцевым журналам я посвящаю свои научные работы, дипломное исследование – и этот материал.

 

Глянцевые журналы кардинально изменились за почти четыре века своего существования. Из маленьких чёрно-белых альбомов с картинками, напечатанных на шершавой желтоватой бумаге, они превратились в красочные иллюстрированные издания о моде, красоте и роскошной жизни. Проходят столетия, но суть глянца остаётся прежней. Он погружает людей в волшебную сказку, даёт представление об идеальном мире, где все проблемы решаемы. Глянец помогает людям уйти от надоевшей повседневности, окунает в мечты о статусе или, по крайней мере, о статусных вещах.

• Один из первых журналов о литературе и моде «Галантный Меркурий» появился в 1672 году во Франции. У него был небольшой формат – всего 15,5×9 см. В издании печатались короткие материалы о светских событиях и модные обзоры, к которым прилагались нарисованные вручную картинки с описанием моделей и указанием, когда и что следует носить. Так появились первые стилисты и эксперты моды.

• В XVIII веке мода стала распространяться во многих европейских странах, что привело к появлению специализированных изданий. Во Франции печатались журналы «Галерея мод и французские костюмы» (1776) и «Управление образами и последними модами» (1785), в Германии – «Журнал роскоши и моды» (1779), а в Англии – «Галерея моды» (1794). Они напоминали художественные альбомы, так как полностью состояли из картинок, нарисованных на жёлтой шершавой бумаге.

Глянцевые журналы с самого появления играют роль зеркала, в котором отражаются потребности и желания каждого поколения. Разнообразные общественные, культурные и политические события, образ жизни людей, их мечты и стремления влияют на содержание модных журналов.

После Гражданской войны в США бурно развивается промышленность и сельское хозяйство. К концу XIX века Америка становится самой богатой страной мира, обгоняя даже европейские государства. Уровень жизни населения растёт, а вместе с ним активно развиваются глянцевые журналы.

В ноябре 1867 года выходит первый номер одного из старейших журналов США Harper’s Bazaar. Он становится первым модным изданием с пометкой «Репозиторий моды, удовольствия и обучения». В издании публикуются модные обзоры, различные советы, художественная литература и поэзия. Свои колонки в Harper’s Bazaar ведут многие известные писатели, например, Чарльз Диккенс, Генри Джеймс и Элеанор Хойт Брейнерд.

В 1886 году появляется Cosmopolitan, который изначально позиционирует себя как семейный журнал, в котором отдельный раздел посвящён моде, косметике и красоте. В 1889 году журнал трансформируется в литературный. В нём печатаются произведения Теодора Драйзера, Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя и Сомерсета Моэма. К 1930 году Cosmopolitan издаётся тиражом в 1 700 000 экземпляров и имеет доход от рекламы в размере пяти миллионов долларов.

В декабре 1892 года выходит первый номер Vogue, который ориентирован на обеспеченных и респектабельных светских львиц из Нью-Йорка. В журнале публикуются материалы о высшем обществе, обзоры литературных новинок, художественных выставок, музыкальных концертов, театральных постановок, а также статьи о моде и стиле.

• В сентябре 1916 года в Vogue впервые появляется реклама элитных товаров брендов Rolls-Royce, Burberry, Perrier.

• В июле 1932 года Vogue впервые размещает на обложке цветную фотографию (до этого журнал открывали рисунки). Позднее фотографы этого издания первыми начинают использовать постановочные съёмки.

В 1920-е годы стремительно развивается буржуазная культура, растёт интерес к модным трендам, а также модернизируются типографии. Глянцевые журналы начинают печататься большими тиражами по меньшей стоимости, улучшается качество иллюстраций. Жёлтую шершавую бумагу сменяет сначала белая, а затем и глянцевая. Журналы о моде становятся широко доступны. Массовая аудитория начинает следить за модными трендами и подстраиваться под стандарты красоты, мечтая приобщиться к высшему обществу.

• Из-за Первой мировой войны американский глянец становится невозможно переправлять в Европу, и его начинают печатать «на месте». В 1916 году появляется британская версия Vogue, в 1920-м – французская. Примерно в это же время во Франции запускаются собственные глянцевые журналы L'Officiel (1921) и Marie-Claire (1937), которые пользуются большим успехом у французских модниц.

• В ноябре 1932-го издаётся первый номер глянцевого журнала для мужчин Esquire. Издание ориентируется на умных и разборчивых мужчин-интеллектуалов, которые интересуются модой и качественной литературой. На страницах журнала впервые появляются рассказы Джерома Д. Сэлинджера и новелла Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани».

Esquire (1933)

Вторая мировая война становится тяжёлым периодом для глянца. Многие издания закрываются или выходят очень редко. Вместо модных трендов они печатают бытовые советы по починке одежды войны проскальзывает только и стараются не говорить о боевых сражениях. В Vogue тема в марте 1945 года, когда на обложке появляется фотография Эрвина Блюменфельда в поддержку деятельности Красного Креста.

Vogue (1945). Фотограф: Эрвин Блюменфельд

 

Золотой век глянца

В послевоенный период США и европейские страны бурно развиваются в экономическом и техническом плане. У людей вновь появляются деньги для удовлетворения своих потребностей и желаний. Всё это приводит к развитию общества потребления и расцвету сексуальной революции. Новая эпоха сразу же отражается на глянце: в нём становится меньше текста и больше фотографий. Визуализация захватывает модные журналы.

• В 1953 году выходит первый номер Playboy с Мэрилин Монро на обложке. В модный мир врываются мини-юбки, цветные колготки и накладные ресницы.

• Cosmopolitan превращается в модный журнал, на страницах которого обсуждаются темы отношений, женской свободы и сексуальности. На обложках появляются фотографии полуобнажённых моделей.

• К началу 1960-х годов Vogue меняет свою аудиторию и начинает позиционировать себя как журнал для успешных работающих женщин. Редактор Диана Вриланд впервые ставит на обложку издания супермоделей Верушку, Твигги, Пенелопу Три, Джин Шримптон и Сьюзи Паркер.

В 1960–1970-е годы глянцевые журналы дают читателям ощущение полной свободы и независимости, призывают женщин жить в удовольствие, не бояться быть сексуальными и решительными. С 1980-х начинается эпоха супермоделей, которые захватывают не только обложки глянца, но и умы читательниц. В погоне за идеальной внешностью женщины истязают себя диетами и покупают модные бренды, реклама которых с каждым годом занимает всё больше места на страницах журналов.

В феврале 1990 года появляется первая версия графического редактора Photoshop. Всемогущий Photoshop оказывает сильное влияние на глянцевые журналы. Теперь можно делать волшебный мир ещё идеальнее. Наступает время отредактированных до неузнаваемости моделей с идеальными кожей и фигурами. Иногда дело в этой яростной гонке за совершенством доходит до абсурда. Настоящим казусом стала обложка «голливудского» номера Vanity Fair 2018 года, посвящённого звёздам кино- и телеиндустрии. Фоторедакторы так перестарались с обработкой обложки, что у Риз Уизерспун чудесным образом появилась третья нога. Конечно, звёзды отличаются от простых людей, но не настолько же, чтобы иметь дополнительные части тела.

Vanity Fair (2018)

Об удивительной истории российского глянца и его судьбе в эпоху Tik-Tok читайте во второй части материала

Просмотров: 2276
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей