«Говорим о науке». Лекция 2. Определяем целевую аудиторию научно-популярного выступления
31 июля 2022

Молодежный медиахолдинг «Есть talk!» представляет перевод отдельных лекций YouTube-курса «Говорим о науке» (Talking Science) популяризатора науки Грега Фута. Как привлечь внимание аудитории к вашим научным исследованиям? Как создать интересную историю об этом и сделать её понятной? Как правильно «доставить» этот контент целевой аудитории, используя разные медиаплощадки? Об этом Грег Фут в живой и яркой манере рассказывает в курсе «Говорим о науке», посвящённом научно-популярной коммуникации.

Перевод выполнен Андреем Нестеровым, выпускником кафедры «Теория и практика перевода» гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета. Полностью курс Грега Фута можно посмотреть на YouTube.


Представьте, что вас пригласили на мероприятие, чтобы вы рассказали о ключевых моментах вашего исследования или пообщались о науке с детьми. Или вас позвали на радио, чтобы вы показали, как ваша работа связана с современным миром. В таком случае вы знаете, какой будет ваша аудитория. В противном случае, перед тем как создавать текст, следует обязательно определить, для кого он будет предназначен.

В предыдущем видео мы ответили на вопрос, почему стоит тратить время на разговоры о науке, а не только заниматься исследованиями и проектами. Причины, которые лежат в основе ответа, могут быть связаны с аудиторией или зависеть от других вещей. Скажем без обиняков: успех научно-популярной коммуникации напрямую зависит от того, как вы её выстроите для определённой публики.

Итак, перечислим пять аспектов, на которые стоит обратить внимание при определении вашей целевой аудитории.

 

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Аудитория может быть очень разношёрстной: школьники, различные общественные группы, семьи, группы с особыми интересами, пожилые люди, политики, учёные из других областей и так далее. Список очень длинный, тем более что каждую группу можно разделить на ещё меньшие. Как будет говориться далее в нашем курсе, вам придётся менять язык, манеру подачи и стиль в зависимости от аудитории. Поэтому жизненно необходимо определить, кого именно вы собираетесь просвещать.

 

Знай свою аудиторию

После того как вы поняли, с кем вам придётся работать, нужно определить, чем эти люди отличаются от любой другой социальной группы. Что особенного в этой конкретной аудитории? Ели вы сможете понять, что творится в головах у людей, вы выстроите успешную коммуникацию, поэтому разузнайте о них побольше. Спросите организаторов мероприятия, продюсера радиопрограммы или учителя о ваших слушателях и о том, чего от них стоит ждать. Это работает не только в научно-популярном контексте – научная коммуникация также выстраивается подобным образом. Вот парочка вопросов, на которые вы должны ответить при анализе вашей аудитории.

 

Что для них актуально?

Все мы уникальны. Нас интересуют разные вещи. Все мы сталкиваемся с различными проблемами в нашей жизни. Ваша задача – определить, что объединяет вашу аудиторию. Чего они хотят, о чём переживают и чем интересуются? Ключом к успеху будет связь между их интересами и вашим исследованием. Ведь для того чтобы люди оценили вашу работу и попытались её понять, их надо заинтересовать.

 

А что они уже знают?

Как вы думаете, насколько высока вероятность того, что аудитория уже будет знакома с темой, которую вы собираетесь представлять? Для того чтобы не тратить время зря, спросите учителя, что проходят ребята по школьной программе, обратите внимание на демографическую статистику YouTube-канала и спросите организатора мероприятия об уровне образования гостей. Не менее важно и то, что сами люди думают о своих знаниях. Забиты ли их головы ложными представлениями, которые вам придётся развеять? Очень важно проработать этот момент.

 

Встаньте на место другого человека

Все по-разному воспринимают разговоры на всевозможные темы. Взять, например, рассказы об использовании животных для экспериментов или объяснения эволюции. Очень важно остановиться и подумать, как аудитория отнесётся к той или иной идее. Некоторые тезисы лучше попробовать донести через дебаты, интерактивные формы общения, а не посредством видеоролика или монолога. Когда, наконец, перед вами предстанет чёткий профиль ваших будущих слушателей, останется подумать о том, как вовлечь их в обсуждение и как донести до них определённые мысли. Выступать перед аудиторией, которая близка вам в географическом, социальном и политическом смысле, намного легче. Это также зависит от ваших целей. Если вы хотите быть услышанным аудиторией, до которой очень тяжело достучаться, стоит тщательнее готовиться и приложить больше усилий. Но старания окупятся!

Просмотров: 1763
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей