«Говорим о науке». Лекция 7. Как мастерски провести научно-популярное выступление
4 сентября 2022

Молодежный медиахолдинг «Есть talk!» представляет перевод отдельных лекций YouTube-курса «Говорим о науке» (Talking Science) популяризатора науки Грега Фута. Как привлечь внимание аудитории к вашим научным исследованиям? Как создать интересную историю об этом и сделать её понятной? Как правильно «доставить» этот контент целевой аудитории, используя разные медиаплощадки? Об этом Грег Фут в живой и яркой манере рассказывает в курсе «Говорим о науке», посвящённом научно-популярной коммуникации.

Перевод выполнен Андреем Нестеровым, выпускником кафедры «Теория и практика перевода» гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета. Полностью курс Грега Фута можно посмотреть на YouTube.


Давайте сравним научно-популярное выступление перед множеством зрителей и повседневную работу в лаборатории. Это немного разные вещи, правда? Если вы никогда ещё не выступали, то вы по адресу! И даже если выступали, участие в каждом следующем мероприятии может стать непростой задачей.

Даже если вы потратили время и сделали рассказ о вашем исследовании действительно интересным и увлекательным, чтобы удерживать внимание аудитории на протяжении всего выступления, – всё это не будет иметь значения, если вы выберете неподходящий способ подачи материала. Чтобы успешно проводить научно-популярное выступление перед аудиторией, нужно не только уметь писать увлекательные истории, но и правильно преподносить их.

В этом видео я представлю девять основных рекомендаций, которые помогут правильно выстроить научную коммуникацию.

Ваш доклад сравним с верхушкой айсберга. Слышали о том, что 90 % айсберга находится под водой? Это относится и к вашему выступлению. То, что люди видят на сцене, – результат тяжёлой работы. И я говорю не только о времени, которое требуется на создание увлекательной истории. Да, порой можно положиться на удачу, но только если вы уникум с идеальной ю и безупречной подаче. Но даже в этом случае без практики не обойтись.

Посмотрите, например, на Алекса Хоннольда, легендарного альпиниста, менее чем за четыре часа покорившего одну из крупнейших горных вершин Эль-Капитан без страховки. Чтобы провернуть такой трюк, Алекс бессчётное количество раз забирался на эту вершину со страховкой. Он нашёл все возможные точки опоры и отработал все движения, которые ему понадобились, чтобы подняться на вершину. Также он потратил много времени, визуализируя движения.

Практикуйте отдельные элементы вашего выступления вслух, полностью прогоняйте его, снимайте на телефон и просматривайте, чтобы понять, что нужно изменить в содержании и подаче. Только тогда вы перестанете нервничать во время выступления.

 

Заражайте своими эмоциями

Эту тему я уже несколько раз затрагивал в своём курсе, особенно в пятом видео, где говорится о необходимости рассказать эмоциональную историю, связанную с вашим исследованием.

Ни в коем случае не превращайтесь в робота. Вам нужно поделиться своими чувствами, показать энтузиазм и страсть по отношению к науке, а затем не забыть приправить всё разочарованием и замешательством, потому что эмоции заразительны. Они будут исходить от вас, влиять на то, как вы произносите слова, на язык тела, и именно они свяжут вас с аудиторией.

На что следует обратить внимание, когда мы говорим об эмоциях во время выступления? Просмотрите свой сценарий или заметки и напишите на полях эмоции, которые вы хотите показать, и чувства, которые, по вашему мнению, аудитория должна испытывать на каждом этапе выступления. Попробуйте разные способы передачи этих эмоций, поэкспериментируйте и посмотрите, какой из них вам больше нравится.

 

Будь собой

Если вы сильно переживаете или это ваше первое выступление, возможно, вам придётся поработать над тем, как вести себя на сцене, чтобы ваши эмоции достигли каждого слушателя. Однако не думайте, что для этого вам придётся спрятать свою личность под маской. Порой, когда люди показывают свою застенчивость и скромность, это говорит об искренности, которая вызывает признание аудитории. Иногда даже полезно показать, что вы расстроены. Суть в том, чтобы быть собой, но не забывать контролировать эмоции. Например, беседа за круглым столом с небольшим числом участников не требует такой эмоциональности, которая необходима при выступлении в театре. А когда вы будете уверены, что контроль уже не нужен, просто отдайтесь своим чувствам.

 

Параязык

Да, да, это жаргон, но само понятие довольно интересное, так что я подумал, что вы, возможно, захотите узнать, что такое параязык.

Всё дело в том, как вы говорите слова. Да, действительно, с одной стороны, важно то, что вы говорите. Но именно способ подачи является ключом к тому, чтобы понравиться аудитории. Здесь есть два аспекта: голос и тело. Язык тела, то есть то, как вы стоите, как используете руки, как выглядите и передвигаетесь по помещению, может передать больше эмоций, чем ваши слова и то, как вы их произносите. Но зачастую люди стесняются использовать язык тела.

Я сосредоточу внимание на важных аспектах использования своего голоса и тела, которые помогают убедиться, что аудитория вас видит и слышит. Начнём с голоса.

 

Ритм наше всё

Говоря о голосе, я хочу выделить три ключевых пункта.

Темп. Если вы будете говорить слишком быстро, люди не будут за вами успевать. Если слишком медленно – аудитория уснёт от скуки. Однако темп также зависит от самой аудитории. Со слушателями помладше лучше сохранять медленный темп.

Интонация. С помощью интонирования вы можете выделять слова, чтобы подчеркнуть их важность. Вы также можете изменять высоту голоса, что можно использовать для демонстрации волнения, беспокойства или вопросительной интонации. Но будьте осторожны, изменяя высоту голоса, когда вы взволнованы или возбуждены. Конечно, визг несёт в себе множество эмоций, но аудитория не услышит и половины слов из-за лопнувших перепонок.

Паузы. Важен не только темп и интонация, но и паузы между словами. Если вы хотите выделить термин или предложение, сделайте паузу после него. Это даст время аудитории поразмыслить над тем, что вы только что сказали. Или сделайте паузу перед тем, как сказать что-то важное.

Ключевой момент в том, чтобы намеренно менять темп, интонацию и использование пауз. Вы замечаете, как в песне меняется ритм, верно? Так проделайте тот же фокус на сцене! Например, повышение или замедление темпа – отличный способ вызвать эмоции и вновь привлечь внимание вашей аудитории.

 

Не переживайте из-за языка тела

Обычно советы касательно языка тела звучат так: не сгибайте колени, не расслабляйтесь настолько, чтобы сутулиться; отведите плечи назад; голову вверх; ноги на ширине плеч; грудь вперёд. Определённо не стоит скрещивать руки, прятать их в карманах. Жестикулируйте, но в меру.

Такие советы действительно могут оказаться полезными, но дело вот в чём. Прохаживаясь по сцене, я мог бы совершенно естественным образом оказаться в таком странном положении. Я могу скрестить руки, когда думаю. Я могу даже засунуть руки в карманы, если веду себя непринуждённо или хочу понизить свой статус на сцене.

Я, кстати, большой любитель жестикулировать. Это очень удобно использовать для указания направления, или времени, или, например, рассказывая, что существует три причины, почему океан так важен, – и эти причины можно сосчитать по пальцам. Главное в этом деле – не зацикливаться на том, что говорит ваше тело. Вместо этого давайте сосредоточимся на том, как язык тела поможет установить связь со слушателями и сделать так, чтобы они вас видели.

 

Будьте на виду

Прогуляйтесь от одного края сцены к другому, и часть зрителей потеряет с вами контакт. То же самое, если вы будет находиться слишком далеко от края сцены или спрячетесь в углу. Аудитория вас потеряет.

На выступлении, если у меня есть возможность выделить минутку времени, я люблю пройтись по зрительскому залу, сесть на некоторые из мест, чтобы понять, что увидят зрители. Попробуйте представить, каково это – быть в аудитории. Если на сцене стоит кафедра или стол для ноутбука или записей, у вас может возникнуть соблазн встать за этими предметами. Да, будет удобно читать свои записи, но придётся пожертвовать контактом с доброй частью аудитории.

Кафедра может располагаться посередине или сбоку, чтобы не мешать проектору качественно отображать картинку. И если вы встанете за кафедрой, то окажетесь рядом с одной половиной аудитории, но далеко от другой. Некоторые даже не смогут разглядеть ваше лицо.

Прекрасно, если у вас есть беспроводный микрофон или вы можете читать ваши заметки c планшета, свободно передвигаясь по сцене. Я большой поклонник работы с пространством. Не только потому, что я хочу, чтобы все могли меня видеть, но и потому, что я обязан знать, что уделил время каждой части аудитории. И я не могу стоять как вкопанный. Но только не передвигайтесь по сцене слишком активно, потому что тогда выступление превратится в теннисный матч.

 

Прямо в глаза

Общаясь с кем-то, кто не смотрит в глаза, вы практически не чувствуете связи. Так как же вести себя в помещении, где не одна, а десятки пар глаз? Некоторые пытаются смотреть над головами зрителей. Это лучше, чем смотреть себе под ноги. Но лично мне этого всё ещё недостаточно. Посмотрите на аудиторию. Посмотрите им в глаза. Но не зацикливайтесь на двух или трёх людях, переключаясь между ними. Это будет выглядеть очень странно. И не переключайтесь быстро между всеми. Это создаст впечатление, будто вы выпили слишком много кофе. Постоянно перемещайте взгляд по помещению, устанавливая зрительный контакт со слушателями, но только на секунду или около того. И убедитесь, что вы охватываете все зоны аудитории – справа налево, от самого начала до самого конца.

 

Мы на конференции, а не на телевидении

Удовольствие от выступления на конференции, в школе или на фестивале заключается в том, что перед вами люди, реальные люди. Примите этот факт, вовлеките их в ваше выступление, задайте им вопросы, сделайте паузу, если они смеются. Пригласите их принять участие в эксперименте. Вы хотите создать впечатление, будто вы впервые на сцене, но при этом не забывайте, что выступление должно быть живым. Реагируйте на звонок телефона, чихание или опоздания. Такие моменты позволяют разрушить барьер между вами и аудиторией. Кстати, необязательно прописывать такие взаимодействия в сценарии. Со временем вы научитесь правильно работать со зрителями. Пробуйте какой-нибудь приём и, если он срабатывает, берите его на заметку и используйте.

Просмотров: 857
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей