«Говорим о науке». Лекция 5. Наука в рассказах
21 августа 2022

Молодежный медиахолдинг «Есть talk!» представляет перевод отдельных лекций YouTube-курса «Говорим о науке» (Talking Science) популяризатора науки Грега Фута. Как привлечь внимание аудитории к вашим научным исследованиям? Как создать интересную историю об этом и сделать её понятной? Как правильно «доставить» этот контент целевой аудитории, используя разные медиаплощадки? Об этом Грег Фут в живой и яркой манере рассказывает в курсе «Говорим о науке», посвящённом научно-популярной коммуникации.

Перевод выполнен Андреем Нестеровым, выпускником кафедры «Теория и практика перевода» гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета. Полностью курс Грега Фута можно посмотреть на YouTube.


От древних наскальных рисунков до произведений Шекспира, от видеоигр 80-х до интервью со знаменитостями на шоу Эллен Дедженерес – в основе нашей культуры лежат истории, и именно они привносят смысл в наш мир. Истории – основной способ преподнесения информации.

Наш курс посвящён популяризации научных знаний. Важная часть этого процесса – умение рассказывать истории. Тем не менее, такой подход вызывает неоднозначную реакцию. Большинство учёных, предпринимателей или сотрудников научных центров и музеев, с которыми я провожу тренинги по взаимодействию с общественностью, одобряют эту идею и сразу же приступают к написанию текстов для научных выступлений в форме рассказов.

Но некоторые говорят что-то вроде: «Нет, я не могу рассказать историю» или «Рассказ – это ведь художественное произведение, верно?» Они думают, что только дети рассказывают какие-то истории, что это слишком просто. Я прекрасно понимаю, откуда берутся такие мысли, и если вы их разделяете, мы обязательно поговорим об этом в сегодняшнем видео. И да, конечно, когда речь идёт о рассказах, зачастую мы думаем о литературе, но здесь у нас всё строго по фактам. Неловко вышло, если вы зашли посмотреть это видео, чтобы стать преемником Артура Кларка или Урсулы Ле Гуин.

В предыдущем видео мы выбрали подводку, которая поможет привлечь внимание слушателей. Сегодня мы поговорим о том, как удержать его. Что делать, если глаза слушателей лезут на лоб от скуки или они пялятся в телефон? Ещё раз овладеть их вниманием с помощью другого приёма, окончательно заинтересовав уже на долгое время.

Да, ожесточённая борьба за умы слушателей – не самое приятное воспоминание, поэтому лучше поговорим об искусстве составления рассказов. «Но Грег! – расстроенно скажете вы. – Я могу описать одну разработку, но как же мне сочинить историю о целой науке?»

Специально для такого случая у меня есть первоклассные советы.

 

Руководствуйтесь проверенным принципом

От коротких и остроумных анекдотов до масштабных эпосов – история всегда сводится к одному и тому же. Это последовательность событий, в которой небезразличные вам персонажи сталкиваются с препятствиями или конфликтами, преодолевают их, часто с помощью других персонажей, пытаясь достичь своих целей. Чтобы написать научный рассказ, вам просто нужно следовать этой избитой структуре.

Итак, посмотрим, какую историю мог бы рассказать учёный о своих исследованиях. Персонаж – это вы или ваша команда. Цель – это открытие, к которому вы стремитесь. Например, узнать, как развивалась жизнь в первичном бульоне. Конфликт номер один может быть связан с финансированием или чем-то неизвестным. Скажем, вам нужно решить, какую газовую смесь добавить в атмосферу на начальном этапе моделирования. Второй конфликт может возникнуть позже. Возможно, эксперимент закончился неудачно или вы не смогли достать какое-нибудь оборудование, например, искровой генератор для создания модели удара молнии. Конфликт третий: допустим, вы получили неоднозначные результаты. Теперь вам нужно подумать, как вы справились с этими конфликтами?

Решение № 1. Вы потом и кровью добились получения гранта или случайная беседа на конференции помогла вам узнать состав газовой смеси и способ её синтеза.

Решение № 2. Вам дали добро на получение оборудования.

Решение № 3. Возможно, через некоторое время вы поняли, что пик в масс-спектрометрическом анализе на самом деле был вызван неизвестным посторонним агентом.

Изучение возможных элементов вашей истории может помочь вам определить, какими они в действительности должны быть, а также какие этапы исследования были действительно важны, на каком этапе вы на самом деле продвинулись вперёд, а на каком откатились назад. Это ключевые моменты вашей истории, которые предлагают множество конфликтов и их решения.

 

Делитесь эмоциями

Учёных часто изображают в виде бесчувственных роботов в белых халатах, работающих в лаборатории и бесстрастно раскрывающих фундаментальные законы Вселенной. Мы с вами знаем, что это во многом ошибочное предоставление, в основном потому, что вы реальный человек, жизнь которого и без неудачных экспериментов полна трудностей. Да, возможно, звучит слишком эмоционально, но это именно то, что поможет вашей истории взлететь. Как мы обсуждали в предыдущем видео, эмоции заразительны, так что поделитесь своими. Поговорите об изнурительных ночах, ремонте сломанного оборудования, о том, как интересно пипетировать 5342 пробирки, о нервном возбуждении перед просмотром результатов, восторге или замешательстве, когда вы впервые увидели график.

Признайтесь, что учёные не всегда знают, что они откроют. Быть исследователем – всегда волнительно, всё равно что по счастливой случайности заблудиться в лесу и найти там несметные сокровища.

Добавьте эмоций к своему рассказу, и вся аудитория буквально прокатится на американских горках вместе с вами.

 

Покреативнее с главным героем

Переходим на следующий уровень. Вместо того чтобы делать героем истории вас или вашу команду, можно отдать эту роль вирусу или биткоину.

Или, если вы исследуете северное сияние, как насчёт фотона света от Солнца? Давайте рассмотрим эту историю. Итак, фотон возникает в результате ядерного синтеза глубоко в ядре Солнца. Затем он отважно сражается с войском протонов – битва, которая, может занимать от нескольких тысяч до миллионов лет. Затем – опасный проход через конвективную зону, где пыль и электроны грозятся рассеять его. Наконец, фотон попадает в солнечную атмосферу, а затем, за восемь минут преодолев 150 миллионов километров, достигает Земли.

Там он попадает в магнитосферу и перенаправляется на Северный полюс, где сталкивается с атомом в атмосфере Земли, возбуждает его и рисует прекрасную картину северного сияния.

Эта история кажется мне очень интересной, хотя в неё можно добавить ещё больше науки.

 

Дайте им карту

Случалось ли вам на выступлении блестящего оратора или во время прослушивания отличного подкаста вдруг осознать, что, несмотря на то, что вашим вниманием овладели, вы в то же время понятия не имеете, на каком этапе рассказа находитесь и к чему всё идёт? Да, это вполне может быть одним из приёмов оратора для создания интриги. Но когда речь идёт о научной коммуникации, мне легче, когда я понимаю, где мы сейчас находимся, что мы обсудили и в каком направлении двигаемся. И мне не нужно никаких спойлеров, я просто хочу иметь представление о нашем путешествии. Это своего рода указатели. И независимо от того, рассказываете ли вы историю в хронологическом порядке или нет, важно их использовать, чтобы показать, где вы находитесь. Вначале расскажите нам о путешествии, в которое мы собираемся отправиться. Время от времени напоминайте, где мы находимся, как мы сюда попали и как далеко нам ещё предстоит зайти. Вы убедитесь, что когда мы достигнем пункта назначения, мы будем об этом знать.

Начало и конец истории – самые важные элементы. Доведите их до идеала, и ваше выступление, блог или интервью обречены на успех. Для этого создайте тщательно продуманный финал истории. В конце у вас открытие, которого никто не ожидал? Отлично, все любят хороший сюжетный поворот. Или, возможно, концовка свяжет воедино каждую из ваших идей? Это довольно тяжело сделать, но читатель или зритель, безусловно, оценит. Кроме того, в большинстве случаев можно оставить концовку открытой, заставив аудиторию гадать, что же будет дальше. Существует бесчисленное множество способов написать рассказ о своих научных разработках, так что фантазируйте, придумайте несколько разных историй, а затем расскажите их друзьям и семье. Посмотрите, что они найдут наиболее интересным и увлекательным.

Остальная часть этого курса будет посвящена тому, как мы рассказываем истории. В ней вы найдёте конкретные советы по выступлению, интервью для СМИ или созданию видео о вашем исследовании. Однако сначала поговорим о выборе слов, которые вы будете использовать в своём выступлении. Если они вызовут затруднения у аудитории, то вы быстро потеряете её внимание независимо от увлекательности вашей истории.

Просмотров: 912
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей