Культурный код. Скрытые смыслы. «Унесённые призраками»: критика культуры потребления или история вынужденного взросления?

«Унесённые призраками», пожалуй, самая известная работа японского режиссёра Хаяо Миядзаки. Это невероятно детализированная красочная сказка о девочке Тихиро, попавшей в мир духов, чтобы снять чары с родителей. Но что стоит за волшебной историей? Мораль, которую может понять лишь взрослый?

Источник: kinopoisk.ru

Сюжеты мультфильмов Хаяо Миядзаки часто переплетены с фактами из его биографии. «Принцесса Мононоке», «Навсикая из Долины ветров», «Ходячий замок» давно получили разгадку благодаря высказываниям самого режиссёра. Однако на вопросы журналистов о скрытых смыслах «Унесённых призраками» Миядзаки до сих пор отвечает загадочной улыбкой. Может ли это говорить о том, что в мультфильме никаких скрытых смыслов нет? Вряд ли. Это не в духе гения кинематографа.

 

Можно ли купить всё?

Хаяо Миядзаки – противник культуры потребления. Об этом он неоднократно высказывался в интервью и на фан-встречах. Эта позиция вполне могла найти отражение в образах некоторых персонажей мультфильма «Унесённые призраками». Вот один из примеров. Родители Тихиро попадают на безлюдную ярмарку, прилавки заполнены разнообразной едой. Зритель сразу видит, к чему приводят невоспитанность и желание завладеть чужим. Мать и отец главной героини заполняют тарелки тем, что, скорее всего, даже не съедят полностью. При этом обещают оставить плату владельцам заведений на стойках. И вот родители Тихиро уже превращаются в свиней, расплатившись за свою бесцеремонность. Вероятно, таким Хаяо Миядзаки и видит современного потребителя: невоспитанным, непомерно жадным, считающим, что всё можно купить за деньги.

Безликий – дух, который употреблял подносимые ему блага без остановки, постепенно разрастаясь до огромных размеров, – также жаден. Взамен он предлагал горы золота, которые, как оказалось, были лишь кучами грязи. Достаточно символично. Можно предположить, что в этих сценах Хаяо Миядзаки отразил сущность современного человека, хаотично и неосознанно потребляющего исключительно ради потребления.

Источник: kinopoisk.ru

Взять ответственность на себя

Главными героями в работах Хаяо Миядзаки часто являются подростки. «Принцесса Мононоке», «Навсикая из Долины ветров» и, конечно же, «Унесённые призраками» – эти мультфильмы объединяет одно: девочки и мальчики решают проблемы, созданные взрослыми. Если Аситака и Мононоке пытаются спасти природу от губительного влияния индустриализации, а Навсикая – от неразумности людей, то Тихиро в «Унесённых призраками» спасает родителей, превращённых в свиней. Но какими усилиями ей это даётся?

В начале повествования Тихиро – капризная, замкнутая девочка. В пути она только и делает, что жалуется, показывая родителям своё недовольство, связанное с переездом. Новый дом, новая школа, новые знакомства – всё это выход из зоны комфорта, который явно не привлекает подростка, привыкшего к определённому образу жизни и окружению. Может, именно об этом и хотел рассказать Хаяо Миядзаки? Многое ужасает героиню. Стоит вспомнить сцену, где Тихиро, испугавшись новой обстановки, в панике бежит, пытаясь спрятаться от непонятного ей окружения. Примерно так чувствует себя и подросток, «выброшенный» во взрослый мир.

По сюжету мультфильма девочке предстоит научиться выживать в новой среде. В своём устройстве этот мир прост и схож с реальным: хочешь есть – заработай. И Тихиро вынужденно учится ответственности и самостоятельности. Она знакомится с людьми, хорошими и не очень, обзаводится друзьями, совершает ошибки и исправляет их, принимает важные решения и учится работе, которую ранее выполнять не приходилось. Очень похоже на мир взрослых, не правда ли?

Мультфильмы Хаяо Миядзаки – бескрайнее поле для различных трактовок. Возможно, именно поэтому картины студии Ghibli имеют огромную популярность. Несмотря на сказочность, они повествуют о серьёзных жизненных проблемах. А зрители интерпретируют работы Миядзаки, исходя из собственных взглядов и переживаний.

Просмотров: 1179
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей