Личный вклад. Мягкие навыки, которые делают нас сильнее

«Личный вклад» – совместный проект Молодёжного медиахолдинга ТГУ «Есть talk!» и Центра психологических исследований ТГУ. Мы не будем рассказывать о лучших банках, денежных вложениях и повышать вашу финансовую грамотность. В этом проекте вы узнаете о куда более ценном вложении, чем деньги. Речь пойдёт о личном вкладе в себя, а именно – о том, как, распознав слабые места, прокачать в себе нужные soft skills. Среди наших экспертов – психологи и сотрудники кадровых служб предприятий и организаций Тольятти.

Узнать врага в лицо

Представим ситуацию: два специалиста работают в одной компании и выполняют схожие функции. Первый по характеру угрюм и молчалив, но работу свою выполняет очень кропотливо, проверяет каждую деталь. Другой, напротив, коммуникабелен, прекрасно взаимодействует с заказчиками, однако иногда допускает ошибки в расчётах, но в то же время вовремя их признаёт и исправляет.

Вопрос: если вдруг компании придётся одного из них уволить, почему «слабым звеном» окажется специалист номер один?

Другой (актуальный!) пример. Во время весеннего карантина перед двумя студентами стояла задача закрыть сессию. Один легко справился, планируя каждый свой день и шаг за шагом приближаясь к цели. А второй после первой же недели самоизоляции пустил всё на самотёк и в итоге не только не решил старую проблему, но и заработал новые долги по учёбе. Почему так получается?

Soft skills в переводе с английского означает «мягкие навыки». При чём тут это? Объясняем. Технический прогресс облегчает нам жизнь: беспилотные автомобили бороздят дороги, нейросети пишут тексты и музыку, телемедицина всё чаще заменяет поход в поликлинику. Однако сбрасывать со счетов человеческий фактор ни в коем случае нельзя. Только человек способен придумать креативное решение проблемы, найти общий язык с другими людьми и адаптироваться под любую ситуацию. Всё это – те самые soft skills, которые пора развивать.

– Это иллюзия, когда мы думаем, что пришёл программист в компанию и вот сидит он один, пишет код, ни с кем не общается. Создать масштабное программное решение невозможно в одиночку – над этим трудятся команды. А в командной работе не обойтись без коммуникаций – угрюмым и необщительным здесь будет сложно, – рассказывает Елена Хвостова, менеджер по персоналу тольяттинского офиса международной компании Netcracker.

На сайте Американской национальной ассоциации мягких навыков (есть и такая) дана статистика из исследований Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфордского исследовательского института. Они утверждают, что 85 % карьерного успеха складывается именно из «мягких» навыков специалиста.

 

Отставить технику!

Несмотря на возрастающую популярность идеи soft skills, довольно непросто найти историю возникновения этого термина. Само понятие использовалось армией США ещё в конце 1960-х годов. Soft skills обозначали те самые навыки, которые не были связаны непосредственно с использованием техники. Военные понимали: есть что-то, что позволяет эффективно руководить группами солдат, но эта область пока малоизучена.

С 1959 года армия США вкладывает средства в разработку обучения, а в 1968 году представляет доктрину «Systems Engineering of Training» («Системная инженерия обучения»). Благодаря этому в 1972 году началось официальное использование термина «soft skills». Профессор Пол Дж. Уитмор представил доклад «What are soft skills?» («Что такое „мягкие навыки“»?) на конференции CONARC в Техасе.

Вы примете меня?

Вернёмся к нашим историям о студентах и специалистах, о разном уровне владения soft skills. «Мягкие» навыки человека заметнее всего дают о себе знать именно в деловой обстановке.

– Молодой специалист, устраиваясь на свою первую работу, проходит через сложный процесс адаптации, – отмечает руководитель Центра психологических исследований и консалтинга ТГУ Валерия Пантелеева. – От него требуется проявить себя сразу по нескольким «фронтам». Первый – это адаптация к новому месту работы, нагрузке, распорядку. Второй – налаживание контактов, усвоение формальных и «неписаных» норм поведения и общения, необходимость произвести нужное впечатление на коллег и руководство. Третий – усвоение недостающих профессиональных знаний и навыков, освоение практических умений. Эти три группы задач требуют развитых «мягких» навыков: самоорганизации, коммуникабельности, эмоционального интеллекта, обучаемости, гибкости, системности и критичности мышления.

Всё, что связано с «мягкими» навыками, измерить непросто. Судите сами: их невозможно просчитать, увидеть или потрогать.

– Стремление соискателя показать себя на собеседовании с лучшей стороны естественно. Это та ситуация, где можно и нужно «создать» впечатление о себе, – комментирует Елена Хвостова. – Первое, на что мы обращаем внимание в нашей компании, – пунктуальность, личная организованность, соблюдение иных договорённостей. Коммуникативные навыки «измеряем» способностью презентовать себя, выстроить диалог, грамотностью речи. Мы ценим искренность и открытость. В работе бывают непростые ситуации, поэтому важно, чтобы сотрудник умел предупреждать и быстро реагировать на возникающие проблемы, а не стремился скрыть их. Доброжелательность – ещё один фирменный скилл, который создаёт уникальную атмосферу в Netcracker. Многое приходится принимать на веру, чтобы подтвердить наличие заявленного навыка. Чтобы лучше понять, какими качествами реально обладает соискатель, HR-специалист задаёт немало вопросов. К примеру, человек говорит, что у него всё прекрасно с самоорганизацией. А мы, в свою очередь, предлагаем ему рассказать, как он планирует свой день и каких целей уже достиг. Результат – это как раз то, что отделяет наличие навыка от фантазии.

Смотри на себя

– Важно прислушиваться к себе, понять свою природу и помочь ей проявиться. Мне всегда доставляли удовольствие занятия, связанные с аналитикой, систематизацией, структурированием информации, – рассказывает Валерия Пантелеева. – Есть уникальные случаи, когда люди развивали у себя навыки и личностные особенности вопреки своей природе. Например, робкий человек, склонный к раздумьям и индивидуальной работе, после упорной работы над собой вдруг становится зажигательным оратором и хорошим продавцом. Конечно, всегда надо верить в себя и свои возможности, нельзя отказываться от потенциальных достижений, заранее поставив крест на своих способностях. Однако есть и другой путь, который я считаю более правильным, – развивать в себе уже имеющиеся задатки. Если человек интроверт, и его сильная сторона – аналитическое мышление, то, развивая это качество, он скорее станет востребованным как аналитик и найдёт своё место в команде, чем добьётся успеха в качестве менеджера по продажам, ведущего праздников или тренингов.

Елена Хвостова считает, что в основе развития «мягких» навыков лежат врождённые индивидуальные особенности человека.

– Важно понять свою уникальность, но не чувствовать себя её заложником. Если у вас есть желание расширить границы своих возможностей, то выходите из зоны комфорта и прокачивайте недостающие навыки, – подчёркивает наш собеседник. – Например, чтобы перейти на следующую карьерную позицию, часто требуется освоить презентационные и менеджерские скиллы. Кто-то с сожалением откажется от продвижения, ссылаясь на отсутствие способностей, а кто-то с такими же данными рискнёт, проявит упорство в достижении цели. Любое качество можно улучшить – было бы желание.

Прокачайся!

Для усовершенствования нужных навыков есть конкретные методики.

– К любому из soft skills можно подойти аналитически, – говорит Валерия Пантелеева. – Для начала – разбить его на слагаемые. Возьмём такое качество, как способность к самоорганизации. Освоить его можно последовательно, через техники тайм-менеджмента и позитивного мышления, навыки анализа и регуляции своего эмоционального состояния. Неделя выполнения простого упражнения на позитивное мышление даёт очень ощутимые результаты и включает мотивацию на дальнейший личностный рост. Вы почувствуете себя увереннее, захотите стать ещё круче и профессиональнее.

Простое упражнение на развитие позитивного мышления

Заведите специальный блокнот и каждый вечер выписывайте хорошие события прошедшего дня. В конце недели посмотрите на динамику – сколько позитивных событий было в понедельник и сколько их вы стали замечать к концу недели. А к концу второй недели?

Елена Хвостова полагает, что быстро приобрести навык вряд ли возможно. Однако если это будет происходить в развивающей среде, то дело пойдёт быстрее:

– Компания Netcracker способствует развитию «мягких» навыков. Студенты приходят в наш учебный центр, погружаются в корпоративную атмосферу, работают в проектных командах под руководством увлечённых наставников. Если изначально у ребят неплохо с самоорганизацией и социальными навыками, они динамичнее адаптируются и развиваются профессионально. Сначала проявляют себя в учебных проектах, а затем и в профессиональной деятельности.

Проверь себя

Ситуация: представьте или вспомните свой первый учебный день в университете. Вы пришли пораньше и уже нашли нужную аудиторию. За партой сидит одногруппник. Ваши действия?

• Почувствую дискомфорт, сяду от него как можно дальше.

• Тихо поздороваюсь, а потом буду ждать, когда он сам со мной заговорит.

• Скажу: «Привет!» и поинтересуюсь, к примеру, легко ли он нашёл аудиторию.

• Сяду к нему за одну парту и сразу познакомлюсь.

Ответы

• 1 и 2 – низкий уровень коммуникации. Вам некомфортно заводить новые знакомства, вы с трудом вливаетесь в коллектив. Нужно это менять и пробовать новые возможности.

• 3 и 4 – отлично! Вы легко идёте на контакт с людьми и не боитесь работать в команде. Однако всегда есть к чему стремиться.

P.S. Далее в проекте «Личный вклад» мы будем подробно разбирать каждый «мягкий» навык. На очереди – один из самых важных (как вы могли догадаться из «проверки») – коммуникация. Поверьте, даже если вы считаете, что замечательно ладите с людьми, и наш мини-тест показал хороший результат, в следующем выпуске вы узнаете много полезного и интересного.

Просмотров: 131
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей