Технологиями дополненной реальности (augmented reality, AR) к концу 2023 года пользовались уже около 1,4 миллиарда пользователей. Видеоигры с AR ломают четвёртую стену между игроком и автором: совершенствуют возможности взаимодействия в виртуальном пространстве, добавляют механики его изменения, совмещают игру со спортом. Одним словом, украшают нашу жизнь и делают её веселее. А самое главное – внедряют новые революционные технологические разработки.
В центре событий
– Дополненная реальность – не технология, а технологическое направление, которое входит в более крупный кластер пространственных вычислений, – объясняет Алексей Лисовицкий, директор по коммуникациям Spider Group, главный редактор новостного портала «Голографика». – Если кратко, её ключевые особенности – в дополнении окружения цифровыми данными в реальном времени, контекстуальности и глубоком погружении в контент. Отсюда и термин «иммерсивный» – от английского immersion, погружение. Человек больше верит в происходящее, когда действие разворачивается вокруг него, а в смеси реального и виртуального одно трудно отличить от другого.
Дополненную реальность можно увидеть, например, через приложения с масками для селфи или GPS-навигаторы. Говоря совсем просто, к реальному изображению в AR добавляются виртуальные элементы, которые помогают «соединить» реальность и виртуальный мир.
Шлем EyeTap Стива Манна. Источник: mannlab.com
Новые девайсы для новой реальности
Дополненная реальность – изобретение относительно недавнее. В 1984 году Стив Манн создал первый шлем с очками EyeTap, способный записывать видео «глазами» человека, на которого надет шлем, и добавлять в изображение компьютерную графику во время использования. Сам термин «дополненная реальность» появился, как считается, в 1990 году, когда исследователь корпорации Boeing Том Кодел применил это словосочетание по отношению к новым цифровым технологиям, помогающим в постройке самолётов.
Технологии дополненной реальности быстро добрались до сферы развлечений. Уже в 1998 году AR использовали для демонстрации смены позиции команд в американском футболе. Во время матча на экране появлялась жёлтая линия, показывающая передвижение игроков. Эта технология используется при трансляции спортивных матчей и по сей день, только она приобрела новый, лаконичный вид.
Игрок с оборудованием для AR Quake. Источник: tinmith.net
Видеоигры подхватили тенденцию развития AR к началу XXI века. В 2000 году вышла AR Quake – первая игра, полностью построенная на взаимодействии в пространстве дополненной реальности. Игроки с рюкзаком, куда был встроен компьютер, шлемом и игровым контроллером в виде бластера, прикреплённого к рюкзаку, выходили из дома, искали монстров и сражались с ними на улицах своего города. Подобная комплектация, однако, оказалась громоздкой и очень дорогостоящей, из-за чего игра так и не стала популярной. Тем не менее уже сама идея создания компьютерной игры, взаимодействующей с реальным миром, стала прорывной и позже была неоднократно переработана и доведена до ума. А насколько дополненная реальность может быть важна для современного мира?
– Представьте современный оцифрованный завод, – рассказывает Алексей Лисовицкий. – Инженер хочет снять очки дополненной реальности и провести обслуживание механизма самостоятельно. Физически он, скорее всего, сможет это сделать. Но будет пара условий: он должен обладать высокой квалификацией, едва ли предприятие захочет потерять из виду его данные, пожертвовать видеосъёмкой процесса, а некоторые операции (что было бы вредно, но всё же) вообще могут перейти с физических интерфейсов на цифровые, и без нажатия виртуальной кнопки на очках нельзя будет активировать некую функцию. В таких случаях очки становятся неотъемлемой частью производства, пускают корни в регламенты, технологические карты.
Как видеоигры с AR дополняют реальность
Со временем AR-технологии стали применяться чаще и заметно продвинулись вперёд. Сейчас AR применяется в маркетинге, в военном деле, даже в здравоохранении. Свои AR-тренды задают и видеоигры.
Одна из первых игр, «прокачавшая» AR, – SpecTrek. Это приложение, пользователи которого с помощью камеры и GPS на своём мобильном устройстве могут «охотиться» на призраков, появляющихся в окрестностях неподалёку от игрока. SpecTrek позволяла не только получать удовольствие от игрового процесса как такового, но и совмещать игру с фитнесом и изучением города. Приложение стало призёром конкурса авторов мобильных приложений Android Developers Challenge 2 в номинации Lifestyle.
Самая, пожалуй, известная игра, повлиявшая на развитие AR, – Pokemon Go. Вышедшая в июле 2016 года, она быстро обрела мировую популярность, и уже к августу её скачали более 100 миллионов раз. Как и в AR Quake, игроки выходили из дома, чтобы искать, ловить, тренировать покемонов и сражаться с покемонами других игроков. При этом для игры нужен был только телефон с GPS. Pokemon Go стали массово использовать маркетологи, создатели фитнес-приложений, специалисты в сфере здравоохранения (для наглядной демонстрации, куда идти и что делать в экстренных ситуациях).
Знаменитая Minecraft на своё десятилетие в 2019 году получила альтернативную версию с использованием технологий дополненной реальности, которую назвали Minecraft Earth. Игра использовала сеттинг оригинала, при этом, как и Pokemon Go, работала с GPS, то есть играть можно было, просто гуляя по городу. Пользователи получили возможность взаимодействовать друг с другом и изменять пространство альтернативной реальности: строить дома и добывать ресурсы. Игра получила тёплый приём, но уже в 2021 году из-за пандемии ковида проект закрыли: многие просто не могли выйти на улицу, чтобы поиграть.
Видеоигр, повлиявших на развитие AR-технологий, сотни. Они задают тренды во многих сферах нашей жизни. Кто знает, может, уже через пару лет нечто, появившееся в игре или приложении с дополненной реальностью, станет частью нашей повседневности?